Новости
Версия для печати

Наброски из издательского отдела РИУ.


  28.12.2003  

Что сегодня может купить простой обыватель из имеющегося арсенала книг на исламскую тематику в магазинах и точках духовной литературы? Ее потребителями являются, в основном, люди, не имеющие специального религиозного образования, а потому, воспринимающие без разбора любую информацию, соответствует ли она классическому исламскому учению или нет. Человек, без исламского мировоззрения, основанного на знаниях, при наличии кучи разной информации не сможет правильно ориентироваться в Исламе. Брошюры, имеющие целью быть талисманом или рецептом "легкого попадания в рай", навряд ли станут путеводителем по многогранной науке Ислам. Но надо отметить должное: в последнее время на прилавках появилось достаточно много нужной научно-обоснованной и актуальной духовной литературы от теории исламского призыва до истории халифата.... Эти научно-популярные книги особенно любимы среди молодежи, а вот старшее поколение остается верным мусульманским календарям, важной ценностью которых является расписание праздников, короткие молитвы на разные случаи жизни и время намазов. Литература выходит как на татарском, так и на русском языках.

В Казани существуют несколько редакционных отделов, выпускающих религиозные книги. Редактор издательского отдела Российского Исламского университета Гульфия Гайнетдинова считает, что книга должна быть ориентирована на читателя и, прежде всего, информировать его об Исламе, помогая найти ответы на волнующие вопросы.

- Как я расцениваю большое количество исламских книг разного качества? В 90-е годы появилось много литературы, так как потребительский спрос был очень высок. Потребитель брал все, не обращая внимания на качество, содержание, оформление и на то, что нередко язык у некоторых изданий оставлял желать лучшего. С одной стороны, выпуск большого числа исламских книг - плюс. При таком широком выборе люди имеют возможность подобрать себе книгу по душе. Но не все могут определить, что верно, а что нет. В этом плане отсутствие ценза может обернуться плачевно. Поэтому некоторые вещи следовало бы не пропускать. Хотелось бы, чтобы был создан координационный центр, где проходили бы отбор книги всех издательств.

- Гульфия, какой материал вы редактировали?

- Во-первых, мы делаем переводы с арабского, русского, старотатарского языков. Например, с русского были переведены книги известных издательств "Бадр", "Умма" и т.д. Все книги просматривают наши специалисты (знатоки по хадисам, акыде, фикху). Их усилиями хадисы не хасан и не сахих не проходят (сахих - правильный, хадис, хасан - хороший хадис). Тематика редактируемых книг разнообразная, но посвященная только исламскому мировоззрению.

В редактировании важный принцип - это максимальная доступность информации для любого читателя. Терминология, используемая автором книги, должна быть обязательно разъяснена.

- Насколько востребованы эти книги?

- Думаю, что религиозная литература больше востребована, чем художественная. Сейчас сферу эстетическую восполняет телевидение, театр, но не книга. Исламская литература с информатийной и духовной функциями восполняет духовную сферу. А людей, принимающих исламскую идеологию с каждым годом увеличивается, значит, увеличивается и спрос на книги.

По словам Нурислама Ибрагимова, начальника редакционного отдела РИУ, ежегодно выходит 10 книг.

- Наши книги рассчитаны на размышляющего читателя, желающего обогатить не только свое мироощущение, но и эрудицию в области Ислама. В отличие от тех книг, которые выходят в качестве талисмана на счатье, например, маленькие брошюры, помещающиеся на ладони с микроскопическим шрифтом, это не наш стиль работы. Для нас важно, чтобы книги читали, размышляли и очищали делами свою душу.

