Новости
Версия для печати

Достоинства поста в Рамадан.


  04.11.2003  

В последнее время нередко приходится слышать, что пост — это оздоровительное голодание, неплохая диета. И хотя в подобных рассуждениях содержится рациональное зерно, они несут в себе большую разрушительную силу, ибо все возвышенное, что есть в посте, призем­ляется до уровня обычной медицинской процедуры. Вместе с тем пост — это прежде всего акт поклонения Всевышнему (ибада), именно в этом качестве обладающий множеством достоинств и смыслов.

Прежде всего пост, как и любое другое служение Творцу, явля­ясь одной из основ богобоязненности и благочестия, позволяет веру­ющему выразить свою искреннюю благодарность Ему за те нескон­чаемые блага, которыми Он нас неустанно осыпает. Поэтому Все­вышний, предписывая соблюдать пост, обращается к верующим со словами «быть может, вы будете богобоязненны!» и «быть может, вы будете благодарны!».

Пост сам по себе и в особенности в месяц Рамадан является исключительным среди прочих видов служения Аллаху. Эта исклю­чительность выражается прежде всего в том, что никто, кроме Все­вышнего, не знает даже и о приблизительной награде, ждущей по­стившегося. Пророк (САВ) так говорил об этом: «Аллах, Всемогущ Он и Велик, гласил: «Всякое деяние сын Адамов вершит для себя, кроме поста. И Я Сам воздам за него». Это изречение сохрани­лось и в более развернутом виде: «За всякое деяние сыну Адамову воздается как за десять вплоть до семисот благодеяний, «кроме по­ста — говорит Всевышний Аллах, — ибо он вершится для Меня. И Я Сам воздам за него, ведь ради Меня он оставлял вожде­ления и еду» [И потому] у верующего две радости: при разговений и при встрече со своим Господом».

Пост как поклонение Аллаху исключителен еще и тем, что он продолжается в течение всего дня, т.е. беспрерывно на протяжении нескольких часов. Для сравнения: продолжительность обязательного намаза измеряется, как правило, минутами, а для исполнения эакята и современных условиях нередко расходуется столько времени, сколько требуется затратить для нажатия клавиши на клавиатуре компьюте­ра, переводящего денежные средства с одного счета на другой. При этом постящийся человек, в течение многих часов непрерывно находясь в состоянии поклонения Всевышнему, не отрывается от своих обычных дел тогда, как обряд молитвы, например, требует полного отрешения от внешнего мира, который становится для молящегося запретным (отсюда такбир аль-ихрам). Аналогичное можно сказать и о хадже, где паломник, будучи в ихраме, также на время полностью отказывается от мирского стяжания: раньше посредством охоты и базарной торговли, сегодня — посредством сотового телефона.

Пост — это надежная защита прежде всего от грехов, а в итоге и от адского пламени. «Пост — это щит, — говорил Пророк (САВ), - и когда кто из вас станет поститься, пусть не сквернословит и не кричит. А если его будут поносить или ссориться с ним, пусть ответит: «Я пощусь». А раз человек в это время не проронит и дурного слова, то Пророк (САВ) продолжает: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, запах изо рта постящегося приятнее Аллаху, чем аромат мускуса». Человек, постящийся должным образом, не совершает греха, и шайтан, который, по словам Пророка (САВ), ходит по нашим венам, ничего с этим поделать уже не может. Поэтому «когда наступает Рамадан, открываются врата рая и закрываются врата ада, а шайтаны сковываются цепями!»

В результате сказанного, «кто станет поститься в Рамадан с верой и покорностью, тому будут прощены его прежние грехи». И, таким образом, пред человеком открывается прямая дорога в рай. «В раю одни врата, — говорил об этом Пророк (САВ), — именуются Раййан, через которые в День Воскрешения войдут постившиеся и никто, кроме них. «Где же постившиеся?» — будет спрошено тогда. И они восстанут, войдут [через эти врата в рай] и никто, кроме них. А затем врата закроют, и уже никто не пройдет через них». Обретя рай, где подлинно верующие будут пребывать в лицезрении Всевышнего, человеческая душа спасется от адского мучения, вечных терзаний и страданий. «Нет такого слуги [Божьего], который проведет один день в посту только ради Аллаха, чтобы за этот день Аллах не отдалил его лик от адского пламени на семьдесят лет пути». И чем больше будет искренних постов, тем надежнее будет спасение.

