Новости Ислама
Версия для печати

Исламская община Дагестана укрепляется с каждыми похоронами настоящих шахидов


  14.06.2011    |   Интерефакс-Религия

Недавно в Дагестане произошло очередное резонансное убийство - ректора Института теологии и международных отношений Махачкалы Максуда Садикова. К сожалению, преступления против исламских деятелей для республики - суровая обыденность. О том, что

Недавно в Дагестане произошло очередное резонансное убийство - ректора Института теологии и международных отношений Махачкалы Максуда Садикова. К сожалению, преступления против исламских деятелей для республики - суровая обыденность. О том, что происходит в общине мусульман Дагестана, в интервью "Интерфакс-Религия" рассказала известная исламская журналистка, жена убитого муфтия республики Айна Гамзатова.

- Кто, на Ваш взгляд, стоит за убийством Максуда Садикова?

- Как мы знаем, в истории Дагестана, как и в истории всей страны, был 1937-й год, когда отстреливались в числе прочих инакомыслящие и духовные лидеры. Но тогда это была государственная политика, так как вместе со священнослужителями создавать атмосферу безбожия с идолом под именем Ленин практически не представляло возможности. Что же происходит сейчас? Отстреливают духовных лидеров - от мало-мальски значимых для мусульман Дагестана до религиозных авторитетов федерального уровня. Для чего? Это уже другой вопрос, который перекликается с вопросами "кому это нужно?" и "кто за этим стоит?". Совершенно точно, что убийцы - не пацаны с улицы, это люди с хорошей подготовкой, у которых не может дрогнуть рука, спуская курок, которые знают, что такое контрольный выстрел, которые способны выполнить поставленную перед ними задачу. Я могу предположить, кто стоит за подобными преступлениями. Но как исламский журналист, у которого чувство ответственности перед Богом должно быть на первом месте, я не имею права озвучивать то, в чем не уверена хотя бы на 99%. Поэтому вряд ли что-то еще смогу добавить к сказанному.

- В 1998 году были убиты Ваш муж, муфтий Дагестана Сайидмухаммад Абубакаров, и его брат. Кому мешал муфтий? Убийство раскрыто?

- Убийство до сих пор не раскрыто. Сайидмухаммад был великий миротворец, он отличался человеколюбием и состраданием к окружающим, поэтому мешать кому-либо он просто не мог. Его очень любил народ, с каждым днем он обретал все большую популярность, а это могло не понравиться тем, кто не видел его в политической перспективе республики.

- Существуют ли в республике продолжатели дела Сайидмухаммада-хаджи?

- Огромное количество. Все, кого убивают по сей день, - его близкие друзья, соратники. Нас еще очень много.

- Покушения на исламских религиозных и общественных деятелей и их убийства в последние годы в Дагестане происходят чуть ли не каждый день. Эту тенденцию переломить не удается. Как Вы считаете, почему? И почему власть республики неспособна защитить от бандитов лучших представителей своего народа?

- Каждый боится и держится за свое кресло, оно достается им с большим трудом, поэтому расставаться с властью никто не хочет. Откуда нам, простым людям, знать, что происходит там, наверху? Может, открыто выносятся приказы уничтожать бандитов, вылавливать, сажать и тому подобное, а на самом деле, может быть, тайно велено взращивать их как можно больше. Кто знает... Так что этот вопрос лучше адресовать властям и правоохранительным органам.

- Кто поддерживает ваххабитов и зачем?

- Имам Дагестана шейх Шамиль в свое время построил церковь пленным русским солдатам. Однажды, когда он уже был в Калуге, к нему бросился русский солдат, чтобы поцеловать имаму руку, а на удивленные вопросы окружающих ответил, что, когда он находился в плену у шейха Шамиля, по приказу имама сначала кормили пленных русских, а потом мюридов имама, и таким же добрым было отношение к пленным до освобождения. Это история войны. Представьте себе, какими же обязаны быть мирные мусульмане!

Ваххабитов поддерживают те силы, которые хотят разделить мусульман, внести раскол в ряды ислама, те, которые не хотят, чтобы к исламу относились с достойным уважением. Еще десять лет назад я легко спускалась в московское метро, ездила к друзьям на общественном транспорте. Теперь меня очень смущает то, что при виде платка на моей голове люди оглядываются со страхом. Мусульмане не должны пугать людей. Они обязаны радовать окружающих своих появлением. Понятие "ислам" вбирает в себя межрелигиозный мир. А что происходит сейчас, после всех этих "норд-остов", бесланов? Я сама иногда отодвигаюсь в сторону, когда вижу женщину в черном с ног до головы, с бегающими глазами. Если она знает, что такая одежда пугает окружающих, зачем же ее носит здесь, в Центральной России, почему нельзя одеваться в белую одежду, голубую, розовую? Я тоже могу надеть черную одежду на хадже, в местах паломничества, там все так ходят, а здесь подобным образом можно только внушать страх.

