Новости Ислама
Версия для печати

Обеспечение доступа к информации - фактор демократических реформ


  22.06.2011    |   УзА. Национальное информационное агентство Узбекистана

Важнейшим направлением осуществляемого в Узбекистане демократического обновления и модернизации страны, построения открытого гражданского общества является обеспечение прозрачности деятельности органов государственного и хозяйственного управления,

Важнейшим направлением осуществляемого в Узбекистане демократического обновления и модернизации страны, построения открытого гражданского общества является обеспечение прозрачности деятельности органов государственного и хозяйственного управления, систематическое информирование широкой общественности о ходе проводимых политических, экономических и социальных реформ. Реализуемая в нашей стране государственная политика в информационной сфере в первую очередь направлена на обеспечение последовательной и полной реализации принципов свободы слова и права граждан на информацию, закрепленных в Конституции Республики Узбекистан. Это особо подчеркнуто в разработанной Президентом Исламом Каримовым Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране.

Глава нашего государства отметил, что без обеспечения информационной свободы, превращения СМИ в арену, где люди могут свободно выражать свои мысли и идеи, позиции и отношение к происходящим событиям, нельзя говорить об углублении демократии, политической активности населения, о его реальном участии в политической и общественной жизни страны. Обеспечение свободы и прав граждан в информационной сфере, включая свободу и реализацию прав на получение, распространение информации и собственных идей, является краеугольным камнем построения гражданского общества в Узбекистане.

Определенные в связи с этим Президентом страны меры имеют комплексный характер. Они касаются всего спектра общественных отношений в информационной сфере – совершенствования рыночных механизмов деятельности СМИ, обеспечения свободного и равного доступа к информации, реализации принципа открытости в деятельности органов государственной власти и управления, создания эффективных правовых механизмов, направленных на усиление роли СМИ в обеспечении общественного и парламентского контроля.

Одна из важных законодательных инициатив главы нашего государства в этой сфере, выдвинутых в концепции, – разработка и принятие Закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления». Принятие данного закона расширит гарантии осуществления конституционного права граждан на информацию и вместе с тем будет способствовать повышению ответственности органов власти и управления за качество принимаемых решений.

Действительно, важнейшей формой непосредственного общественного контроля является доступ граждан к информации о деятельности органов государственной власти и управления. От полноты и своевременной информированности общественности об их деятельности зависит способность граждан влиять на нее с целью обеспечения и защиты прав и свобод человека, эффективного управления, качественного оказания общественных услуг. Иначе говоря, доступ физических и юридических лиц к подобной информации является основой общественного контроля.

Право на такую информацию базируется на целом ряде положений Конституции Республики Узбекистан. Так, статья 7 предусматривает, что в нашей стране государственная власть осуществляется в интересах народа. Согласно статье 32 Конституции граждане Республики Узбекистан имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей. Статья 29 Основного закона гарантирует каждому свободу мысли, слова и убеждений, а также право искать, получать и распространять любую информацию. В Конституции содержатся и специальные нормы, определяющие права граждан в этой сфере. В соответствии со статьей 30 все государственные органы, общественные объединения и должностные лица Республики Узбекистан обязаны обеспечивать гражданам возможность ознакомления с документами, решениями и иными материалами, затрагивающими их права и интересы. Вместе с тем статья 35 закрепляет право каждого как отдельно, так и сообща с другими лицами, обращаться с заявлениями, предложениями и жалобами в компетентные государственные органы, учреждения или к народным представителям.

На основе этих принципов и с учетом поступательного развития в стране гражданского общества был принят ряд целевых законодательных актов. Среди них – Закон «О гарантиях и свободе доступа к информации» от 24 апреля 1997 года. Согласно статье 4 данного закона основными принципами свободы доступа к информации являются гласность, общедоступность, открытость и достоверность информации. В статье 5 закреплено право каждого непосредственно либо через своих законных представителей обращаться с запросом на получение информации.

12 декабря 2002 года был принят Закон «О принципах и гарантиях свободы информации», статья 8 которого гласит, что государство защищает право каждого на поиск, получение, исследование, распространение, использование и хранение информации. При этом органы государственной власти и управления, органы самоуправления граждан, общественные объединения и другие негосударственные некоммерческие организации, и должностные лица обязаны в установленном законодательством порядке обеспечивать каждому возможность ознакомления с информацией, затрагивающей его права, свободы и законные интересы, создавать доступные информационные ресурсы, осуществлять массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес. Были приняты и другие законы, регламентирующие отношения в этой сфере.

