Версия для печати

`Новаторство` в религии: Мнения священнослужителей


  29.06.2017    |   Новости Федерации

Дискуссия в мусульманском сообществе вокруг конфликта с муфтием Арсланом Садриевым в очередной раз подняла вопрос о допустимости новаторства в религии, о возможности и желательности приноровления религиозных воззрений к современным условиям.
Дискуссия в мусульманском сообществе вокруг конфликта с муфтием Арсланом Садриевым в очередной раз подняла вопрос о допустимости новаторства в религии, о возможности и желательности приноровления религиозных воззрений к современным условиям.

«Руководитель мухтасибата (объединения мечетей) Сергиево-Посадского района, муфтий Центрального федерального округа от Совета муфтиев России (СМР) Арслан Садриев отстранен от должности и «лишен духовного сана» указом главы СМР Равиля Гайнутдина... «за покушение на истинные ценности ислама и искажение их, своевольное неграмотное толкование фикха (мусульманского права), искажение учения религиозно-правовых школ-мазхабов, попытку создания раскола между мусульманами и распространение ереси».

«Преступлением» Садриева стала его беседа с бывшим первым замом муфтия Татарстана Рустамом Батровым... Садриев рассказывал Батрову о своей работе над книгой, в которой предлагает изменить традиционные подходы к реализации основных обязательных предписаний (фарзов) ислама», - пишет газета «НГ-Религия» в статье «У мусульман появились свои «Кураевы».

В частности, Садриев считает, что в России нельзя отсчитывать время намаза по движению солнца по небу, поскольку у нас есть населенные пункты, где солнце по нескольку месяцев не встает или не садится, и предлагает сообразовать время молитвы с жизненными циклами человека. Он также предлагает реформировать практику поста в рамадан, когда мусульманин до захода солнца ничего не ест и не пьет: «Статистика заболеваний, посещения больниц после поста в этом плане – не за традиционное понимание поста». Садриев утверждает, что опасное для здоровья голодание – это упомянутые в Коране порицаемый и запретный пост. Богослов обращает внимание и на указанную в Коране практику замены поста делами милосердия.

Он осуждает практику заключать религиозный брак без светской регистрации, а также критикует нынешнюю систему обучения в медресе России. По его словам, пребывающие по многу лет в медресе студенты получают отвращение к современному миру и всему неисламскому.

См. также:
Апдейт ислама? Мнения священнослужителей

Отметим, что б?льшая часть этих проблем поднимается и в православии – недаром газета сравнивает Садриева с протодиаконом Андреем Кураевым. Не раз звучали призывы радикально пересмотреть пищевые запреты поста: указывалось, что они устанавливались полторы тысячи лет назад в Средиземноморье, - в нынешней России многое, что считается постным, довольно дорого, и наоборот, доступная еда попадает под запреты. Столь же часто указывалось, что у нас, в сущности, нет круга богослужений, приспособленного под возможности прихода, а не монастыря, поэтому монастырский круг урезают и переставляют кто во что горазд, а важные службы нередко назначаются на часы, когда работающий человек попасть на них не может. До хрипоты обсуждалась идея перевода богослужения на русский язык – хотя бы в некоторых приходах: сторонники русификации, в частности, указывали, что миссия свв. Кирилла и Мефодия основывалась на неприятии самой идеи священного языка. Высказывались и многие другие предложения в этом роде.

«Допустимо ли «новаторство» в религии, - допускаете ли вы возможность адаптации каких-либо требований к современным условиям? Если да, то каких?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.