Новости Ислама |
ИА REGNUM: К беспрецедентным и интригующим событиям в арабском мире приковано внимание всей мировой общественности. Как видятся эти события Вам?
Прежде всего, хотелось бы отметить, что в политической аналитике исчерпал себя метод исследований, построенных на линейной схеме "причина - следствие", хотя по установившейся традиции многие политические процессы продолжают отслеживаться с помощью этого метода. Между тем, уже достаточно давно события как международной политики, так и ее локальных аналогов трансформировались в весьма сложные нелинейные процессы, осмысление и описание которых требует совсем другой методологии. Однозначный прогноз превращается в чрезвычайно рискованное предприятие. Прежде всего, из-за невозможности выявить полностью интересы и действия всех вовлеченных в исследуемый процесс сторон. А также в силу игнорирования неочевидного факта, что даже инспирированный кем-то процесс в дальнейшем развивается не только под влиянием сил, включающихся в его контекст, но и под воздействием его собственной "логики" развития, часто противоречащей замыслам его инициаторов. Поэтому все чаще мы становимся свидетелями прогнозов-сценариев, многообразие которых свидетельствует о глубине проникновения аналитики в суть проблем в совершенно новых условиях глобализации. Перейдем под углом зрения высказанных выше положений к анализу событий в арабском мире.
ИА REGNUM: Чем, на Ваш взгляд, обусловлены и о чем сигнализируют революционные процессы в арабском мире?
Напрашивающимся ответом является утверждение, что в мире началась "четвертая волна" демократизации, однако, опираясь на исторический опыт, в этом случае следует ожидать системных трансформаций как политической карты мира (передела территорий и границ), так и мировой политики, что, как будто, уже проявляется в зачаточном состоянии. Следующий очевидный ответ - арабо-исламский мир предпринимает очередную, видимо, последнюю попытку модернизации, с целью догнать ускоряющий свой ход поезд западной глобализации. Но одно дело, цели "революционных" (от этого популярного политического термина, видимо, скоро придется отказаться) процессов, и совсем другое, кто воспользуется их плодами - властью, контролем над финансовыми потоками и углеводородами, поскольку последние в течение полувека являются главным действующим лицом мировых политических процессов. Как правило, победившая "революция" чрезвычайно быстро разочаровывается в своих героях и их идеалах. Примером "детерминистской" аналитики является часто встречаемая оценка, что текущие процессы в арабском мире - буржуазные революции, что свидетельствует о полном незнании ситуации в этих странах и стратификации их населений. Арабские события могут сигнализировать о чем угодно, важно кто и как их препарирует для скармливания международной общественности посредством СМИ. В этой связи достаточно сравнить репортажи ("арабески") западных, российских и, для знатоков, турецких и арабских информационных агентств.
ИА REGNUM: Какова же внешняя и внутренняя мотивационная база этих "залповых" революционных процессов или, как вы удачно назвали - "арабесок"?
Под внешней мотивационной базой агентство, по всей вероятности, подразумевает чью-то "иностранную руку", затеявшую и ловко управляющую событиями. Что ж, оснований для такового вывода достаточно - это и исполненная ранее Кондолизой Райс "пророческая" речь о будущем арабского региона, пребывающего в тот период в относительном спокойствии, и программа партнерства ЕС, нацеленная на включение в неопределенном будущем некоторых арабских стран в эту организацию, и мировая нефтяная стратегия... Ряд этот можно продолжить, но в этом нет необходимости. Главное - нет единого "центра", решающего "всё", а потому все понемногу и в силу своих ресурсов играют, если такая есть, - в арабскую рулетку. Внутренняя мотивация - хорошо понятна - НАДОЕЛО! Надоело терпеть коррупцию и отсутствие перспектив большинству населения и стратов тех арабских обществ, в которых нефтедолларов мало или их нет вовсе.
ИА REGNUM: А каковы могут быть последствия этих процессов для мира, региона и для постсоветского пространства?
Для мира в целом: если процессы примут перманентный характер, в перспективе вырисовывается новый передел мира и выработка очередной мировой политической доктрины, закрепленной специальной конференцией (по образцу Потсдама и более ранних международных форумов). Впрочем, все может завершиться и банальным спадом, подобно тому, который произошел после "цветных революций" на постсоветском пространстве и свидетельствовал о завершении "третьей волны" демократизации в мире.
Для ближневосточного региона, в любом раскладе вновь актуализируется проблема взаимоувязки в политике принципов ислама и демократии. Любопытно будет наблюдать насколько далеко способен продвинуться политический ислам в своем "протестантизме", какие критерии демократии предъявит Запад зарождающимся арабским режимам.
Для постсоветского пространства, последствия зависят от ситуации в России, которая прямо или косвенно продолжает контролировать, а то и корректировать политические процессы искомого пространства. Очевидно, что "суверенная демократия" дала сбой, а на подходе новых моделей политического и особенно социокультурного развития России, вроде как бы, нет. Такая нестабильность исторически несколько раз использовалась для коренной перестройки политического строя или, по меньшей мере, для начала радикальных реформ в России (СССР). Как говорится, Россия достигла очередной точки бифуркации, выбор из альтернативы которой принципиально непредсказуем. Зато вполне предсказуема судьба постсоветского пространства уже после преодоления Россией точки бифуркации.
ИА REGNUM:. Ещё более сузим пространственные контуры: а как эти "арабские события" могут повлиять (или уже влияют) на развитие ситуации на Южном Кавказе и, в частности, в Азербайджане?
На Южном Кавказе, чисто внешне лишь тем, что посол США в Армении призвала оппозицию начать митинг. На самом деле, власти всех трех стран внимательно отслеживают не столько события в арабских странах, сколько реакцию на них мировых держав и влиятельных международных организаций. Соответственно, идет корректировка внутренней политики, которая по идее должна стать социально ориентированной.
В частности, в Азербайджане, об этом и об антикоррупционной борьбе теперь говорит уже не оппозиция, а правящая номенклатура, подкрепляя эти слова арестами чиновников средней руки в самых различных министерствах и ведомствах, а также негласными распоряжениями остановить механизм взяточничества, приобретшего в стране угрожающий характер. Следует отметить, что никакие события последних лет не оказывали такого влияния на корректировку внутренней политики Азербайджана, как арабские. Но вряд ли найдется хоть один представитель власти, который признает связь между ними.
ИА REGNUM: Наконец, Ваши прогнозы относительно дальнейшего развития событий в стране и в мире.
ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ... |
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ... |
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ... |