Новости Ислама
Версия для печати

Мусульманские женщины не феминистки – они активистки


  30.09.2011    |   IslamRF.ru

30.09.2011 12:23 В Казани состоялась Первая всероссийская научно-практическая конференция «Мусульманка в современном обществе». Организатором форума выступило Духовное управление мусульман Республики Татарстан при участии Фонда поддержки
30.09.2011 12:23

в казани состоялась первая всероссийская научно-практическая конференция «мусульманка в современном обществе». организатором форума выступило духовное управление мусульман республики татарстан при участии фонда поддержки исламской культуры, науки и образования.

среди участников конференции были представители правительства республики татарстан, государственного совета рт, аппарата президента рт, ведущие учёные университетов татарстана, руководители общественных организаций, представители средств массовой информации.

председатель дум рт, муфтий илдус хазрат файзов первым поприветствовал собравшихся, отметив межрегиональный характер конференции. муфтий также выразил надежду на то, что в скором времени список мусульманок татарстана, увековечивших своё имя в истории, пополнится новыми именами. «надеюсь, что эти женщины будут любить жизнь и ислам и пойдут по правильному пути», - особо подчеркнул лидер татарстанских мусульман.

премьер-министр татарстана зиля валеева высказала приветственное слово от имени правительства республики, продемонстрировав аудитории осведомлённость в теме, заявленной на конференции. в качестве примера женщины, внесшей значительный вклад в образование и просвещение своего народа, зиля рахимьяновна привела мухлису буби.

эта легендарная личность начала двадцатого века, руководя женским медресе, впервые включила в программу школы светские предметы, а также изучение русского языка. она также была первой женщиной-казыем, «что было доступно практике джадидизма, к которому мы с надеждой обращаем свои взоры», - заявила премьер-министр.

среди современниц зиля валеева отметила деятельность общественной организации «муслима» во главе с альмирой адиятуллиной. активистки в 2003 году добились для российских мусульманок права иметь в паспорте фотографию в платке. надо заметить, что этот факт ещё не раз упоминался в ходе конференции, и спикеры благодарили за этот поступок альмиру ханум, которая присутствовала в зале.

с приветствием также выступили начальник управления президента рт по взаимодействию с религиозными объединениями марат гатин и директор институра филологии и искусств казанского федерального университета радиф замалетдинов.

о хиджабе и не только

уже первый доклад вызвал резонанс и неоднозначную реакцию у аудитории. открывала череду выступлений иман валерия порохова, общественный деятель и переводчица корана на русский язык, которая тут же оговорилась, что доклад она не готовила, но всегда выступает экспромтом. «всё, что выходит за рамки коранического текста, меня не интересует», заявила валерия михайловна. начиная с её выступления и далее, лейтмотивом конференции звучал хадис посланника аллаха (с.а.в.с.) «рай лежит под ногами матерей». порохова отметила высокое положение женщины в исламе, её защищённость не только в духовном, но и в материальном отношении. так, с самого начала семейной жизни жена получает свой «страховой полис» в виде махра, который передаётся ей лично в руки. «женщина в исламе может соблюдать любое самое высокое социальное положение», - отметила переводчица корана.

спикер также подчеркнула важность соблюдения хиджаба, однако заявила, что после шестидесяти лет «можно его снять». разумеется, подобное заявление вызвало неодобрительные реплики в зале. заглянем в перевод смыслов корана эльмира кулиева и обратимся к аяту, которым апеллировала иман порохова. «нет греха на престарелых женщинах, которые не надеются на замужество, если они снимут свою верхнюю одежду, не показывая своей красы. но воздерживаться от этого лучше для них…» (ан-нур, аят 60). как мы видим, ни о каком отказе от хиджаба здесь речи не идёт.

другая выступавшая кадрия идрисова, управляющая делами министерства культуры республики, видимо не очень вдавалась в тонкости темы конференции. она посетовала на то, что молодые мусульманки одеваются «по-арабски», а их «излишне длинные одежды собирают всю уличную грязь». конечно, ни то, ни другое не соответствует действительности. второе утверждение вовсе нелепо (девушки носят одежду лишь прикрывающую щиколотки), а что касается первого замечания, то его постоянно приходится слышать татарстанским мусульманкам. в качестве альтернативы хиджабу им постоянно стремятся навязать национальный костюм: калфак, фартук, монеты на одежде. делающие подобные выпады не только забывают о том, что мусульманка – это активный член современного общества, но и явно имеют слабые представления об истории татарского костюма.

«возразить им можно, основываясь на книге признанного учёного марии завьяловой «татарский костюм», - говорит одна из зрительниц в зале, - на сегодняшний день это лучшая и единственная хорошо иллюстрированная книга об истории татарской национальной одежды. там можно найти достоверные фотографии татарского костюма, разных этнических групп татар - как восстановленные, так и архивные подлинники; а главное убедиться в том, что татарский костюм полностью соответствует требованиям шариата. то, в чем выступают на сцене, скажем, различные фольклорные коллективы не стоит наивно принимать за национальный костюм. и пресловутый калфак пришел к татарам в конце 19 века под влиянием европейской моды и получил распространение в мещанской среде. однако мы имеем подтверждения из сунны пророка (с.а.с.) о необходимости именно головного покрывала».

