Новости
Версия для печати

Ислам и татарский фольклор.


  29.12.2003  

Мировосприятие, философия, культура, литература, нравственность татарского народа издавна развивались под всеобъемлющим влиянием ислама, его идеологии, философии и нашли непосредственное и глубокое отражение в его фольклоре.

Борьба с религией, которая последовательно велась в XX веке, наряду с другими отрицательными последствиями, привела к разрушению защитной оболочки, цельности нации. Это нанесло ощутимый вред в деле морально-нравственного воспитания, который будет ощущаться еще долгие годы. Верно и точно отметили в своей книге "Жизнь Мухаммеда" В.Ф. Пaнoвa и Ю.Б.Бахтин: "...Следует постоянно помнить, что борьба с религией таит в себе угрозу нарушения "экологии культуры со всеми неблагоприятными последствиями для человека, общества и природы..." Эта угроза во многом осуществилась. Но в последнее 10-летие в обществе совершился поворот к духовности, что позволяет более оптимистично оценивать смотреть в будущее.

Наряду с исключительной активностью верующих в соблюдении ритуалов и предписаний Ислама (а это наблюдается сегодня во всех слоях татарского общества), исполнением религиозных песнопений, в народе идет бурное творчество такого духовно-лирического жанра фольклора, как мунаджат. Особенно много произведений коранического и религиозно-житейского характера.

Вышли в свет несколько сборников мунаджатов, а также солидный том, составленный К.Хуснуллиным. Эти музыкальные произведения звучат по радио, телевидению в исполнении известных певцов. Год тому назад на телевидении был объявлен конкурс на лучший мунаджат.

Редакция была завалена мунаджатами, и очень нелегко было определить победителей. Все эти факты показывают, что жанр мунаджат переживает очередной пик расцвета.

Коранические мунаджаты, имеющие хождение в народе, проникнуты назиданиями, поучениями, которые посвящены восхвалению, прославлению единого Аллаха, его пророка, обучению столпам Ислама.

Предстает широкая картина религиозного всеобуча. Не все могут посещать курсы в медресе, овладевать арабской графикой, языком, хотя и здесь наблюдается большая активность - особенно у женщин. Мунаджаты же повествуют об Исламе, его столпах на родном языке, в музыкально-речитативном исполнении. В этом их особая притягательность и, видимо, одна из причин плодотворности жанра.

В мунаджатах красной нитью проходит очень важная мысль - мысль о единстве всех мусульман. У татар-исполнителей это часто обозначает единство и религиозное, и национальное. Дин кардђшлеге - это священное родство одобряется и восхваляется в татарском народном творчестве. Такое обращение часто встречается и в турецких илаhu - в произведениях, сходных с нашими мунаджатами.

Чувство единения всех мусульман содержится в понятии умма - љммђт. Мљхэммђт љммђте - чувство принадлежности к этому сообществу. Оно четко выражено в таком сугубо религиозном жанре, как мунаджат. Умма переводится с арабского как мусульманская община, народ, нация. В Коране слово умма обозначает мусульманские народы, являющиеся объектом божественного откровения. В татарском народном творчестве есть ощущение своей причастности к этому сообществу. Понимание единства по вере четко прослеживается во многих мунаджатах.

Есть несколько произведений, посвященных заслугам пророка Мухаммеда в деле объединения мусульман в одну общину, в один народ. Особенно проникновенно звучит многострочный мунаджат, "Љммђт љчен килде Рђсњл, белдегезмњ?" ("Ради уммы Расул в этот мир явился").

Еще в одном мунаджате "Исрафил сурын љргђй" - "Исрафил протрубил" повествуется, что Мухаммед отказывается от всех благ ради своей уммы, он молит Аллаха простить прегрешения своей уммы - мусульман.

В рай его привели,
Войди, сказал Он, мой любимец.
"Нет, один я не войду
Мою умму удостой,
Прости их прегрешения".

Во многих мунаджатах содержится всеобъемлющий образ уммы. Слушатели, сочинители и исполнители мунаджатов, особенно имеющих религиозно-обучающее содержание, проникаются чувством единства народа. Аль Маудуди пишет, что "Исламское идейно-моральное общество открыто для каждого, кто обладает определенным вероубеждением и является носителем особой моральной системы, уверовав в единого Аллаха". Ощущение себя частью целого, частью уммы налицо в мунаджатах. Они исполняются, сочиняются везде, где живут татары и переходят из уст в уста, являются общими для всех татар. Для татарского народа, волею исторических судеб рассеянного на огромной территории России, это чувство единения со своим народом в одной вере было и остается очень важным. Велики моральные потери, которые произошли за годы борьбы с религией. Но тем заметнее сейчас бурное возрождение многовековых традиций.

Айслу Садекова,
доктор филологических наук,
заслуженный работник культуры
Республики Татарстан

"Татарские края"




Другие новости раздела:

Вчера последовало первое неанонимное и официальное опровержение сообщений ряда западных СМИ о «запрете» ислама в Анголе. Об этом сообщает, со ссылкой на информационные агентства. «В Анголе не ведется войны против ислама. ...
Российские власти реализуют трехуровневую систему исламского образования, которая позволит готовить квалифицированных имамов на территории страны. Об этом заявил полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич на в... ...
Волгоград. 9 октября. ИНТЕРФАКС-ЮГ - Полиция Волгограда проводит проверку информации из интернет-блогов о листовках, в которых цитировались якобы суры из Корана, демонстрирующие превосходство мусульман над приверженцами других религий. "Проводится ...
В ходе предшествующего мусульманского поста – уразы медики Татарстана напоминают о том, что воздержание от пищи в Рамадан недопустимо для людей, имеющих проблемы со здоровьем. Не имеющим медицинских противопоказаний следует соблюдать принципы ...