Городок Губкинский в лесотундровой зоне Ямала войдет в историю ислама, как первый в мире город, где при наличии огромной мечети, мусульмане будут проводить джума-намазы под открытым небом на асфальте.
В понедельник судебные приставы опечатали двери в Доме поклонения Всевышнему Богу. Исполнительное производство было проведено в рекордно короткие сроки: 15 августа окружной суд в Салехарде оставил в силе решение местного суда о запрете эксплуатации здания мечети, и уже на следующий день, 16-го, дело поступило в Губкинский суд. Это была пятница. В тот же день сразу после джума-намаза верующих уведомили, что после выходных мечеть будет опечатана.
- Все произошло быстро, в срочном, спешном порядке, обычно так не бывает, во всяком случае, у нас в Губкинском, - рассказал адвокат Юрий Ивановский, представляющий интересы МРОМ «Иман».
По словам активистов общины, прокурор, приставы, полицейские, представители центра по экстремизму приехали в мечеть на нескольких машинах, опечатали все внутренние двери, снаружи наложили полосы с надписью «опечатано» на центральный вход, двери в женскую половину мечети и «пожарный» выход.
- Все прошло спокойно, братья проявили сабр-терпение, - сообщил прихожанин по имени Аслан. - Приставы показали исполнительные документы, сказали, что закон есть закон, есть решение суда, делайте бумаги о вводе в эксплуатацию, потом откроем мечеть. Мы им говорим: но ведь сами власти не дают нам привести в порядок документы, создавая препятствия...
Представители нескольких силовых ведомств исполнили волю прокурора и судьи
Хотя официальная версия закрытия мечети связана с нарушением пожарной безопасности, незавершенностью строительства, мусульмане считают, что, таким образом, через преграды и препоны, заинтересованные лица во власти пытаются заставить общину выйти из состава Ямало-Ненецкого казыята ДУМАЧР и войти в юрисдикцию регионального отделения ЦДУМ.
Мусульмане Губкинского ждут в ближайшее время приезда из Москвы Асланбека Саламова, экс-директора дорожно-строительной организации «АБС-Строй», построившего в 2000 году двухэтажную мечеть в живописном месте на берегу реки Пякупур в парковой зоне на окраине города.
И.о. имама и адвокат поставили росписи в протоколах
Нефтегазовому Губкинскому с 25-тысячным населением всего четверть века. В середине 80-х годов здесь появились первые вахтовые вагончики, где проживали буровики из разных концов страны, в том числе бригады из Чечено-Ингушской АССР,
Башкирии, Татарии. Чеченец Асланбек Саламов был одним из тех, кто строил город, а затем взялся за строительство первой в истории Ямала мечети в классическом исполнении.
- Мусульмане проживают в Губкинском со времени основания, меня коробит, когда кавказцам говорят «понаехали», - возмущалась однажды дагестанка Мадина, хозяйка одного из магазинов. – Ладно, если бы это говорили коренные селькупы, а то бывает, что «гастарбайтер» из Украины ворчит о «понаехавших».
Община мусульман Губкинского в год своего образования вошла в состав Ямало-Ненецкого казыята ДУМАЧР – единственной на тот период истории мусульманской централизованной структуры в автономном округе. Осенью 2002 года на Ямале была создана вторая структура - региональное ДУМ в составе ЦДУМ, в составе которой постепенно оказалась часть мусульманских общин северных городов, прежде работавших в структуре казыята.
Не избежала раскола и Губкинская организация, имам которой Азат Мулюков, как рассказывают, попытался перевести организацию из ДУМАЧР в ЦДУМ, за что был низложен с должности имама мечети, а затем возглавил новую религиозную организацию – Махалля «Ватан» от ЦДУМ (молитвенная комната ее находилась в одном из помещений горбольницы).
Принципиальная разница между духовными управлениями – в статусе руководителя организации. В ДУМАЧР имам избирается на собрании членами общины, и не может быть снят с должности ни главой Ямало-Ненецкого казыята, ни главным муфтием духовного управления. В ЦДУМ же имам-председатель назначается и снимается указами муфтиев данной структуры. Как это происходит, красочно рассказала в газете «Здравствуйте нефтеюганцы» Сайма Шарифуллина из соседней Югры:
«Утро 12 февраля выдалось прекрасным. Ярко светило солнце, лениво падали снежинки. Как будто сама природа приветствовала наш священный день - пятницу. Со всех уголков города на автомобилях, в такси или пешочком, собирались люди у мечети на намаз.
Намаз в этот день в мечети сопровождал прибывший из Сургута Тагир-хазрат. Возник вопрос: «С какой стати?» По окончании ритуала перед прихожанами выступил депутат городской Думы Анфир Фазлутдинов. Он держал в руках бумагу и читал кем-то состряпанную писанину, в которой старательно обливали грязью нашего имама Джамиля. Откровенно говоря, многие не поняли, что происходит.
Последние два ракаата…
Хотелось бы спросить у народного избранника, где он был, когда по просьбе мусульман города хазратом был назначен выпускник духовной семинарии Джамиль, почему в 1993 году он не протянул руку помощи молодому специалисту? Конечно, осуждать и наказывать легче всего.