Пост, сам по себе будучи величайшим актом богослужения, становится к тому же поводом для многих других видов поклонения Аллаху. Особенно в последней декаде Рамадана, когда верующие пребывают в поиске Величественной Ночи (Ляйлят аль-Кадр) через молитвенное почитание Всевышнего. «Этот месяц, который вы встретили, — говорил Пророк (САВ) своим сподвижникам, — имеет в себе Благую Ночь, которая «лучше тысячи месяцев». Кем она станет святиться (хурима), тот, стало быть, святил благость всего месяца!». Но точную дату этой ночи Всевышний оставил во благо для людей неизвестной с тем, чтобы они проводили как можно больше ночей в молитвенном служении.

Рамадан, в котором был ниспослан Коран, становится также лучшим поводом для чтения и изучения мудрости божественного Откровения. Пророк (САВ), а вслед за ним и многие благочестивые люди, каждый Рамадан полностью прочитывали ниспосланное Писание Всевышнего. Поэтому не случайно, что в одном из его хадисов Коран и пост упоминаются вместе: «[В День Суда] за слугу Божьего, — говорил Посланник Аллаха (САВ), — будут заступаться пост и Коран. Пост скажет: «Господи! Я запрещал ему днем еду и вожделения, так прими же мое ходатайство за него». А Коран скажет: «Господи! Я не давал ему спать по ночам, так прими же мое ходатайство за него». И Аллах примет их ходатайства».

И последнее, что дает человеку пост, — это чувство нравственного отрезвления. Не секрет, что в большинстве своем человек опьянен любовью к миру. Тиски последнего порой настолько крепки, что пройдет немало времени, прежде чем их узник птицей вырвется на волю к любви ко Всевышнему. И в этом смысле пост — большая помощь человеку. Именно во время поста он учится не потакать устремлениям плоти и, несмотря на ее доводы, подчиняет себя боже­ственному установлению. А это уже шаг к победе в той войне, которую Пророк (САВ) назвал великим джихадом. В этой войне Ислам запрещает покидать мир, спасаясь от него бегством, но этот мир должен покинуть наше сердце, перестав быть его господином. Пост лишь напоминает об этой истине и укрепляет ее.

Говорят, что пост пробуждает сострадание к голодающим и обездоленным. Это правда. Но вместе с тем правда и то, что пост, вырывая человека из плена мира, пробуждает сострадание ко всем, кто остался в его плену, ко всем, кто плачет, когда этот фальшивый господин не даст ему миску похлебки. Пророк (САВ), самый великий и влиятельный человек в истории мира, бывало, подвязывал камни к своему животу, чтобы меньше чувствовать боль от голода. Нередко случалось и так, что ему приходилось приступать к посту лишь потому, что в его доме не было и куска хлеба. Однажды Абу-Бакр, увидев глубокие следы на теле Пророка (САВ) от циновки, служившей ему постелью, стал со слезами на глазах сетовать на такую обездоленность «милости ко всем мирам» на фоне роскоши хосроев и цезарей. Посланник Аллаха (САВ) остановил его и научил, что нужно жалеть тех, кому достался лишь этот мир. Абу-Бакр внял словам своего Учителя. Он, в прошлом богатый купец, а накануне смерти глава мощнейшей империи, покинул этот мир, оставив в наследство всего три вещи: верблюдицу, накидку и сосуд для молока.

Из книги имама-хатыба
Ярославской Соборной мечети
Рустама-хазрата Батрова "Пост"
islam.nn.ru




Другие новости раздела:

Вчера последовало первое неанонимное и официальное опровержение сообщений ряда западных СМИ о «запрете» ислама в Анголе. Об этом сообщает, со ссылкой на информационные агентства. «В Анголе не ведется войны против ислама. ...
Российские власти реализуют трехуровневую систему исламского образования, которая позволит готовить квалифицированных имамов на территории страны. Об этом заявил полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич на в... ...
Волгоград. 9 октября. ИНТЕРФАКС-ЮГ - Полиция Волгограда проводит проверку информации из интернет-блогов о листовках, в которых цитировались якобы суры из Корана, демонстрирующие превосходство мусульман над приверженцами других религий. "Проводится ...
В ходе предшествующего мусульманского поста – уразы медики Татарстана напоминают о том, что воздержание от пищи в Рамадан недопустимо для людей, имеющих проблемы со здоровьем. Не имеющим медицинских противопоказаний следует соблюдать принципы ...