Новости Ислама
Версия для печати

Мусульманские пролетарии России: под знаками полумесяца и молота


  05.08.2011    |   IslamRF.ru

05.08.2011 12:58 Рабочее движение среди российских мусульман родилось в начале XX века. С одной стороны, оно неразрывно связано с общероссийским социал-демократическим движением, с другой стороны – с лозунгом национального самоопределения в период
05.08.2011 12:58

рабочее движение среди российских мусульман родилось в начале xx века. с одной стороны, оно неразрывно связано с общероссийским социал-демократическим движением, с другой стороны – с лозунгом национального самоопределения в период революции 1917 г.

к 1911 г. в россии было как минимум 150.000 рабочих-татар. они трудились на шахтах и рудниках урала и донбасса, на нефтепромыслах баку, оборонных заводах казани и ижевска. на рубеже xix-xx веков российские мусульмане создавали мечети и мектебы в заводских поселках и слободах. при этом уже в начале прошлого века они задумались и о защите своих политических и экономических прав.

первый татарский социалист ибрагим ахтямов, сын земского деятеля и юриста оренбургского магометанского духовного собрания (омдс) абусгуда ахтямова, был одним из лидеров казанского комитета российской социал-демократической рабочей партии (рсдрп) в 1900–1903 гг. в июне 1900 г. он участвовал в совещании марксистов в уфе, проведенном в. и. лениным. отметим, что до победы советской власти ни один татарский социал-демократ не имел больше контактов с лениным. в 1902 г. ибр. ахтямов возглавил один из двух районов казани – фабрично-заводской и стал ответственным пропагандистом и литератором комитета. он стремился к расширению пропаганды за счет татар.

в 1903 г. он привлек к социал-демократии сначала выходца из рода уфимских мурз гумера терегулова, а затем и его товарища по кружку учащихся казанской татарской учительской школе (ктуш), выходца из семьи казанской буржуазии хусаина ямашева. на этом этапе г. терегулова и х. ямашева трудно назвать подлинно национальными деятелями. они скорее были участниками общероссийского политического движения: переводили агитационную литературу комитета и вели пропаганду среди татар преимущественно на русских заводах и в русских учебных заведениях. переход х. ямашева на чисто большевистские позиции происходит, вероятно, только в 1905 г. возможно, определенную роль здесь сыграл арест ибр. ахтямова в ночь с 22 на 23 марта 1903 г. и удаление его из казани.

это подтверждается и в отчете казанского комитета рсдрп за 1905 г., где указывается, что «татары, среди которых много ремесленников и приказчиков, озлоблены на правительство, не разрешающее мечети... воздействию социал-демократической пропаганды поддаются туго и живут замкнутой национальной жизнью, относясь к русским как к завоевателям с недоверием». пропаганда среди них не давала результатов: «сильно мешала... их религиозность». активной группой были рабочие-татары. недовольство властями татары рабочие проявляли в дни стачек, особенно на алафузовском заводе, где они составляли личную охрану рабочих лидеров. буржуазная интеллигенция поддерживала социал-демократов. один из них заявил: «бунтуй, бунтуй, 1000 рублей дам».

18 декабря 1910 г. в отчете начальника уфимского губернского жандармского управления о татарском социалистическом движении утверждается, что значительное влияние социал-демократы имели только в казани, где в конце 1904г. сформировался кружок из учащихся ктуш под руководством хусаина ямашева и гималетдина из троицка (галимджана сайфутдинова — а. x.). в 1905 г. эта группа вела активную агитацию на заводах алафузова и крестовникова и среди шакирдов.

ямашев, в отличие от «иттифакчылар» либералов и «тангчылар» (аграрных социалистов), не принял активного участия в создании так называемой "казанской коммуны" 19-21 октября 1905 г. ее организатором была городская дума. в течение трех дней в татарской части казани действовало полное национальное самоуправление. хусаин ямашев принял участие только в митинге на сенной площади.

ликвидация коммуны привела к серии репрессий против политических лидеров. ямашев уезжает в уфу, а затем в оренбург, где начинается самый известный период его политической деятельности, связанный с созданием газеты "урал". за период с 4 января по 27 апреля 1907 г. вышел 31 номер газеты. в советской историографии утверждалось, что газета носила чисто большевистский характер, хотя в число ее основных сотрудников входили такие меньшевики, как вышеупомянутые ибрагим ахтямов и гумер терегулов. наиболее интересным случаем отхода от большевистской доктрины была поддержка группой "уралчылар" меньшевистского лозунга муниципализации земли, то есть передачи ее в руки органов местного самоуправления. этот момент совпадает с решениями мусульманских депутатов в i гос. думе, но отличается от позиции большевиков, требовавших огосударствления земли (прообраз колхозов). если учесть, что более 90% татар были сельскими жителями, то напрашивается вывод, что программа группы "уралчылар" по отношению к собственности прямо противоречила большевистской.