Новый факультет - теологический. Нынешний год для Исламского университета ознаменован тем, что высшее духовное учебное заведение, наконец-то, получило государственную лицензию на новый теологический факультет. Теперь, чтобы поступить на этот религиоведческий факультет, абитуриентам придется сдавать более усложненные экзамены по арабскому языку. Поступающие будут экзаменоваться не только в письменном выполнении грамматического задания, но и в умении излагать свои мысли на арабском языке. Окончившие теологический факультет - дипломированные специалисты в области теологии и перевода арабского языка. Для неимеющих никакой базы в области языка при РИУ работает двухгодичное подготовительное отделение, основополагающие религиозные знания которого позволяют благополучно окончившему отделение реализовать себя в качестве имама, преподавателя исламских наук и арабского языка начального уровня.

Оставшиеся два факультета шариата и Корана готовят имам-хатыбов, преподавателей арабского языка и шариатских наук, преподавателей арабского языка и коранических наук, переводчиков арабского языка.

Амир Газеев, заведующий кафедрой естественно-гуманитарных дисциплин, и.о. проректора по учебной работе, декан факультета теологии РИУ заявил, что в этом году ожидается выпуск факультетов Корана и шариата подготовительного отделения. А на следующий год планируется открыть заочное отделение, где будут получать знания не только юноши, но и девушки.Говоря о преподавателях РИУ, декан упомянул, что они являются кандидатами и докторами наук, прошедших учебу и стажировку в арабских странах.

- Амир Абдуллович, насколько ваши студенты интегрируются в общество и как проявляется их социальная активность?

- Некоторые наши студенты работают в наркодиспансере на Волкова. Также их приглашают в тюрьмы в качестве духовных наставников. Сдутенты 4 курса включились в педагогический процесс и проводят занятия на воскресных курсах. Сотрудничаем со студентами других вузов, участвуем в спортивных соревнованиях, приглашаем на конференцию в университет.

- Как обстоит дело с трудоустройством студентов?

- На данный момент с этим нет никаких проблем. Некоторых оставляем у себя в педагогическом коллективе, кого-то отправляем на стажировку. Не меньше половины наших студентов работают имамами в регионах. Надо отметить, что желающих взять наших выпускников много.

Для того, чтобы студенты не были потеряны для общества, имея светское образование, могли бы быть активными гражданами общества и как-то влиять на него, в этом вузе делается немало. Например, РИУ заключило договор с гуманитарным институтом. Студенты 3-4 курсов с этого года начнут учиться в гуманитарном вузе по сокращенной программе, так как студенты РИУ арабский язык знают достаточно хорошо. В прошлом году 10 студентов закончили учебу в институте государственного администрирования. РИУ на 90 процентов оплачивает учебу студентов.

- Бывает ли конкурс при поступлении в РИУ?

- Да, было два человека на место. Абитуриенты, не прошедшие конкурс, были направлены в исламский колледж.

- Какой контингент обучающихся?

- Татары, чеченцы, азербайджаны, кыргызы, башкиры. Обучение проходит на русском языке. По просьбе конгресса татар пока только одно - подготовительное отделение обучает на татарском языке. Для Татарстана такого рода вузы необходимы по той простой причине, что потеря этнической идентичности татарского молодого поколения связано и с потерей религии. Вуз, который воспитывает этническое самосознание, прививает родной язык на базе исламской религии - плацдарм для счастливого будущего татарской нации.




Другие новости раздела:

Вчера последовало первое неанонимное и официальное опровержение сообщений ряда западных СМИ о «запрете» ислама в Анголе. Об этом сообщает, со ссылкой на информационные агентства. «В Анголе не ведется войны против ислама. ...
Российские власти реализуют трехуровневую систему исламского образования, которая позволит готовить квалифицированных имамов на территории страны. Об этом заявил полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич на в... ...
Волгоград. 9 октября. ИНТЕРФАКС-ЮГ - Полиция Волгограда проводит проверку информации из интернет-блогов о листовках, в которых цитировались якобы суры из Корана, демонстрирующие превосходство мусульман над приверженцами других религий. "Проводится ...
В ходе предшествующего мусульманского поста – уразы медики Татарстана напоминают о том, что воздержание от пищи в Рамадан недопустимо для людей, имеющих проблемы со здоровьем. Не имеющим медицинских противопоказаний следует соблюдать принципы ...