Новости Ислама
Версия для печати

Саййед Хоссейн Наср: американским мусульманам живется лучше, чем европейским


  11.10.2011    |   IslamRF.ru

11.10.2011 09:53 Хоссейн Наср – выдающийся исламский философ, специалист в области сравнительного религиоведения, профессор исламологии университета Джорджа Вашингтона, США и автор многих трудов по суфизму, исламскому эзотеризму, философии науки.
11.10.2011 09:53

хоссейн наср – выдающийся исламский философ, специалист в области сравнительного религиоведения, профессор исламологии университета джорджа вашингтона, сша и автор многих трудов по суфизму, исламскому эзотеризму, философии науки. научный подход профессора насра основан на доктрине и постулатах т.н. вечной философии, которая понимается как совокупность основных истин, которые существуют у всех народов во все времена.

- в сша и европе ислам существует в самых разнообразных формах. что вы думаете о феномене этого разнообразия?

- я не думаю, что какие-либо различия есть в самой сути духовных практик. человек просыпается утром, молится, совершает омовение, постится, выплачивает закят, старается не лгать, не прелюбодействовать и не красть. правоверные мусульмане придерживаются законов и постановления шариата касательно запретного и дозволенного одинаково и в америке и в европе. различия – в социальных условиях. американским мусульманам живется лучше, чем их братьям в европе. европа на протяжении нескольких столетий была средоточием исламоневистничества и предрассудков по отношению к исламу, потому что европейцы боятся ислама. вспомните, сначала арабы захватили андалусию и пиренейский полуостров, потом турки – восточную европу, поэтому европейцы исторически ощущают себя под гнетом великой исламской цивилизации, и страх, рожденный этим чувством, стал составной частью европейского духа. и это касается даже тех европейцев, которые отошли от религии и потеряли интерес к христианству.

знаете, что удивительно? мнение современного профессора философии в сорбонне – атеиста, и средневекового мистика бернара клервоского расходятся по всем пунктам, за исключением одного: ислама.

америка – страна эмигрантов, преимущественно европейского происхождения. но, тем не менее, и мусульманское присутствие там есть, поэтому я склонен считать сша самым открытым обществом. кроме того, американские мусульмане в материальном плане живут гораздо лучше мусульман в европе, в разы лучше. мусульмане европы – это трудовые мигранты из алжира во франции, турки в германии, марокканцы в бельгии и так далее. у многих мусульман сша прекрасное образование, среди них много врачей, адвокатов, инженеров, преподавателей. в среднем уровень образования среди мусульманского населения сша гораздо выше, чем в европе.

- несут ли мусульмане ответственность за преодоление этих страхов по отношению к исламу на западе?

- безусловно. и это очень непросто. самый лучший способ делать это – быть хорошим мусульманином и говорить об этом, быть хорошим человеком, помогать соседям, быть щедрым, добродетельным, чтобы служить хорошим примером. и многие мусульмане так и живут.

есть и другой уровень, на котором нужно вести противостояние - уровень, на котором сознательно и обдуманно ведется кампания по диффамации ислама в европе и сша. и ведь многие мусульманские страны располагают не только финансовыми возможностями, но и определенным политическим влиянием для ведения борьбы в этом направлении. в их активах – миллиарды долларов, они могли бы купить половину штатов в сша. разумеется, они стараются защищать ислам, но не знают, как подступиться к этому. некоторые страны не могут сделать почти ничего. например, тунис – что с него возьмешь? но есть ряд дружественных сша мусульманских стран, могущество которых в военной, политической, финансовой сферах столь велико, что они могли бы переломить ситуацию.

мусульмане в америке понимают эту проблему, и некоторые из них предпринимают какие-то действия для ее разрешения. но нужно делать еще больше. например, через фильмы, через литературу. в сша, где численность мусульманского населения составляет порядка 6-7 миллионов человек (поверьте, их не 2,5 миллиона, как гласит официальная статистика) у мусульман практически нет доступа к центральным сми. при том, что среди американских мусульман есть много прекрасно образованных людей, они практически исключены из интеллектуальной жизни общества – вы не встретите мусульманских имен среди авторов, рекомендуемых к прочтению и т.д. и причина здесь кроется в том, что первое поколение мусульман эмигрировало в сша в поисках лучшей жизни, они заставляли своих детей получать хорошее образование и становиться врачами, инженерами и адвокатами. никто не хотел, чтобы их дети становились писателями, профессорами, исламоведами, журналистами. они хотели, чтобы за них это делал кто-то другой.

сейчас ситуация потихоньку начинает меняться. но все равно, сейчас в америке у мусульман нет интеллектуальной и культурной мощи, соразмерной их численности и даже финансовым возможностям.

- как вы относитесь к так называемому воинствующему атеизму, который набирает обороты на западе? откуда взялась эта воинственность?