в условиях усиления политических репрессий "урал" просуществовал недолго, распалась и сама политическая группа. любопытно, что никто из ее лидеров не стал впоследствии сторонником советского режима. ямашев вернулся в казань и чуть позднее стал вольнослушателем юрфака казанского университета, то есть он смог получить свидетельство о политической благонадежности. за все время своей политической деятельности он, впрочем, ни разу не был задержан или арестован. кружки студентов-мусульман продолжали оставаться единственной формой политического движения татар. в такой кружок в казани и вошел ямашев. он попытался придать ему социал-демократическую окраску. но национальная доминанта к этому времени победила все политические различия. ямашев тяжело переживал эпоху безвременья. его смерть от разрыва сердца в 1912 г. в полном расцвете сил стала тому скорбным подтверждением.

следующее поколение социал-демократических лидеров было ближе к установкам национального социализма. для татар в начале века основным лозунгом был призыв к освобождению мусульманского мира, фактически превратившегося в европейские колонии. на их глазах потеряло независимость марокко, итальянские войска вошли в ливию, балканы полностью перешли под контроль европейских государств. старые мусульманские режимы доказали свою несостоятельность. теперь защиту интересов иль-ислама (страны ислама) должны были взять на себя трудящиеся массы народов. эти идеи получили название "колониальной революции". идеологом их в татарском мире был мулланур вахитов.

мулланур вахитов родился в буржуазной семье, по матери он происходил из купеческого рода миллионеров и общественных деятелей казаковых. его духовным наставником в вопросах социализма был дядя — социал-демократ исхак казаков. вахитов не получил никакого национального образования и владел русским литературным языком лучше, чем татарским. однако, как и многие татарские интеллигенты, выросшие в среде русской культуры, он обостренно ощущал долг перед своим народом, потребность в восстановлении его былого величия.

после окончания казанского реального училища в 1907 г. он в 1907-1910 гг. — студент экономического отделения петербургского политехнического института. идеологические взгляды вахитова окончательно сформировались под влиянием европейской позитивистской доктрины, (утверждавшей постоянный прогресс человечества) в период обучения в одном из центров позитивизма — петроградском психоневрологическом институте в 1911-1916 гг. именно тогда он проявил себя как публицист, защищавший идеи научного прогресса и возрождения ислама на страницах "мусульманской газеты". статьи вахитова отличаются высокой патетикой и юношеским идеализмом. основным противником называется банда, "профанирующая святые суры корана". цель прогресса мусульманских народов вахитов видел в достижении общества, "где среди вечной весны огнями ликования сияет святая кааба тихого мира и неиссякаемой любви". вахитов надеялся, что "на благословенных, вспоенных ароматами нежнейших движений миллионов сердец полях родятся новые харун-аль-рашиды, аль-батани, аверроэсы". юноша бредил возрождением «золотого века» ислама, который уже тогда был воспет европейскими исламоведами. значительное влияние на вахитова оказал один из лидеров бюро при мусульманской фракции государственной думы ахмед цаликов, сторонник социал-демократической группы "вперед". вахитов не закончил образования и в 1916 г. возвращается в казань.

сразу после февральской революции 1917 г. в казани создается временный мусульманский комитет. мулланур вахитов отказался войти в комитет, т.к. с самого начала занял крайнюю левую позицию в вопросе передачи земли крестьянам и переходе власти в руки советов. его радикализм оказался привлекательным для двух групп населения казани. во-первых, татар — рабочих казанских русских заводов, которые, находясь на низшей ступени квалификации и оплаты труда, выступали за радикальное переустройство общества. второй группой были представители низших слоев интеллигенции. среди последних можно выделить три основные составляющие. во-первых, группу, объединенную протурецкими симпатиями, привлекала идея быстрейшего прекращения войны, в которой турция терпела поражение, а также идея единства мусульманского мира. наиболее характерным представителем этой группу являлся драматург и режиссер карим тинчурин. во-вторых, в мск (мусульманский социалистический комитет) вошли бывшие сторонники шакирдского движения "ислахистов", как наиболее радикальная группа сторонников перманентной революции. в-третьих, мск объединил представителей новой светской интеллигенции, как правило, учительства русскоязычных школ, недовольных преобладанием среди интеллигенции казани сторонников традиционных лидеров мусульманской общины. в воспоминаниях вали шафигуллина прямо указывается, что бывший "азатчы" (социал-демократ) драматург галиаскар камал участвовал в сборниках мск, а членами комитета были карим тинчурин и артист габдулла кариев. уникальный характер соединения этих групп в татарском обществе в условиях казани и привел к созданию такой организации, как мусульманский социалистический комитет.

