Новости Ислама
Версия для печати

'Исламскому миру угрожает черная дыра'


  22.09.2014    |   ИА Росбалт

На встрече с постоянными членами Совбеза России во вторник президент Владимир Путин в числе прочих вопросов поднял тему противодействия экстремистской группировке "Исламское государство", успехи которой стали одной из главных угроз для современного

На встрече с постоянными членами Совбеза России во вторник президент Владимир Путин в числе прочих вопросов поднял тему противодействия экстремистской группировке "Исламское государство", успехи которой стали одной из главных угроз для современного мира. О том, откуда взялась эта становящаяся все более мощной сила и каким образом за относительно небольшой срок радикальные исламисты смогли добиться впечатляющих успехов, в интервью "Росбалту" рассказала доктор исторических наук, арабист, профессор МПГУ Елена Галкина.


— Первый вопрос: из какой табакерки выскочило это "Исламское государство"?


– Существует официальная генеалогия, начало которой восходит к 1999 году. В то время была такая салафитская группа "Джамаат аль-Таухид ва-Джихад" (Общество единобожия и джихада). Ее основал достаточно известный в мусульманском мире человек — Абу Мусаб аз-Заркави, который сотрудничал с Усамой бен Ладеном и погиб в 2006 году. Эта суннитская группировка обосновалась в Ираке и получила название "Аль-Каида в Ираке". Через некоторое время она еще раз переименовывается и становится "Советом муджахеддинов". В этот период она была еще не очень влиятельной. Однако в 2006 году ее представители заявили, что берут курс на основание Исламского государства Ирака. В 2010 году в группировке поменялся лидер. Ее возглавил Абу Бакр аль-Багдади, который сейчас называется "халифом Исламского государства". Но тогда на них не обратили особого внимания, считая их подразделением Аль-Каиды, каковым они до 2014 года, собственно, и являлись.


В апреле 2013 года бойцы этой группировки появляются в Сирии и объявляют, что они представляют не просто "Исламское государство Ирака", но уже "Исламское государство Ирака и Леванта". Или, по-арабски, "Исламское государство Ирака и Шама" (то есть, "большой Сирии") — ИГИЛ или ИГИШ. Именно в Сирии они начинают быстро распространяться, вытесняя другие исламистские группировки. В начале 2014 года Аль-Каида заявляет, что не имеет к этим людям никакого отношения, но остановить распространение влияния ИГИЛ среди исламистов это не помогло. За последние полгода эта группировка захватила огромные территории — по размерам больше Сирии.


– Каким образом эта группировка выросла до таких размеров, какова ее идеология?


— Идеология ее крайне реакционна — в самом кондовом смысле этого слова. Они реакционеры даже среди салафитов, при том, что салафиты — это люди, призывающие к возврату к первому веку ислама, и первому праведному халифу. В то же время не все салафиты призывают к уничтожению иноверцев. Если мы посмотрим на то, что ИГИЛ творит в Ираке и Сирии, то увидим, что там фактически объявлена охота на людей, исповедующих другие религии. Их просто убивают, причем очень жестоко. В Ираке община друзов была вынуждена уйти в горы и голодать там, потому что если бы они вернулись, то их бы просто вырезали.


Кроме того, ИГИЛ начала практиковать публичные массовые казни, съемку на видео пыток, отрубания голов и выкладывания всего этого в интернет. В общем, они показывают ислам в таком неприглядном виде, что резонно усомниться в том, что эта группа была придумана мусульманами, теми, кто искренне воспринимает эту веру.


– Многие и усомнились в этом...


– Совершенно верно, в частности, многие исламские деятели. Например, правительство Саудовской Аравии официально заявило, что ИГИЛ это творение сионистов и "крестоносцев", и создано оно для того, чтобы дискредитировать ислам. Ряд салафитских муфтиев говорили о том, что ИГИЛ ? это не сунниты, что они де-факто выступают на стороне противников ислама и поднимают антиисламскую повестку в мире.


– Как отреагировали на это лидеры ИГИЛ?


– Они ответили на это, что единственными праведными мусульманами являются именно они, что, например, палестинский "Хамас" не имеет права на джихад против Израиля, потому что, дескать, его члены являются вероотступниками.


– А как сама ИГИЛ относится к Израилю?


– То, что Израиль, по их мнению, должен быть уничтожен, это для них не подвергается никакому сомнению. Упрек с их стороны другим мусульманским странам состоит в том, что они либо не воюют с еврейским государством, либо воюют плохо.


Вообще, в их трактовке "вероотступниками" являются все, кроме них. Как только ИГИЛ приводит свои войска на территорию какой-то мусульманской страны, ее правительство тут же объявляется ими "нелегитимным", и все вокруг должны подчиняться "халифу" ИГИЛ.


– Чем они это обосновывают?


– В июле текущего года ИГИЛ предъявило миру некие документы, свидетельствующие, по их словам, о том, что Абу Бакр аль-Багдади, якобы, является потомком пророка Мухаммеда.


– Какова их цель?


– Их целью является глобальный джихад и превращение всего мира в одно большое исламское государство.


– Как им удалось так легко захватить столь большие территории?


– У них действительно много сторонников. Тем не менее, все равно возникают вопросы. Почему, скажем, им сдавалась иракская армия, вооруженная американцами новейшими системами вооружений? Как случилось, что все это вооружение, включая бронетехнику, перешло в руки ИГИЛ с чего, собственно и началось ее триумфальное шествие?


