Новости Ислама
Версия для печати

Альтернатива фанатизму


  10.06.2011    |   Полит.ру

Реклама В Казани – самые красивые девушки!Это утверждают все, кто посетил столицу Татарстана. Трудно не согласиться.Здесь и красавицы с русыми косами, и жгучие восточные чаровницы. Одним словом,как только наступают теплые весенние дни, весь город можно
реклама

в казани – самые красивые девушки!это утверждают все, кто посетил столицу татарстана. трудно не согласиться.здесь и красавицы с русыми косами, и жгучие восточные чаровницы. одним словом,как только наступают теплые весенние дни, весь город можно увидеть на улице –одни глазеют, другие с удовольствием за этим процессом наблюдают.

однако, прогуливаясь по городу можноувидеть и девушек в длинных платьях и в платках, которые закрывают почти всюголову. девушки-мусульманки в хиджабе.

хиджаб – слово арабскогопроисхождения. поэтому в казани чаще можно услышать – в платке. в отличие отостальной россии, такая форма одежды большую часть населения не раздражает:все-таки татарстан - это преимущественно мусульманский регион. но вызываетспоры, а у некоторых и недоумение. действительно, если посмотреть на фотографиитатарских семей конца xix – начала ххвека, то можно увидеть, что хиджаб в современном его виде татарская женщина неиспользовала. многие вообще считают, что элементом татарского национальногоженского костюма может быть только шапочка определенного покроя - калфак.откровенно говоря, я тоже придерживался такого же мнения. однако меня попыталсяпереубедить преподаватель российского исламского университета данис гараев. поего словам, калфак в повседневной жизни моглисебе позволить только очень обеспеченные женщины. в простой же семье егонадевали только по большим праздникам. к тому же в такой шапочке не очень-тоудобно заниматься крестьянским трудом и домашними делами. поэтому женщиныпредпочитали носить платок. как раз платок и является наиболее традиционнымголовным убором у татарской женщины. а уж каким узлом он завязан – это деломоды и вкуса самой женщины. но гараев все же не отрицает, что сейчас используютименно арабский способ повязывать платок. и многие современные мусульманесчитают его единственно верным. по моему мнению, связано это с тем значением, котороепридается сейчас хиджабу как атрибуту мусульманки в окружении светского мира.

римма гатина отчасти подтверждает моисуждения. она надела платок несколько лет назад и, по ее словам, долгое время кэтому готовилась. римма считает, что девушка должна внутренне созреть длятакого шага. надев платок, мусульманская женщина берет на себя всеобязательства, предписанные ей кораном. однако римма подчеркивает, что такоеположение принесло ей и немало преимуществ: «даже когда идешь по улице, то ужемужчины не станут отпускать непристойные комплименты, будут вести себя болееприлично – они уже знают определенные рамки поведения, относятся с большим уважением. я это на себепочувствовала. даже среди знакомых на меня стали смотреть по-другому, спочтением». поэтому и появилась поговорка, что платок легче надеть, чем снять –в этом случае не избежать осудительного мнения в свой адрес. при этом надозаметить, что остальную жизнь риммы гатиной платок никак не ограничил – онажурналист, много общается с людьми. в целом ведет привычный образ жизни, носверяет ее с мусульманскими канонами. наверное, человеку светскому не простопонять эту логику. поэтому я осмелюсь провести, в общем-то, не совсемкорректную параллель с монашками в христианстве. с той разницей, что в исламеинститута монашества нет, и мусульманская женщина в хиджабе в остальном ведетобычный образ жизни – ходит на работу, занимается семьей и домашними делами.

этому способствует существующее средимусульман поволжья и урала исламское течение джадидизм. джадидизм возник в xix веке и распространился среди казанских и крымскихтатар и башкир. «усул джадид» в переводе с арабского означает «новый метод». связаноэто именно с реформой образования в исламе. во второй половине позапрошлоговека лучшие умы татар и башкир пришли к выводу, что системе образованиянеобходима реформа. до тех пор система обучения в медресе была схоластической исводилась к простой зубрежке сур корана. при этом шакирды (ученики) часто дажене понимали, что они учат, поскольку арабский язык, на котором написан коран,им не преподавался.

основатель движения джадидизма - исмаилгаспринский. это был крупный общественный и политический деятельмусульманских народов россии. свои идеи он пропагандировал со страниц основанной им газеты"тарджиман" (переводчик), которая издавалась с 1883 на протяжении двадцатилет.

данис гараев называет особенноважным, что сторонники джадидизма в образовательные стандарты стали вводить исветские предметы. более того, считалось, что ученый – физик или математик -вполне может быть и ревностным приверженцем религии. при этом рассматриватьджадидизм только в рамках образования не совсем верно. это еще и свободныйобраз мыслей. именно в конце xix веканаблюдается расцвет татарской прессы, и на ее страницах развернулась дискуссияотносительно дальнейшего развития татарской культуры и ислама как религии. всеэто двигало и религиозную мысль.

идеей, девизом джадидизма, можно сказать, стало придание нравственнымисламским основам более современной, скорее европейской формы.

не этого ли мечтали достичь сторонникиидеи мультикультурности и толерантности, которая стала популярной в европе впоследние десятилетия и которую некоторые уже поспешили объявить провальной? ведьесли прочитать коран, то там невозможно найти ничего, что давало бы основаниепричислять ислам к агрессивной культуре. ведь и сама мусульманская религиявозникла на основе христианства, иудаизма и некоторых иных, местных арабскихверований. ей так же близки идеи сострадания, проповедуются общечеловеческиеценности. агрессия и нетерпимость свойственны радикальным религиозным течениям,и не только исламским, их создают отдельные толкователи. и очень часто причинойявляется отнюдь не религиозное усердие.

