Новости Ислама
Версия для печати

История зарождения ислама в Индонезии


  24.05.2011    |   IslamRF.ru

24.05.2011 12:04 Как-то раз призвал пророк Мухаммед своего сподвижника и сказал ему: «Есть одно государство в подветренной стороне, которое называется Самудера. Однажды, в будущем, ты услышишь о нём. А когда услышишь, тогда немедленно отправляйся
24.05.2011 12:04

как-то раз призвал пророк мухаммед своего сподвижника и сказал ему: «есть одно государство в подветренной стороне, которое называется самудера. однажды, в будущем, ты услышишь о нём. а когда услышишь, тогда немедленно отправляйся в самудеру и обрати всех его жителей в ислам. ибо появится там много мусульманских святых (вали)», - повествует хадис, дошедший до нас в изложении малайской хроники «повесть о раджах пасея» (кон. xiv - нач. xv вв.)[кобищанов м.ю. распространение и развитие исламской цивилизации в азии и на тропических островах. м., 2004. с. 499].

речь в этой истории идёт о территории, входящей в состав современной республики индонезия. на сегодняшний день эта страна является демографически самым крупным мусульманским государством в мире. её население составляет около 240 млн. чел., 87% из которых -последователи религии пророка мухаммеда. на важнейших в историческом, экономическом и политическом отношениях островах, яве и суматре, количество мусульман достигает 95%.

таким образом, предсказание пророка о судьбе этого уголка земного шара удивительным образом исполнилось. удивительным, потому, что, на первый взгляд, не совсем ясно, каким образом ислам мог стать ведущей религией в стране, географически расположенной в регионе далёком от центров зарождения мусульманской религии, в юго-восточной азии, исторически входившей в зону хинду-буддийской цивилизации. попытаемся разобраться в причинах такого поразительного, но одновременно сложного и противоречивого явления, как исламизации индонезии.

изучение этого процесса осложняется тем, что собственных (малайских или яванских) источников о проникновении мусульманской религии в этот регион очень мало, и мы вынуждены опираться на сведения китайских послов или отчёты арабских торговцев, побывавших в политиях нусантары[нусантара – поэтическое название малайского архипелага].

даже о времени первого появления ислама на островахмалайского архипелага [малайский архипелаг – самое крупное скопление островов на земле (порядка 17,5 тыс. островов), расположен между материковой азией и австралией. на его территории находятся малайзия, индонезия, сингапур, филиппины, бруней и восточный тимор]среди исследователей до сих пор не утихают споры. согласно одной версии, появление ислама здесь относится ко времени образования первых мусульманских государств (самудры - пасея, перлака, педира и малакки), т.е. к xiii в. однако другие учёные указывают на наличие немалого количества свидетельств того, что первое знакомство коренного населения нусантары с мусульманской религией произошло уже в середине vii в.

примером тому является сообщение в китайском источнике, датируемом 674 г., о существовании арабского поселения на восточной суматре[сычёв в.ф. индонезия и мусульманский мир в xx веке. м., 2003. с. 86].

официально, на семинаре по проблеме исламизации индонезии, проходившем в медане(город на севере о. суматры)в 1963 г., была принята версия о более раннем проникновении ислама на территорию современной индонезии. и, по-видимому, процесс исламизации этого региона проходил в два этапа:

1.нач. vii в. – кон. xiiiв. – инкубационный период. знакомство местных жителей с религиозной доктриной и этико-философской системой ислама.

2.кон. xiii в. –по сегодняшний день - массовое обращение населения современной индонезии в мусульманскую веру.

проникновение ислама в нусантару началось с прибрежных регионов островов суматры и явы. оно носило мирный, даже «бесшумный» характер[ионова а.и. «мусульманский национализм» в современной индонезии. м.: «наука», 1972. с.10]. знакомство коренных жителей малайского архипелага с мусульманской религией происходило через мигрантов из арабских стран, а также прибывавших сюда специально для ведения религиозной работы арабских проповедников. однако наибольшее влияние оказывали, конечно же, купцы из мусульманских стран, торговавшие в прибрежных городах нусантары.

ведь с древнейших времён малайский архипелаг был известен всему старому свету как родина пряностей – перца, мускатного ореха, гвоздики, камфары. кроме того, этот регион до сегодняшнего дня является одним из немногих мест в мире, где одновременно встречаются олово и медь, то есть основные компоненты для производства бронзы. отсюда экспортировались также ценные породы дерева, золото, серебро, опиум, рабы, изделия ткачей и ремесленников и многое другое.

особый торговый путь связывал аравию с дальним востоком (китаем). он назывался великим морским шёлковым путём или путём пряностей. купцы отправлялись в путешествие из мекки, плыли через красное море вдоль западного побережья африки, затем причаливали к малабарскому (юго-западному) побережью индии, и оттуда продолжали своё плавание к островам малайского архипелага и в китай.

купцы, торговавшие на островах малайского архипелага, были выходцами из разных уголков земного шара, это были и индийцы, и персы, и турки, однако наибольшую роль в распространении ислама сыграли, конечно, выходцы из арабских стран, пользовавшиеся наибольшим почтением среди коренных жителей нусантары как земляки пророка мухаммеда. по этой причине на семинаре в медане, было вынесено решение о том, что ислам был заимствован народами современной индонезии напрямую из аравии.