с 15 июня 1917 г. издается орган мск — газета "кызыл байрак" ("красное знамя"). газета призывала: "сплотимся под знамя социализма и устремимся на борьбу против врагов народа". под врагами народа подразумевались сторонники продолжения войны и захвата турецких проливов. мск ясно понимал, что среди татар таких людей практически нет.

после февральской революции зарождается движение рабочих-мусульман казани. 17 марта 1917г. состоялось собрание рабочих-мусульман порохового завода. в казанский мусульманский комитет был делегирован рабочий насих мухтаров, а совет рабочих депутатов – представитель мусульманского комитета наджиб хальфин. мк пытался выполнять функцию арбитража между работодателями и трудящимися, но не достиг успеха. в итоге, 25 мая рабочие пороховой слободы казани отозвали своих представителей из мусульманского комитета, так как, по их мнению, мк «плохо защищает интересы рабочих». в дальнейшем, интересы рабочих русских заводов казани представляли самостоятельные организации типа бюро мусульманских рабочих. впрочем это не помешало рабочим лидерам участвовать в выборах в губернское милли шуро (национальный совет).

9 апреля 1917г. татарские горняки на парамоновских шахтах в донбассе создали мусульманский комитет с целью объединения мусульман донбасской области и екатеринославской губернии. в ижевске был сформирован рабочий клуб «дом свободы». 12-15 августа 1917г. прошел i мусульманcкий съезд донской области и екатеринославской губернии, где большинство делегатов представляли рабочих. из 90.000 татар, живущих в регионе, абсолютное большинство составляли пролетарии. на съезде были приняты решения, по которому каждый мог стать членом любой партии. на выборах учредительное собрание предлагалось голосовать за тех социалистов, которые поддерживают требования мусульман. рабочим предписывалось вступать в профсоюзы, представители каждого мусульманского комитета посылались в рабочие и солдатские советы. однако основные решения были приняты в национальной сфере, включая открытие школ и обеспечение их преподавателями, открытие библиотеки и больницы для мусульман. новым центром стал «южно-татарский исполнительный комитет» во главе с зайнуллой булушевым, который должен был объединить татарские рабочие районные комитеты.

выступая 30 июля 1917 г. на заседании ii всероссийского мусульманского съезда депутат от донбасса зайнулла булушев заявил: «если они (рабочие и крестьяне – а. х.) вам не смогут оказать помощи, то всегда ваши желания будут проваливаться. поэтому в мили шуро (национальный совет) следует ввести представителей рабочих и крестьян».

ii съезд татарских демократических организаций юга россии прошел 17-23 сентября 1917 г. в ростов-на-дону. его делегаты выступили за однородное социалистическое правительство, то есть за исключение из него буржуазных партий. в условиях массовых увольнений они поддержали установление контроля рабочих над производством, за секвестр тех предприятий, владельцы которых сокращают производство или закрывают их, за немедленную передачу распоряжения землей в руки земельных комитетов. в вопросе государственного устройства было поддержано создание федерации и национально-территориальной автономии. это противоречило программе большевиков, но соответствовало программе эсеров. новый состав исполкома базировался в харькове. в начало сентябре з. булушев участвует в съезде советов донецко-криворожского бассейна в харькове, где сделал доклад о политическом и культурном состоянии мусульманских рабочих юга россии. з. булушев был включен в состав местного совета рабочих депутатов.

в отсутствии реальной рабочей политики деятелей национально-культурной автономии, летом 1917 г. социалисты оказывают все большее влияние на рабочих. мусульманский социалистический комитет с самого начала попытался создать достаточно стройную структуру, копируя формы традиционные для социал-демократического движения. были выпущены примерные уставы мусульманского социалистического комитета, районного комитета и рабочего клуба при мусульманском социалистическом комитете.

в разделе «цели комитета» указывалось, что мск ставил целью организацию мусульманского пролетариата и трудового крестьянства и распространение среди мусульман идей социализма. центральный комитет избирался съездом, определенным как верховный орган. местным партийным органом являлся районный комитет мск: «районный комитет является частью мусульманского социалистического комитета, высшее руководство которым принадлежит центральному комитету». именно районный комитет обеспечивал непосредственные контакты с мусульманским пролетариатом. его целями определялись распространение социалистических идей в формах, санкционированных мск, и организация рабочих -- мусульман данного района для улучшения их правового положения, охраны их интересов и удовлетворения их материальных и духовных потребностей». центральный рабочий клуб при мск являлся организацией рабочих, имевшей целью «удовлетворение их духовных потребностей». клуб и его отделения на местах должны были превратиться одновременно в основное место отдыха и политической индоктринации рабочих и членов их семей. в его основу был положен принцип европейских социал-демократических клубов, охватывавших свободный досуг пролетариата «от колыбели до могилы».