Важное значение в повышении эффективности реализации права каждого на информацию о деятельности органов государственной власти и управления имело выполнение соответствующих постановлений правительства. Так, 22 сентября 2006 года было принято постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по развитию связей с общественностью органов государственного и хозяйственного управления». Согласно данному постановлению в составе министерств, государственных комитетов, агентств, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента, органов хозяйственного управления были созданы информационные службы. Они призваны информировать население, национальные и зарубежные СМИ о деятельности этих структур, их участии в осуществляемых в стране реформах в общественно-политической и экономической сферах.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О совершенствовании нормативно-правовой базы в сфере информатизации» от 22 ноября 2005 года информационные системы государственных органов должны создаваться на основе принципов доступности, достоверности, полноты, своевременности предоставления информации, а также, конфиденциальности, открытости, масштабируемости и защищенности. Постановлением также определен перечень информации, которая обязательно должна размещаться на официальном сайте государственного органа.

К таким видам информации относятся нормативно-правовые акты: устанавливающие правовой статус, организационную структуру, функции и задачи государственного органа, его структурных подразделений и подведомственных организаций, принятые государственным органом, и сведения о признании утратившими их силу, общие сведения о принятых правительством и государственными органами программах в сфере деятельности государственного органа. Кроме того, на подобных сайтах в том числе должны размещаться сведения: о мероприятиях, проводимых государственным органом, иная информация о его повседневной деятельности; о проводимых этим органом и его организациями открытых конкурсах (тендерах) и аукционах по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг); о вакантных рабочих местах, условиях приема на работу.

Анализ международного опыта показывает, что отдельные законы о праве на информацию приняты почти в ста государствах. Первый такой закон появился в 1766 году в Швеции. Во второй половине ХХ столетия – в США, затем в Бельгии и Франции, а в конце прошлого века – в Германии, Швейцарии и других странах Евросоюза. В Японии закон о доступе к информации о деятельности государственных органов власти был принят в 2001 году.

Следует отметить, что принятие данных законодательных актов способствовало формированию и развитию правовых институтов, ранее не существовавших в этой сфере. В результате обеспечение права граждан на получение достоверной информации стало основной обязанностью СМИ.

В Узбекистане СМИ играют важную роль в эффективном взаимодействии государственных органов и общественности. Они все активнее выполняют свои задачи по осуществлению общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и управления, на деле превращаются в «четвертую власть» в стране, содействуя, таким образом, достижению целей проводимых в стране демократических реформ. Кроме того, наличие в Узбекистане печатных органов у политических партий способствует эффективности и массовости их политической деятельности, а также осуществлению ими общественного контроля.

Логическим продолжением масштабных преобразований в этой сфере станет принятие Закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», необходимость которой обоснована в Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране.

Эта новая законодательная инициатива Президента Ислама Каримова является глубоко продуманной, очень актуальной и имеет высокую общественную значимость. Обеспечение широкого доступа к информации о деятельности государственных органов на принципах равенства и в соответствии с четкими правилами, во-первых, позволяет людям получать адекватное представление и формировать критические суждения о состоянии общества, в котором они проживают, и органах власти, которые ими управляют, способствуя тем самым вовлечению осведомленной общественности в дела, представляющие всеобщий интерес. Во-вторых – укрепляет действенность и эффективность работы органов власти, помогает ее координации, противодействует коррупциогенным явлениям. И в-третьих – способствует легитимности деятельности органов власти и укреплению доверия к ним населения.

В новом законе должны быть четко определены процедуры информирования общественности о деятельности органов государственной власти и управления, обеспечения широкого доступа населения, общественных объединений к информации о принимаемых госструктурами решениях, прежде всего о тех, которые затрагивают права, свободы и законные интересы граждан.

Таким образом, деятельность органов государственной власти и управления, должностных лиц должна осуществляться на принципах информационной открытости. Они заключаются в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей их личные интересы, в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях, в осуществлении гражданами контроля за деятельностью этих государственных органов, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан.

Принятие в соответствии с инициативой Президента Ислама Каримова нового закона, регулирующего доступ к информации, и его применение на практике станут новым этапом в обеспечении прозрачности, открытости деятельности органов государственной власти и управления, в реализации конституционных прав граждан на свободу слова и выбора и в целом – в дальнейшем углублении масштабных демократических реформ в нашей стране.

Жавлон Абдуллаев,
главный научный сотрудник
Института мониторинга
действующего законодательства
при Президенте Республики Узбекистан, кандидат юридических наук.




Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...