e-Ислам
Новостной информационный ресурс
Новости

Гусман Исхаков и Разиль Валеев не считают нужным изменение герба Татарстана.


  20.11.2003  

Глава Чечни Ахмад Кадыров на встрече с бывшими депутатами парламента Ичкерии созыва 1997 года сообщил, что вскоре с герба Чеченской республики исчезнет волк. По мнению Ахмада Кадырова изображение живого существа противоречит канонам Ислама. Насколько это правильно и серьезно? Вопрос не праздный, если учесть, что и на гербе Татарстана, наполовину населенного мусульманами, красуется барс (к стати, по-вайнахски волк - это борз, и созвучие налицо)?

Среди мусульман-суннитов считается, что всякое живое существо в день Страшного суда придет к тому, кто его изобразил и станет требовать душу; отсюда и табу на такого рода изображения. Однако мусульмане-шииты (другая ветвь последователей Ислама), придерживаются иных взглядов . исстари рисуют портреты. Тем более не возбраняется изображать живые существа в светских государствах, в которых исповедуют ислам, - вспомним хотя бы портреты Саддама Хусейна, заполонившие Ирак...

Да и у нас в Татарстане сотни художников, профессиональных и любителей, десятилетиями пишут портреты, пейзажи с лесным и прочим зверьем, натюр-морты. Татарстан и Чечню в России принято сопоставлять. Правда, почему, непонятно. Слишком уж разные у татар и чеченцев история и ментальность.

Тем не менее, анализируя события дудаевской эпохи, политики часто восклицают: "А вот если бы Чечня пошла по пути Татарстана!" Хотя очевидно, что ерунда все это. Чечня не могла пойти по пути Татарстана, просто потому, что это Чечня, а не Татарстан. Точно так же, как в свое время Ельцин не мог принять Дудаева, просто потому, что он Ельцин. Сейчас вновь возникает вопрос: "А не пойдет ли на сей раз Татарстан по пути Чечни? Не сменит ли свой герб в соответствии с исламскими канонами?" Мы задали этот вопрос нашим землякам.

Разиль Валеев, председатель комиссии по культуре науке и национальным вопросам Госсовета РТ:

- В Конституции Татарстана записано - государство у нас светское. Таким оно и останется. Поэтому никаких изменений в государственную геральдику вносить никто не собирается. Мы не знаем, каковы планы Ахмада Кадырова. Не исключено, что он, как бывший глава чеченского духовенства, видит в будущем Чечню государством, живущим по законам шариата. В таком случае, заявление об изменении герба государства в соответствии с требованиями Ислама объяснимо. Другой вопрос, насколько это перспективно.

Гусман хазрат Исхаков, муфтий Татарстана:

- Я не вижу необходимости в изменении татарстанского герба. Если бы мы жили в государстве, где главенствуют законы шариата, я бы сказал свое слово, но у нас государство светское, со всеми вытекающими из этого последствиями. Не пристало духовным лицам вмешиваться в дела светской власти, если только дела эти не противоречат принципам гуманности и нравственности. Полагаю, что татарстанцы уже свыклись за эти годы со своим белоснежным барсом и вряд ли захотят с ним расстаться. Да и Кадыров, может быть, преследует иную цель, связанную больше с новейшей историей Чечни, чем с Исламом. Возможно, он хочет убрать с герба воинственного волка, тесно связанного в сознании чеченцев с войной, и ввести нейтральный орнамент как символ мирной жизни? А ссылки на религиозные запреты . всего лишь дипломатическая завеса...

Возможно, муфтий Гусман яхазрат прав, и впрямь дело в том, что Кадыров хочет начать отсчет нового чеченского времени, разом оборвав связь с минувшим кровавым десятилетием, и начинает как раз с геральдики. Ведь он заявил еще, что будут писаться слова и музыка к гимну Чеченской республики. Не исключено, что за этим стоит попытка писать историю Чечни с чистого листа. Хотя это, пожалуй, слишком хорошо, чтобы быть правдой, или слишком фантастично...

Софья Сайганова,
«Время и деньги».

Информация распечатана со страницы:   http://www.e-islam.ru/newsall/news/?id=453. Дата печати: 15.12.2019 20:49:45