феминизм vs активизм

в ходе конференции немало внимания уделялось понятию «феминизм». с одной стороны, мусульманки не приемлют этого слова в его западной интерпретации и даже стараются избегать этого термина. с другой, в исламской мире растёт количество и качество как организаций, борющихся за права мусульманок, так и отдельно взятых женщин-активисток, ведущих свою деятельность на самых различных фронтах гендерного вопроса. более того, можно с уверенностью сказать, что практически каждая новообращённая мусульманка сама по себе является примером женского активизма.

это отметил и очередной спикер данис гараев, редактор сайта «исламский портал» в своём докладе о явлении мусульманского женского платка в казани: «мусульманки относятся рефлексивно не только к своей биографии, но и к условиям, в которых живут: они критичны в отношении современной западной системы ценностей, настроены на актуальное включение в публичную сферу и социальную активность, на решение значимых проблем современности (алкоголизм, наркомания, кризис семьи, преступность и т.д.) и сами пытаются воздействовать на преобразование общества». прозвучал даже такой тезис, как «на самом деле, надев платок, мусульманка вовсе не оказывается затворницей как это принято считать. парадоксом оказывается то, что ношение головного платка делает их еще более публичными».

этой же проблематике был посвящён доклад марьям бикмаевой, преподавателя религиозной общины мусульман «рисалят». она говорила о навязываемой «борьбе полов» и проблеме подмены предназначений мужчины и женщины. поддержала её и насима бокова, заместитель главного редактора журнала «мусульманка», озвучившая шокирующий факт о том, что «согласно исследованиям, за последние 20 лет у женщин значительно повысился уровень тестостерона – мужского гормона».

продолжила тему гюльнар джемаль, главный редактор журнала «мусульманка», которая заявила, что цель их издания не иначе как «создание в массовом сознании женщины современной во всех смыслах», а также пропаганда ислама, который является «языком новых интеллектуалов». она в очередной раз подчеркнула, что тема антагонизма полов вечна. запад предлагает решить проблему путём стирания границ между полами и не желает признавать потребность женщины в опекуне, а «забитые мужчины» в таких условиях не могут проявить свою маскулинность. отсюда небывалое распространение в западных странах гомосексуализма, пропаганда которого ведёт к упадку цивилизации и вырождению населения.

на таком фоне единственной жизнеспособной системой гармонизации отношений между полами является шариат, где цель не интересы отдельной личности, а совместное поклонение, и в этом деле согласие в мусульманской семье не столько её внутреннее дело, сколько наложенная ответственность перед всевышним и перед обществом.

мусульманам россии нужен свой телеканал

на конференции выступила и миляуша айтуганова, заместитель генерального директора телерадиокомпании тнв. её доклад был посвящён роли телеканала в пропаганде мусульманской культуры. с одной стороны, миляуша лябибовна рассказала о многогранной работе канала в области исламского просвещения: это и информационное освещение событий, происходящих в мусульманской среде, и специализированные тематические передачи (которые, кстати, имеют высокий рейтинг в регионах росссии), и социальна реклама, и подбор кинофильмов.

с другой, существуют проблемы, прежде всего это диссонанс между ожиданиями аудитории и общественно-политической ориентацией канала. также есть проблемы в управлении персоналом. по заверению заместителя гендиректора тнв, женщина в платке может вести лишь тематические программы, а быть лицом культурно-развлекательной к примеру передачи, она не может. путь к разрешению сложившихся противоречий докладчик видит в создании специализированного мусульманского телеканала в татарстане.

тему роли сми в формировании позитивного взгляда на ислам продолжила ведущая телепрограммы «мусульмане» на телеканале «россия» динара садретдинова. она рассказала о своей поездке на первую международную конференцию мусульманских женщин-журналисток в иране, где особая премия была вручена исре аль бахси из палестины, которая освещала военные действия в тяжелейших условиях и явила собой пример настоящего профессионального героизма. динара рафиковна отметила, что назрела необходимость создания международного мусульманского информационного агентства, а российское мусульманское телевидение должно зародиться именно в татарстане.

в резолюции форума можно отметить такие важные моменты, как популяризация информации о предназначении женщины, а также противодействие образу «униженной» мусульманки в сми, расширение просветительской и образовательной деятельности, важность и актуальность решения демографических проблем и развитие взаимодействия семьи, общества и представителей мусульманского духовенства в сохранении духовно-нравственного и физического здоровья. форум было принято проводить ежегодно.

таким образом, на конференции были затронуты главные вопросы в жизни современной мусульманской женщины с учётом соблюдения принципа плюрализма мнений - докладчики выразили разные, порой противоречивые позиции. однако из-за временного регламента напрочь отсутствовали дискуссии, обсуждения, а в большинстве случаев даже вопросы по докладам, что естественно недопустимо для научного форума.

конференция в целом оставила позитивное впечатление и действительно во многом смогла развеять стереотипы, которыми окутан ислам в его отношении к женщине. корреспондент islamrf.ru наблюдал интересную сцену: съёмочной группе одного из казанских телеканалов нужно было торопиться уходить, однако как оператор, так и журналистка с сожалением покидали конференцию, внимательно слушали доклады и на их лицах было настоящее изумление от того, насколько возвышенное положение у женщины в исламе. и это не может не радовать.

нурия гибадуллина




Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...