Ваххабитов поддерживают те, кто не дружат с исламом. И ваххабитами становятся люди амбициозные, больные манией величия, отрицающие любую власть. Цель ваххабитов - лидерство над всеми. Но в то же время, в отличие от настоящих мусульман, ваххабитов можно контролировать, стимулировать, ими можно манипулировать так, как угодно тем, кто засеял в России ваххабитскую рассаду.

- Вы профессионально занимаетесь освещением событий в жизни мусульман. Расскажите, как сегодня живет исламская община Дагестана? С какими проблемами сталкивается?

- Несмотря ни на что, исламская община Дагестана укрепляется с каждыми похоронами настоящих шахидов. Тазият - так называется место, где выражают соболезнования близким и родственникам. В последние годы соболезнования прежде всего выражаются друзьям и коллегам погибшего, а уже потом - его родным, потому что дружественные отношения между мусульманами давно переросли в тесные и более близкие, чем родственные. Люди становятся морально крепче и намного сильнее духом, чем прежде. Никто не боится смерти. Смерть - это обязанность, которую непременно выполнит каждый, и только невежа может делать вид, что такой обязанности не существует.

Проблем особых нет, хотя хотелось бы ускорить качество и темпы духовного просвещения среди дагестанцев и граждан всей нашей страны. Только образованность в вопросах исламской веры сможет спасти нас от такого страшного вируса, как ваххабизм. А он, как видите, страшен не только для самих мусульман, но и для всех мирных людей. Мне неприятны те, кто позиционируют себя мусульманами, но сеют вражду и смуту в исламской общине, - таких тоже хватает.

- Как Вы оцениваете положение дел в ДУМ Дагестана и деятельность по укреплению основ истинного Ислама в республике?

- ДУМ республики занимается образованием, просвещением, решает вопросы верующих вплоть до самых бытовых. Туда не стесняются идти все, кто попал в долги, хочет помириться с соседом или кровником, разделить наследство по законам шариата и так далее.

Я работаю в дагестанском муфтияте уже семнадцать лет, и за это время принципиальная позиция этой организации в отношении религиозного просвещения не изменялась. Вся истерия, которую в свое время пытались раздуть вокруг ДУМ Дагестана относительно того, что работники этой организации якобы сотрудничают с правоохранительными органами и передают туда списки местных ваххабитов, является задумкой тех, кто хотел бы, чтобы была хоть какая-то причина для оправдания убийств религиозных деятелей. Нет ни одного работника в ДУМ Дагестана, который бы знал о том, где и сколько ваххабитов находятся, и радовался бы тем спецоперациям, которые сегодня происходят в республике. Более того, многие не верят даже в целесообразность и конструктивность этих спецопераций. А если бы не было таких баек, то убивать мусульманских деятелей просто за идеологическое расхождение было бы смешно и неоправданно. Посмотрите, в мечетях многих арабских стран молятся рядом и тот, кто в укороченных штанах, и тот, кто в длинных штанах, и тот, кто вообще просто в арабском мужском платье, и никому нет дела, сбрил ты у себя на лице усы или нет, упоминаешь ты Всевышнего на четках или на пальцах или вообще изобретешь еще какой-то способ упоминания. Работники ДУМ Дагестана четко понимают, что ваххабизм в России и особенно на Кавказе - это политика для истребления верующих, для разжигания войны, оправдания любой смуты. Поэтому мы делали и будем делать все для того, чтобы остановить эту стратегию войны и механизм для уничтожения тех мусульман, которые своей образованностью, политической грамотностью и достойным воспитанием могли бы украшать интеллектуальную и духовную элиту России.

- Есть ли у Максуда Садикова достойный преемник на посту ректора Института теологии?

- Это сложный вопрос. Я считаю, что незаменимые люди есть, каждый индивидуален, и любой другой не может повторить в точности все деяния и успехи предшественника. Но это не значит, что кто-либо не может работать хорошо, быстро и в ногу со временем. Не знаю, кого назначат на пост ректора Института теологии, но верю, что Бог ему поможет претворить в жизнь все идеи Максуда Садикова.




Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...