- воинственность уходит корнями в xix век, когда приверженцы антиклерикализма верили в то, что религия исчерпала себя, уходит на задворки истории и в конечном счете должна исчезнуть совсем. и они победили. об этом писал, к примеру, карл маркс. ницше принадлежит высказывание о том, что бог – мертв. они и представить себе не могли, что в двадцатом веке начнется возрождение религиозности. во второй половине xx века религия заявила о себе с еще большей силой, чем в начале века. вопреки жестокости мировых событий того времени религия вернулась к жителям запада – на арену мировой истории, в политическую сферу, в повседневную жизнь. и агностикам и атеистам, которые спокойно занимались своим делом, снова пришлось вести борьбу с религией, пришлось стать воинственными. и мне кажется, что воинственный атеизм ассоциируется скорее в англией, с сша и в меньшей степени – с германией, францией и другими странами европы. сам по себе фразеологизм – явление английского языка.

это жест отчаяния, я думаю, и поскольку на западе есть атеисты, которые напуганы возрождением религии, они ощущают потребность защищаться.

- казалось бы, их доводы направлены главным образом против христианства и иудаизма, а другие религии как будто и не рассматриваются…

- отнюдь. они даже христианство особо не рассматривают, но выступают против христианства, здесь вы правы. все атеистические философии на западе на протяжении последних пяти столетий выступали против христианства, а не против буддизма или индуизма. и все их доводы направлены на то, чтобы опровергнуть постулаты христианства.

- почему?

- потому что христианство – преобладающая религия.

- да, но когда дело касается ислама, они ведут себя по-другому.

- верно, потому что они не достаточно хорошо знакомы с исламом. если вы посмотрите на историю атеизма и агностицизма на западе, вы увидите, что сейчас атеисты занимаются ровно тем же самым, чем и тогда – нападают на католическую церковь и христианские учения на западе.

- сейчас складывается впечатление, что в христианской вере люди возвращаются к духовности или находятся в поиске ее. например, в своей книге харви кокс (harvey cox американский протестантский богослов, один из наиболее выдающихся богословов запада – islamrf.ru) размышляет о том, как христиане возвращаются к духовности. но, как вы думаете, могут ли люди обрести эту духовность в мире, где эго превозносится как бог? потому что с одной стороны нас окружает реклама, которая позиционирует самодовольство человека как высшую ценность – «вы этого достойны» и все в этом роде. а с другой – духовность предполагает заботу о других, а не о себе. как быть духовным в мире, где из эго делают идола?

- когда харви кокс и другие говорят о том, что духовности в современном мире становится все больше и больше, я не думаю, что они имеют в виду весь мир. потому что современный мир и мир постмодерна движутся по направлению к гедонизму, развлечениям, поклонению земному существованию – идее, что бог – это женское тело, которое продает все от часов до яхт. но что-то внутри сопротивляется, потому что не всех устраивает такой подход. и жажда духовного разрастается до такой степени, что материальная жизнь уходит у таких людей на второй план.

к духовности взывает и еще одно обстоятельство – угроза нашему существованию на земле и урон окружающей среде. сейчас не только религиозные люди, которые верят в судный день, но и все остальные понимают, что у их внуков нет ничего святого, потому что мы живем на грани экологической катастрофы, потому никто не может предугадать последствий совершенствования технологий, потому что нефтяные компании уверяют, что добыча нефти безопасна, но то и дело случаются утечки, губительные для всего живого на мили вокруг. мы все наблюдали чуть ли не в прямом эфире, как вся экосистема мексиканского залива была загублена буквально за несколько часов. у людей сейчас нет ощущения целостности мира, которое было у людей в xix веке. естественно, это побуждает людей искать духовности. когда земля начинает дрожать под ногами, человек инстинктивно поднимает голову и смотрит в небо – это естественный ответ человека.

- в риторике вечной философии, на какой позиции стоит ислам по сравнению с другими религиозными традициями?

- этика вечной философии предполагает существование истины, мудрости, которая вечна, которую бог даровал людям в самом начале. и это лежит в основе всех великих религий мира, последней из которых появился ислам. ислам в смысле покорности всевышнему, как об этом говорит коран, - это восприятие пророка ибрагима, мир ему, и пророка исы, мир ему, как мусульман. в этом смысле религия является дин аль-фитра – естественной религией, и именно об этом говорит вечная философия.

в священном коране говорится, что покорность всевышнему начинается с адама, который был первым пророком. поэтому слово «ислам» появляется в коране раньше повествования о ниспослании корана – по времени это на несколько веков раньше. второе значение этого слова – это уже исторический ислам как вероучение, и пророк мухаммад, мир ему, как замыкающий цепь пророчеств.

the last prophet

перевод islamrf.ru




Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...