e-Ислам
Новостной информационный ресурс
Статьи, Пресс-релизы

Керамика в мусульманских храмах


  22.06.2014  

Керамика в украшении исламских храмов занимает ведущее место. Пожалуй, можно смело утверждать, что арабы стали основоположниками современной майолики.

Керамика в украшении исламских храмов занимает ведущее место. Пожалуй, можно смело утверждать, что арабы стали основоположниками современной майолики. И хотя это искусство они заимствовали у языческого Вавилона, завоевав его в 550 году до нашей эры, основные технологические особенности керамики были разработаны и внедрены ими гораздо позже - в V-VII веках нашей эры. Одно из старейших зданий ислама - храм Куббат ас-Сахра в Иерусалиме, еще не является каноническим исламским храмом, однако его изразцовое убранство впечатляет сложностью проработки и отточенностью технологии.

Главным изобразительным мотивом в мусульманском искусстве являются орнаменты, элементы арабской вязи, а также полностью перенесенные на изразцы цитаты из священных книг и Корана.

Одним из выдающихся памятников исламской архитектуры стала Голубая мечеть в Стамбуле, построенная султаном Ахметом в 1616 году с целью увековечить свое имя. Свое название она получила благодаря 200 тысячам изразцам голубого цвета, покрывающим от пола до потолка все помещение и фасад храма. Интересно, что многие изникские фабрики, поставлявшие изразцы при строительстве этой мечети были разорены, поскольку султан далеко не всегда оплачивал свои счета.

Множество уникальных памятников исламского искусства расположено в Самарканде. Это мавзолей эпохи Тимура Шахи-Зинда, медресе Тилля Кари, медресе Шер-Дор и другие. Все они облицованы керамическими изразцами, которые поражают воображение зрителя не только своими прекрасными сияющими глазурями, но сложным проработанным рельефом. 

Благодаря имеющимся в Коране ограничениям, человечество получило технологию люстрирования глазурей, которую древние мастера изобрели по заказу своих правителей с целью заменить керамическими имитациями  запрещенную посуду из драгоценных металлов. При создании специальных условий обжига в печах, оксиды, содержащиеся в глазурях, превращались в металлы и начинали сиять в полупрозрачных покрытиях, драгоценными блестками (люстрами). Некоторые металлы полностью превращались в перламутровую пленку и сосуд начинал выглядеть, как сверкающая золотом драгоценность.

Свои технологии мастера охраняли и секреты передавали по наследству, пока они не были утеряны полностью. Однако, в 1897 году в мастерских завода Абрамцево выдающимся химиком Петром Ваулиным и талантливым художником Михаилом Врубелем эта технология была восстановлена и применена вновь при строительстве Санкт-Петербургской Соборной мечети - еще одном замечательном памятнике исламского храмового строительства.

Материал подготовлен при содействии компании "Веста-Керамика".

 




Дата публикации: 22/06/2014



Информация распечатана со страницы:   http://www.e-islam.ru/useful/?id=10917. Дата печати: 29.03.2024 14:06:46