Чтобы ответить на эти вопросы, надо вернуться в то время, когда в Ираке с помощью США был свергнут режим Саддама Хусейна. После этого произошла так называемая "дебаасизация" (от названия правящей во времена Саддама Хусейна партии "Баас" ? "Росбалт"). Благодаря этой политике в Ираке большинство членов "Баас", а это не только партийные функционеры, но и представители армии, спецслужб, лишились работы.


Кроме того, нужно отметить, что Саддам, как и большая часть его элиты, были суннитами, при том, что сунниты в Ираке являются меньшинством. В то же время, при Хусейне они были привилегированным меньшинством. После свержения его режима сунниты чувствовали себя униженными. Заметим, что ИГИЛ — это суннитская салафитская группировка, которая изначально действовала на территориях, населенных суннитами. Она и сыграла на этих настроениях и получила здесь поддержку населения. Не потому, что запретила преподавание биологии, физики, музыки, общественных наук (особенно того, что касается демократии), не потому, что члены этой группировки отрезают головы своим противникам и объявили всемирный джихад, а потому, что они сунниты и борются против шиитского господства.


– Все же, почему иракская армия сдала им оружие?


– Есть версия, которая кажется мне логичной. Дело в том, что полностью провести люстрацию такого общества, как саддамовский Ирак, было невозможно. Если выгнать с работы большинство активных членов "Баас", особенно тех, кто имел военное образование, то не осталось бы аппарата управления. Есть информация, что на стороне ИГИЛ воюют саддамовские генералы. ИГИЛ сумела привлечь к себе эти кадры, которые после свержения Саддама были выкинуты на обочину общественной жизни новым правительством Ирака. Именно этим объясняют такую легкую сдачу иракской армии боевикам ИГИЛ. Одно дело, когда армия сдается каким-то непонятным молодым людям под черными знаменами, и совсем другое, когда она сдается тем, кто является для нее авторитетами.


– А если попытаться понять феномен ИГИЛ, рассуждая в духе "кому это выгодно"?


– Ну, Америке ИГИЛ не выгодно совершенно. Просто потому, что у США сейчас и так очень много проблем. Получить еще одну, да еще такого огромного масштаба, в которую как-то надо вмешиваться, с перспективой возвращения американских солдат в Ирак, это не лучшая реклама для президента США и его партии. Американцы этого не любят, их надо на это уговаривать. Мы помним, как Барак Обама заявлял, что "красной линией" для президента Сирии Башара Асада станет применение им химического оружия против оппозиции. Асад применил это оружие, сотни человек погибли, но в США началось движение против войны в Сирии и Обама вынужден уступить.


Сейчас, судя по опросам, американцы считают вмешательство в войну против ИГИЛ благом, поскольку даже Асад головы противникам не отрезал, не распинал их на крестах и, тем более, не выкладывал кадры этих зверств на YouTube. Зрелище такого дикого зверства вызывает у людей понимание, что с этим надо что-то делать.


В то же время, в связи с ИГИЛ и США, и вообще Запад, и нефтяные монархии Персидского залива попали в очень сложное положение. Например, Америка и ЕС считают Асада нелегитимным президентом и кровавым диктатором, но сейчас в этом регионе появилась значительно большая опасность в лице ИГИЛ. Что делать? Помогать Асаду, который тоже воюет с "Исламским государством", вооружением и финансами?


Пока принято решение помогать подразделениям оппозиционной Асаду Сирийской свободной армии (СВА), которая считается более или менее светской оппозицией. С другой стороны приводится много фактов, свидетельствующих, что СВА тоже исламистская организация и то, что они против ИГИЛ, еще не означает, что они против исламского государства вообще.


– Какую позицию занимают другие региональные державы в этом конфликте?


– В еще более сложной ситуации оказались монархии Персидского залива. В частности, король Саудовской Аравии. Его правительство официально объявило, что ИГИЛ не является исламской группировкой и служит интересам "сионистов". Это не случайно, потому что ИГИЛ не признает короля Саудовской Аравии легитимным правителем.


– Почему?


– Потому что, по их мнению, он "вероотступник"...


– А в чем это заключается?


– У них все "вероотступники". Единственный сейчас праведный халиф на Земле, по их мнению, это Абу Бакр аль-Багдади. Все остальные объявляются ими "нелегитимными". В частности, например, потому, что не ведут джихад против "неверных" и т. д. У них много обоснований этого тезиса, которые, впрочем, не признаются большинством современных исламских богословов. В связи с этим и Саудовская Аравия, и ОАЭ сегодня готовы на любые расходы для того, чтобы уничтожить ИГИЛ.


Заметим, что Саудовская Аравия тоже суннитское королевство, у него есть проблемы со своим шиитским меньшинством, но сейчас ему нужно наступить себе на горло и помогать шиитам и курдам в Ираке.


– И все же, кому могло быть выгодно появление такой силы, как ИГИЛ?


– Пока мы можем сказать лишь, кому это не выгодно. Когда арабские публицисты называют "Исламское государство" созданием "сионистов и американцев", концы с концами у них не сходятся. Как мы видим, "сионистам" и американцам это совершенно не нужно.


Еще одна проблема состоит в том, что ИГИЛ сегодня ? это что-то вроде Афганистана 1980-х годов. Эта организация превращается в "черную дыру" исламского мира, которая втягивает в себя огромное количество безработной исламской молодежи со всех концов света. Напомню, что во многих арабских странах безработица среди молодежи достигает 40-50%. Перспектива повоевать за "благородное дело" вместо того, чтобы сидеть дома без всякой возможности заработать на кусок хлеба, для многих из них кажется весьма привлекательной.


Беседовал Семен Иванов





Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...