зороастрийцы, так же как и члены христианских и еврейских общин и бахаи, продолжают протестовать против крайностей теократической исламской системы, ставших уже нормой жизни иранского общества. многие представители религиозных меньшинств, не проявляющие лояльности существующему режиму, отправляются в известную тегеранскую тюрьму эвин, по обвинению в мятеже.
с подачи аятолл местные сми и рядовые мусульмане относятся к зороастрийцам как к многобожникам и даже диаволопоклонникам. в политической картине ирана зороастрийцы представляются крайне неблагонадёжной составляющей с точки зрения шиитского духовенства, и могут стать платформой для антиклерикальной позиции президента махмуда ахмадинеджада и его правительства.
после прихода в персию ислама зороастрийцы, иудеи и христиане стали преследуемыми категориями граждан, которые обязаны были принять ислам, либо платить непомерный подушный и поземельный налог. одним из самых тяжелых периодов в истории ирана для немусульман также стал хх в., эпоха после исламской революции 1979 г. в ходе революции шииты атаковали зороастрийский храм огня в тегеране. изображение заратустры было снято, а на его место повешена фотография лидера революции аятоллы хомейни, и община не имела права его снимать.
после этого школы, университеты и прочие общественные заведения стали заполняться портретами аятолл и лозунгами в виде аятов из корана, провозглашающих ненависть к немусульманам. многие академические деятели так и не смогли больше найти работу в государственных университетах.
во время кровавой войны с ираком (1980-1988 гг.), молодые зороастрийцы использовались в качестве смертников в иранской армии, сообщает
"седмица". объяснять, что зороастрийцы не верят в такого рода мученичество, было бесполезно: это расценивалось как измена и каралось казнью.
в ноябре 2005 г. аятолла ахмед джанатти, председатель совета хранителей конституции (наблюдательного совета), охарактеризовал зороастрийцев и других представителей религиозных меньшинств как «греховных животных, которые ползают по земле и занимаются вредительством». когда парламентарий от зороастрийцев выступил с протестом, он предстал перед революционным трибуналом и больше не переизбирался напуганным сообществом.
гарантии, которые провозглашаются конституцией исламской республики, на практике не реализуются. неудивительно, что дискриминация заставляет зороастрийцев чувствовать себя изгоями в своей исконной земле.
в течение последних двух лет даже многие иранцы-мусульмане стали выступать против произвола шиитского теократического режима, возвращаясь к зороастрийской атрибутике, символам, участвуя в празднованиях и шествиях. подобные явления были расценены аятоллами хоменеи и яннати как проявление «коррупции и вредительства».
общины зороастрийцев ирана также столкнулись с серьёзной проблемой насильственного изъятия недвижимого имущества. кладбище зороастрийцев в окрестностях тегерана сейчас находится под угрозой сноса, поскольку муниципалитет планирует проложить магистраль через это место.
зороастрийские похоронные процессии, проходящие по священному городу рэй, часто сопровождаются взрывами и выстрелами, дороги перекрываются, поскольку исламская революционная гвардия проводит среди зороастрийских гробниц военные учения. по зороастрийской традиции, умерший должен быть похоронен в течение 24 часов, как и в исламе, однако военные не желают останавливать учения ради похорон зороастрийцев, жалуются местные жители.
некоторые школы и религиозные центры зороастрийцев в таких городах, как йазд и керман также были уведомлены о скорой национализации. религиозные собрания проходят исключительно под контролем исламских лидеров, которые заявляют, что зороастрийцы «представляют угрозу для национальной безопасности и дискредитируют исламскую революцию». и это только избранные примеры проявления религиозной свободы в исламской республике.
зороастризм – древняя дуалистическая религия персии — получил название от имени своего легендарного основателя зороастра (заратустры, заратуштры), который, по преданию, проповедовал на территории ирана между 1800 г. и 1000 г. до р.хр. заратустра предписывает людям выступать на стороне светлого божества (ахура мазда) против дьявола (ангра-манью). зороастрийцы верят в суд после смерти, страшный суд и всеобщее воскресение. зороастризм предписывает совершение ежедневного обряда пятикратной молитвы и пятикратного ритуального омовения, которые перешли затем и в ислам, как и некоторые другие традиции.
в иране при общей численности населения ок. 74 млн. человек, на данный момент насчитывается, по разным оценкам, от 35 000 до 90 000 зороастрийцев, многие из которых боятся признавать свою принадлежность к этой религии.