первоначально арабским торговцам разрешалось заходить в портовые города нусантары,но селиться в них, было запрещено. этот запрет купцы обходили при помощи института мута’а - временной женитьбы. так в каждом прибрежном городе у них оказывалась семья и дом.

с ix века приток мусульман в нусантару (особенно на северное побережье суматры и малаккского полуострова) значительно усилился. одной из причин этого были гонения на мусульман, христиан и зороастрийцев в китае в 842-845 гг. а в 874-901 гг. во время крестьянской войны в этой стране мусульмане провинции гуанчжоу (южные регионы) были поголовно вырезаны. так малайские порты стали главными перевалочными торговыми пунктами на пути из ближнего востока в китай. в результате, с xii в. в нусантаре начала формироваться местная исламская община.

таким образом, первый этап проникновения ислама на территорию современной индонезии можно охарактеризовать как «знакомство» коренного населения с религией аллаха. в ходе него, также незаметно и «бесшумно», как мусульманская религия впервые появиласьна малайском архипелаге, шло вызревание внутренних предпосылок для её последующего удивительно быстрого распространения и усиления в государственных образованиях нусантары.

с начала xiii века одним их главных источников дохода политий малайского архипелага становится торговля. портовые города получили большую самостоятельность. основу их процветания составляли пошлины, которые взимались с иноземных торговцев. для того, чтобы увеличить поступления из этого источника, местные правители были заинтересованы в привлечении в свои порты как можно большего числа иноземных торговцев. для этого необходимо было строить удобные гавани и верфи, защищать свой порт от нападения пиратов. выполнение этих задач требовало усиления центрального аппарата власти. именно эту задачу и помогал решать ислам.

кроме того, его принятие поднимало авторитет правителей местных политий в глазах подданных. если в индуизме земной правитель был лишь одним из многочисленных воплощений вишну или индры, то в соответствии с канонами ислама он становился «тенью аллаха на земле».

третьим фактором принятия ислама было стремление мелких прибрежных княжеств, поднявшихся благодаря международной торговле, добиться независимости от крупных государственных образований, например, от ослабевшей суматранской империи шривиджаи (vii – xiii вв.).

таковы были причины принятия ислама «сверху». однако мусульманская вера оказалась не менее привлекательна и для широких масс коренного населения будущей республики индонезии. принятие религии пророка жителями прибрежных городов зачастую означало получение дополнительных квот и преференций в торговле с арабскими и индийскими купцами. кроме того, ремесленное и торговое население портовых городов слабо связанное с индианизированной культурой империи шривиджая, оказалось очень восприимчивым к исламу с его эгалитаризмом, стройностью и строгостью догматики.

всё это привело к тому, что с xiii века на малайском архипелаге начали складываться мусульманские государственные образования. этот процесс начался с северо-восточного побережья острова суматры (княжества самудра - пасей, педир, перлак, ару). ведь эта область, с одной стороны, лежала на побережье малаккского пролива, т.е. на оживлённом торговом пути, а с другой, была слабо связана со шривиджаей и яванскими государствами.

с этого времени начинается распространение ислама как ведущей религиозной и политической системы по всей территории современной индонезии. этот процесс протекал с рядом особенностей, которые и по сей день оказывают огромное влияние на историческое развитие этой страны.

главная из особых черт исламизации индонезии – это её полиэтничность(здесь насчитывается более 350 народностей). усвоение религиозных знаний практически каждой из этнических групп происходило не путём простого копирования, а посредством творческого переосмысления мировых религиозных традиций, приспособления их к конкретным условиям и историческому и религиозному опыту региона. индонезийцы, изучавшие ислам никогда не были простыми подражателями своих учителей. так, на западной суматре исламу пришлось вобрать в себя наследие обычного права - адата, на яве - столкнуться с мощным наследием хинду-буддийской цивилизации, на калимантане и сулавеси мусульманская религия ассимилировала пережитки местных анимистических верований и культа предков. кроме того, проникновение ислама в различные регионы современной индонезии было неодинаковым по глубине. эти различия сохраняются по сегодняшний день.

таким образом, за пять-шесть столетий ислам стал основной религиозной системой большинства народов современной индонезии. приход ислама знаменовал собой начало нового этапа развития малайско-индонезийского региона. знакомство со священным кораном привнесло с мировоззренческую систему народов современной индонезии такие ценности, как богобоязненность, ориентация на духовные, а не материальные ценности, нестяжательство, почтение к властям. в свою очередь, творческое переосмысление мусульманской традиции коренными жителями современной индонезии обогатило ближневосточную культуру элементами духовной и религиозной традиций индонезийского народа. такими, например, как высокая религиозная терпимость, любовь к природе, почтение к предкам, повышенное чувство социальной общности. как известно, эти качества высоко ценятся традиционным исламом, поэтому можно сказать, что мусульманская вера органично вплелась в богатейшую синкретичную культуру индонезийского народа, стала не наносным, но внутренним, традиционным, подлинно «прочувствованным» элементом сознания большинства индонезийцев.

о.коткина




Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...