хотя устав мск был основан на принципах централизма, но реальный мск представлял скорее федерацию различных социалистических групп и рабочих организаций, которые возникли до формирования самого мск в рабочих районах заречья казани. для обеспечения взаимосвязей с населением, в начале своей деятельности мск сотрудничал со всеми национальными организациями, особенно с мусульманским комитетом и военным советом (харби шуро).

мск выступал за скорейшую подготовку перехода от буржуазной революции к социалистической. цель социалистической революции сторонники вахитова видели в самостоятельном развитии пролетариата каждой нации. утверждалось, что цель автономии состоит в том, чтобы "выковать армию татарских рабочих, по своей сознательности и культурному уровню вполне достойных слиться с сознательным мировым рабочим классом". второй группой населения, к контролю над которой стремился мулланур вахитов, были крестьяне. в июне 1917 г. состоялся съезд мусульман-крестьян казанской губернии. вахитов начал выступление со следующего тезиса: "по словам пророка (мухаммада — а. x.), хорошее дело является ключом от рая. мы собрались с добрыми намерениями... пусть в наших сердцах будет свет ислама!" вахитов избрал тем более выгодную позицию, что в президиум съезда не был включен ни один имам. в результате, съезд принял социалистические резолюции о немедленном мире и разделе земель.

мулланур вахитов и его соратники обладали своими взглядами на развитие татарской нации, не совместимыми с большевистской доктриной. в своих воспоминаниях один из лидеров казанских большевиков в 1917-1918 гг. карл грасис писал, что даже накануне октябрьской революции м. вахитов заявлял: "главная наша (мск— а. x.) задача заключается в том, чтобы толкнуть многомиллионные массы мусульман произвести национальную революцию, чем, вы (большевики— а. x.), не интересуетесь". он говорил о мусульманах: "надо менять их сознание, их гордость, надо влить в их душу сознание своей великой силы... без этого они никакой революции не сделают". м. вахитов, по словам грасиса, неоднократно повторял слова про "отблеск идей панисламизма... который подготовил для социализма сердца и умы".

мск удалось создать ряд местных организаций. среди наиболее активных можно отметить такие центры и лидеров как: астрахань (с. еникеев, а. умеров, к. туйбахтин), архангельск (б. мансуров и н. яруллин), самара (х. садри), симбирск (с. гафуров), пермь (х. мавлютов). однако в отличие от лидеров либералов и умеренных социалистов, мск не сумел создать единую структуру на территории трех основных татарских центров: казани, уфы и оренбурга. в уфе 15 октября 1917 г. был проведен 1-й съезд татарской социал-демократической рабочей партии, который создал цк во главе с б. нуримановым. эта организация была ближе связна с уральскими большевиками, которые были противниками национальной автономии. в оренбурге противостояние шло не партийному признаку, а между татарскими и башкирскими автономистами.

после октябрьского переворота на совместном заседании национальных организаций казани 8 ноября 1917 г. вахитов поддержал резолюцию о передаче власти в россии в руки учредительного собрания, а у татар — в руки миллет медлжисе ("национального собрания"). он был избран в гласные городской думы казани и члены учредительного собрания от казанской губернии по мусульманскому социалистическому списку, вместе с лидером харби шуро ильясом алкиным. вахитов занимал в списке третье место. ахмед цаликов передал свой мандат вахитову и использовал свое избрание в симбирской губернии.

вахитов вошел в казанский временный революционный штаб от мск, но уже 28 октября 1917 г. вышел из него со всеми татарами, кроме мирсаида султан-галиева, в знак протеста против отказа большевиков создать "однородное социалистическое правительство" из представителей различных социалистических групп. м. вахитов выступил против установления контроля за ценами, заявив, что он снимает с себя ответственность за последующую катастрофу на сенном базаре (экономическом центре мусульман казани) и реакцию татарского населения. вместе с лидерами харби шуро он протестовал против установления контроля над банками. эта позиция мск и лично вахитова объясняет во многом умеренную политику большевиков по отношению к мусульманским организациям в казани до марта 1918 г.

в итоге, независимые структуры мусульманских социал-демократов и пролетариев были ликвидированы большевиками уже к концу 1918 г. свою роль сыграла до конца не проясненная гибель м. вахитова от рук правительства комуча в августе 1918 г. к концу 1919 г. советский режим окончательно выступил против создания татаро-башкирской советской республики, объединяющей мусульман казани, уфы и оренбурга. ирония судьбы, но именно рабочие, считавшиеся «гегемонами» коммунистического режима, сыграли огромную роль в сохранении основ религии ислама в советских индустриальных центрах. сегодня мы вновь имеем мечети и мектебы при них в промышленных городах, но достаточно ли их для молодежи? и появятся ли у нас новые хусаины и муллануры?

айдар хабутдинов

доктор исторических наук, профессор




Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...