С прибытием молодого духовного лидера мусульмане города разных возрастов (от 60 до 9 лет от роду) стали посещать мечеть. Имам научил нас не только читать священную книгу Коран, арабскому языку, но и как и когда проводить различные духовные ритуалы. И даже деды, которые поначалу так страстно желали избавиться от хазрата, тоже учились у него. Сегодня в Нефтеюганске около 300 человек, умеющих читать по-арабски. Дипломированные учителя, а также бывшие ученики нашего хазрата передают свои знания всем желающим. Занятия проводятся в мечети. Разве это плохо?...» (полная версия о то, как проходило снятие нефтеюганского имама Джамиля Сагитова и назначение в мечеть нового служителя, Усмана Печорина, по этому адресу: http://www.znpress.ru/arhiv/220410/chitatel_gazeta.php).
Вероятно, аналогичные мысли при зачитывании указов одолевали прихожан и в других мечетях, где прежние имамы, отдавшие все свои силы и лучшие годы на строительство мечетей и служению общине, вдруг по какой-то причине оказывались неугодными муфтиям, и снимались с должностей, особенно в городах, где мечети построены и поддерживаются финансово нефтегазовыми компаниями.
Например, в «лукойловскую» мечеть Когалыма муфтий Тагир Саматов назначил указом своего родного брата, в «лукойловскую» мечеть Лангепаса – своего сына, сняв прежнего имама. Возможно, эти родственники муфтия обладают высокими профессиональными качествами, чтобы возглавить мечети именно «лукойловских» городов, тем не менее, у части правоверных сложилось впечатление, что назначение было произведено по биологическим признакам, а не профессиональным.
Назначение муфтиями имамов, по словам полпреда муфтия Казыятского управления мусульман
Тюменской области в северных автономных округах Камиля-гаджи Заурбекова, когда общину ставят перед фактом: вот вам новый имам, просим любить и жаловать, зачастую приводят к расслоению в организации: имам с близким окружением сам по себе, прихожане сами по себе. Назначение характерно для православия, где приход собирается на службу один раз в неделю в воскресенье, в исламе же, где коллективные молитвы в мечети совершаются пять раз в день, отношения «командир-подчиненный», как правило, не срабатывают. Вероятно, этим и объясняется слабое влияние «указных» имамов на молодежь, которая все больше радикализуется, особенно в Югре; возможно, расслоением общины объясняются и конфликты в мечетях между руководством и прихожанами. В Нефтеюганске, напомним, один из прихожан сломал челюсть помощнику имама, в Покачах – сожгли гараж с «Мерседесом» нового имама.
Недавний переход мусульманской организации города Тарко-Сале из состава казыята в ЦДУМ, как сообщили наши источники на Ямале, состоялся на условиях устной договоренности о том, что в течение пяти лет нынешние имам и председатель не будут смещены с должностей.
- Выборность имама самой общиной делают коллектив одной сплоченной братской семьей, - говорит Камиль-гаджи. – Имам несет ответственность перед людьми, избравшими его.
К сожалению, взяв курс на поддержку одного из ДУМов, и создавая препятствия для деятельности другой структуры, представители органов власти лишь усугубляют ситуацию, считает полпред.
На центральный вход нанесли несколько полос со скотчем
По словам муфтия южной зоны
Тюменской области Фатыха Гарифуллина, решение закрыть мечеть в Губкинском является необдуманным, недальновидным шагом, и говорит о непрофессионализме лиц (или лица), принимавших такое решение. Религия – тонкая, деликатная сфера, где действия слона в посудной лавке не допустимы. Переманивание из одного ДУМ в другое - «устаревший» метод, который ранее чиновники использовали и в южном регионе, но поняли, что это тупиковый путь, отказались от него, и теперь работают плодотворно со всеми духовными управлениями, не разделяя их, и это на пользу и власти и верующим.
Мусульмане Губкинского, несмотря на погоду в суровой лесотундре Ямала, намерены проводить джума на территории мечети. Прежде чем покинуть молитвенный зал, они совершили по два ракаата намаза, в последний раз (на неопределенное время) преклонив колени у минбара.
Бетон, где отныне будет проходить джума
Имамом МРОМ «Иман» служит Капар Султанмутов. В настоящее время он находится на родине в Дагестане, куда срочно выехал в связи с заболеванием родного человека. Джума в его отсутствии проводит имам из мусульманской организации города Ноябрьск, специально приезжая в пятничные дни в Губкинский.
Напомним, что этим летом Ямало-Ненецкий окружной суд вынес постановление о ликвидации МРОМ «Иман» при мечети Губкинского, но решение не вступило в силу. Дело находится на рассмотрении Верховного суда РФ. По словам адвоката Юрия Ивановского, последнее судебное производство по иску прокуратуры о запрете эксплуатации мечети прошло со многими грубыми нарушениями норм материального и процессуального права, и решение суда будет также обжаловано в следующей инстанции.