В ходе прошедшего сегодня «круглого стола», посвященного будущему ислама в России известный
мусульманский ученый, заместитель директора Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, доктор философских наук Али-Вячеслав Полосин обратил внимание на прозвучавший во время встречи Президента РФ Владимира Путина с мусульманскими лидерами России тезис о том, что «духовным лидерам надлежит давать оценку преступным и благим деяниям единоверцев».
Али Полосин обратил внимание в этой связи на то, что событиям, в том числе и драматическим, должна даваться со стороны мусульман не просто декларативная, но богословская оценка. Необходимо вспомнить о таком явлении мусульманского права и практики, как фетва. Именно в них фиксируется оценка тех или иных событий человеческого бытия с точки зрения исламского закона.
«Нужно давать четкую и ясную богословскую оценку тем или иным явлениям человеческого бытия, – отметил ученый. – Например, указать, что за то или иное деяние человека ждет ад, или же невозможность вставать с мусульманами на молитву, или же просто он становится среди мусульман «нерукопожабельным».
Али Полосин отметил, что сегодня весь мусульманский мир ориентируется в правовом отношении именно на формат фетвы.
« В то время, как наши многочисленные духовные управления и возглавляющие их «муфтии» (что, по определению, означает лицо, правомочное выносить фетвы) порождают ни к чему не обязывающие декларации, некие, никому не известные «факихи» за рубежом выносят фетвы явно экстремистского содержания, которые к тому же активно переводятся на русский язык в исламском информационном пространстве. В частности, нынешнее противостояние в Сирии во многом подпитывается такого рода фетвами», – считает ученый.
Али Полосин подчеркнул важность противостояния подобным «юридическим вердиктам» путем издания фетв, содержащих обоснованное альтернативное мнение. Это стимулирует хотя бы такая традиция исламского правоведения, согласно которой, если не существует альтернативного мнения, выраженного в той или иной фетве, то она автоматически становится нормой, обязательной для всей уммы.