В тюменских мечетях продолжают обсуждать прошедшее накануне в клубе деревни Янтык мероприятие, которое официально называлось Курбан-байрамом
Тюменского района, но больше было похоже на праздник триумфа Центрального духовного управления мусульман и его тюменского лидера Ильдара Зиганшина.
Это притом, что на территории Тюменского района вообще нет ни одной мечети, входящей в юрисдикцию ЦДУМ. Приглашенные на праздник в Янтык имамы сельских и деревенских мечетей района представляли две другие централизованные структуры – ДУМ
Тюменской области, которым руководит Галимзян Бикмуллин, и Казыятское управление, где муфтием является Фатых Гарифуллин.
Оба муфтия – Гарифуллин и Бикмуллин – тоже были официально приглашены на районный Курбан-байрам и восседали в зале в праздничных чапанах. Во время торжественной части, однако, их не пригласили на сцену для приветственного слова. У некоторых присутствующих сложилось мнение, что муфтиев проигнорировали демонстративно.
На сцену же из религиозных лидеров подняли только имам-мухтасиба ЦДУМ Ильдара Зиганшина и вручили ему благодарственную грамоту, сопроводив славословиями в его адрес. Далее произошло событие, ставшее предметом обсуждения и кривотолков. Всех сидящих в зале имамов Тюменского района пригласили на сцену, и облачили в блестящие, словно ламинированные, чалмы и мышиного цвета чапаны с красными петлицами в форме цветка – тюльпана, что и было воспринято гостями праздника неоднозначно. Имам мечети поселка Андреевский Тимергали Гайнутдинов принял новый наряд с юмором, сказав, что намазы в этих чалме и чапане будут награждаться 20-кратным «савапом».
По словам одного из имамов, красный тюльпан не является исламским символом, это символика ЦДУМ, центральная мечеть которого в
Уфе называется «Ляля-Тюльпан» и построена в форме цветка. Почему организаторы Курбан-байрама из Национально-культурной автономии татар Тюменского района, зная, что приглашенные имамы мечетей представляют ДУМТО и ДУМАЧР, надели на них тюльпанную символику ЦДУМ, задаются вопросом гости Курбан-байрама. Означает ли это новую «генеральную линию» в регионе по очередной попытке объединить все мечети в одну структуру, но уже не под ДУМТО, как пытались раньше, а под старейшее духовное управление, отметившее на днях свое 225-летие? И что из этого выйдет в сегодняшней ситуации, когда из 80 мечетей области лишь 1 входит в ЦДУМ?! Не наломают ли авторы идеи дров с новой затеей, как в предыдущие попытки строительства «мусульманской вертикали» в области?
Между тем, некоторые верующие видят в безобидной символике некий тайный смысл, своего рода табель о рангах (где статус связан с количеством тюльпанов), в который будто бы посвящены только члены высшего руководства духовного управления. Кстати, в Янтыке у имам-мухтасиба ЦДУМ Ильдара Зиганшина тюльпан оказался на спине, а не на вороте чапана.
С праздником гостей поздравили глава Тюменского района Владимир Гультяев, председатель НКА татар области, депутат городской Думы Ришат Зиганшин.
После окончания торжественной части и ухода высоких гостей за праздничные столы, право выступить перед зрителями со сцены было предоставлено муфтию Фатыху Гарифуллину. Лидеру же крупнейшей структуры области Галимзяну Бикмуллину организаторы праздничной программы так и не дали слова за все время концерта и застолья. Такого в области еще не было, чтобы на официальном мероприятии в честь мусульманского праздника не дали возможность выступить присутствующему главе ДУМТО, избранному к тому же на съезде пожизненным муфтием самой крупной централизованной мусульманской структуры, объединяющей около 70 процентов организаций области, в том числе включающую мечеть Янтыка. Все это и дает основания имамам предполагать о новой генеральной линии.
1. Облачение в чапаны с тюльпанами происходило поочередно.
2.
3. Главе района В.Гультяеву надели расшитую тюбетейку.
4. Впервые пожизненному муфтию ДУМТО не дали слова на мусульманском празднике
5. Председатель НКА и депутат Р.Зиганшин не скрывал чувства глубокого удовлетворения.