сторонники джадидизма как раз ипроповедовали развитие духовное. они оставались мусульманами, так же совершалипятикратный намаз (молитву), но при этом были современными людьми, шли в ногу снаучно-техническим прогрессом. джадидизм возник не на пустом месте. татарызанимали ведущее место в российской империи по грамотности. но грамотности насвоем языке. читать и писать по-татарски мог практически любой крестьянин. и втатарском обществе постепенно возник запрос на развитие. именно в это времяпоявляются великие татарские писатели, философы, зарождается театр. классикитатарской мусульманской мысли: буруди, марджани, курсави. данис гараевполагает, что основной причиной появления джадидизма является конкуренция:«казанские и крымские татары жили на стыке двух цивилизаций – восточной,исламской, и западной, христианской. а для того чтобы выжить в таких условиях,как раз и необходимо быть конкурентоспособными. поэтому и сформировалась новаяшкола мысли в виде джадидизма.

соседство с любой другой культурой всегда стимулирует стать лучше.

не хочу никого обидеть, но, допустим,в том же афганистане, где на тысячи километров нет ни одного христианина илииндуиста, нет и стимула чего-то менять. им сравнивать не с чем».

так получилось, что на данномисторическом этапе европейская цивилизация оказалась в авангарде прогресса.поэтому является естественным, что сторонники джадидизма в своей обновленческойдеятельности ориентировались на ее достижения. вот она - принципиальнаяразница!

джадидизм – это не желание отобрать у кого-то что-то, а желание сделать нехуже!

возникает созидательная основа. инедовольство нынешним положением у человека переходит не в агрессию, а в желаниесделать не хуже, а по возможности и лучше. а для этого надо работать над самимсобой. работу над самим собой и называют секретом татарского менталитета. этообъясняет и причину, почему джадидизм возник именно в их среде. в этом случаеневозможна и консервация образа жизни, которая неизбежно ведет к отставанию.мне представляется, здесь уже напрашивается параллель и с японским обществом.никому не придет в голову обвинить японцев, что они потеряли свою идентичность,изменили каким-то традициям или обычаям. однако японское общество сейчас стоитв авангарде развития планеты. нечто подобное предусматривал и джадидизм полторавека назад.

однако все это не получило своегологического завершения. с революцией 1917 года прерывается и традицияджадидизма. и только с конца 80-х годов идеи джадидизма вновь начинают обретатьсвоих сторонников. однако за это время успел пробиться на территорию татарстанаи ваххабизм. считается, что он пришел из арабских стран. поскольку своихпреподавателей ислама в то время не было, в 90-е годы хх века татары сталиактивно отправлять молодых людей на учебу на ближний восток. и там некоторыеученики прониклись идеями этого радикального течения. и хотя сторонников идейваххабизма в татарстане не много, они активны, их действия носят решительныйхарактер. и, тем не менее, большинство мусульман поволжья и урала его идеи неприемлют. между джадидизмом и ваххабизмом разница бросается в глаза. ваххабизмвозник именно в арабских странах в xviii веке и ставил своей цельюсвержение турецкого владычества. то есть военно-агрессивная составляющаязаложена уже при создании этого учения. она основа его существования. убери изваххабизма агрессию - и его лидеры окажутся не у дел. поэтому ваххабизм всегдабудет занят поиском врага – османской ли империи, западной цивилизации,представителей иных течений ислама. не будет их, найдутся другие. без противникаваххабизм существовать не может. это мое мнение. джадидизм, как мы уже видели,ставит своей целью самосовершенствование. ваххабизм – отрицает чужую культуру,джадидизм - призывает применять все лучшие достижения цивилизации.

однако данис гараев подчеркивает, чтопопытка, предпринятая во времена ссср, создать «новую общность – советский человек»как раз и сыграла негативную роль. и татары, и русские утратили часть своихтрадиций - религиозных, прежде всего. (может, поэтому и все равно, как повязатьплаток – традиционным для татар способом или как научили арабские коллеги). а сразвалом советского союза и крушением коммунистической концепции исчезла идеологическаясоставляющая, которая во многом и заменяла религию. получилась некотораяаморфная масса людей. более того, значительной ее части, по мнению даниса,просто наплевать друг на друга – на их национальность, религиозные убеждения. ноне всем. многие вспоминают, что у народа была своя культура, своя религия. иэтот слой обеспокоенных людей все более возрастает. причем и среди русских, исреди татар. однако среди татар этот процесс происходит чуть быстрее. еслизаглянуть в любую мечеть казани во время пятничного намаза, то можно увидеть,что она заполнена людьми, причем молодыми. их уже не устраивает пошлость, котораяльется с экранов российского телевидения, поэтому они обращаются к своимкорням, прежде всего к религии и языку. и вот, говорит данис гараев, сновататарская культура, татарская традиция находятся перед вызовом. и если в xix веке удар был с запада, то теперь его приходитсядержать с востока.

на мусульманском востоке тоже идетсвоя глобализация, только ваххабитская. мусульманам поволжья и урала снова приходитсямобилизовывать силы, чтобы дать свой интеллектуальный ответ, как это было болеевека назад. запретительные меры не действуют. поэтому естественным становитсяобращение к идеям джадидизма. ислам мирный, прогрессивный и образованный какальтернатива религиозному фанатизму, фундаментализму и агрессии. поэтомудевушка в платке-хиджабе в казани никого не пугает – все знают, это идет некакая-то забитая мужем домохозяйка или террористка-смертница, а, возможно, молодойученый, успешный журналист или просто хороший человек.

казань




Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...