Новости
Версия для печати

Сегодня в «Независимой газете» было опубликовано письмо ДУМ РТ написанное ее главному редактору


  24.03.2008  

Сегодня в «Независимой газете» было опубликовано письмо, написанное ее главному редактору Духовным управлением мусульман РТ. Данное письмо – опровержение ранее вышедшей статьи (26 февраля) В.Постновой: «Конкурентная борьба за минареты», факты в которой не соответствовали действительности. Предлагаем вашему вниманию полный текст письма.

Генеральному директору и главному редактору

«Независимой газеты»

Ремчукову К.В.

Уважаемый Константин Вадимович!

26 февраля 2008 года в Вашей газете появилась статья Веры Постновой «Конкурентная борьба за минареты», которая многими представителями общественности республики воспринимается, как не соответствующая действительности, написана не объективно и отражает однобокое мнение, что противоречит этическим нормам журналистики. На наш взгляд, нельзя переходить рамки приличия, тем более, когда это касается духовной жизни, здесь нужно быть предельно осторожными. Нельзя допускать к изданию непроверенный материал, тем более в федеральной газете, так как это может привести к недопониманию в обществе и нагнетанию исламофобии, а также дискредитирует само серьезное издание.

В Вашей газете Верой Постновой в течение последних лет опубликована целая серия тенденциозных материалов в адрес Духовного управления мусульман Республики Татарстан и его руководителя Муфтия Гусмана хазрата Исхакова. Эти статьи искажают реальную ситуацию в мусульманском сообществе республики, показывают ее в черном цвете. Например, в предыдущие годы были напечатаны такие статьи: «Татарстан в объятиях ваххабизма», «Ваххабитам в России вольготно», «Мечети обороняются от ваххабизма» и т.д. Последним материалом из этой серии статей и является статья, напечатанная 26 февраля с.г. в Вашей газете. Уже из заголовка статей заметна проводимая автором линия на сугубо негативное освещение ситуации в Татарстане.

Названная статья В.Постновой изобилует фактическими ошибками, искусственным тенденциозным подходом. Например, в начале статьи автор заявляет о прибытии в Татарстан 23 февраля Фарида Салмана. В то же время Фарид Салман уже 2 года постоянно живет в Казани, ищет работу, в его интересы совсем не входило обострение отношений с ДУМ РТ. В.Постнова своей неуместной статьей только навредила его перспективам трудоустройства в религиозной сфере Татарстана. В этих условиях не может быть и речи о «предложении кандидатуры Ф.Салмана на досрочные выборы муфтия вместо Гусмана Исхакова», как пишет В.Постнова. Далее ею написано: «О выборах нового руководителя часть казанского духовенства заговорила в 2006 году, через два года после повторного избрания…», хотя на самом деле съезд мусульман Татарстана состоялся именно в 2006 году и полномочия Муфтия Гусмана хазрата Исхакова истекают в 2010 году.

Автор оспаривает проведение 10-летнего юбилея ДУМ РТ, указывая на существование духовных управлений мусульман в Татарстане и до Объединительного съезда 1998 года.

Таким образом, в подходе автора искажается история. Ведь когда мы говорим о 10-летии ДУМ РТ, имеется в виду именно Духовное управление мусульман Республики Татарстан как юридическая структура.

Конечно, какие-то управляющие мусульманские структуры в нашем регионе существовали и раньше, ведь история исповедания татарским народом ислама насчитывает 14 веков. Даже в советские годы здесь существовал Казанский мухтасибат, хотя мечетей-то было раз-два - и обчелся.

Уже в постперестроечное время, в 1990 году, в Республике Татарстан была создана относительно независимая мусульманская структура - Главное мухтасибатское управление. После создания в 1992 году Духовного управления мусульман в Республике Татарстан Главное мухтасибатское управление Татарстана в 1994 году было преобразовано в Духовное управление мусульман Татарстана. Таким образом, в республике стали действовать две конкурирующие структуры - ДУМ в РТ во главе с Габдуллой Галиуллиным и ДУМ Т (руководители - Абдулхамит Зинатуллин, позже Фарид Салман).

Наконец, 14 февраля 1998 года на съезде в Казани произошло объединение этих двух независимых управлений в одно - ДУМ Республики Татарстан (ДУМ РТ). Это было единодушным решением 700 делегатов - имамов.

По словам бывшего муфтия Татарстана Габдуллы хазрата Галиуллина он уже в течение двух лет не поддерживает никаких контактов с национальными организациями, в т.ч. с Милли меджлисом и партией «Иттифак», более того, он отмечает, что их представители в своих личных интересах не раз использовали факт его пребывания на должности муфтия. Габдулла хазрат Галиуллин в прошлом году на 50-летии Гусмана хазрата Исхакова публично извинился перед ним и протянул руку дружбы. Как известно, он является зятем нынешнего муфтия – женат на его старшей сестре.

В статье указывается о якобы данной Равилем Гайнутдином «жесткой оценке третьему съезду ДУМ Татарстана». Видимо, речь идет о нумерации съездов ДУМ в РТ, поэтому объединительный съезд 1998 года назван В.Постновой третьим. На самом же деле в истории ДУМ в РТ состоялись следующие съезды: первый – в августе 1992 года, второй – в октябре 1992 года, третий – в январе 1995 года; таким образом, если даже переносить нумерацию съездов ДУМ в РТ на объединительный съезд, то он должен быть четвертым, но никак не третьим.

На пост председателя ДУМ РТ претендовали шесть человек. 70% имамов проголосовали за Гусмана-хазрата Исхакова. Голосование было тайным, причем в оргкомитете были представители обоих конкурентных управлений, и при подсчете голосов соблюдался тройной контроль. Ни о каких подтасовках речи идти не могло, это были совершенно справедливые выборы. И сейчас мы не можем позволить кому бы то ни было исказить нашу историю.

Причем, что примечательно, после объединительного съезда мы провели юридическую перерегистрацию приходов, и оказалось, что по их числу оба ранее существовавших ДУМ были примерно одинаковыми - где-то по 350 приходов. То есть можно сказать, что произошло паритетное объединение.

Таким образом, ДУМ РТ до 1998 года не существовало. Это совершенно новая структура, которая появилась, говоря юридическим языком, путем реорганизации в форме слияния.

На наш взгляд, объединение двух духовных управлений в единое ДУМ РТ в 1998 году привело к росту его авторитета среди мусульман Татарстана. Заметна положительная динамика в строительстве мечетей, в расширении мусульманской инфраструктуры.

В Татарстане сохранены демократические подходы в кадровой политике: у нас и имамы-мухтасибы районов, и сам муфтий, и члены управления выбираются сроком на четыре года. При этом отмечу, что выборы председателя ДУМ РТ всегда были альтернативными: так, в 1998 году было шесть претендентов, в 2002 году - трое, в 2006-м - двое. Причем Гусман-хазрат избирался все три раза, в последний раз за него проголосовало 511 делегатов, а его конкурент получил лишь 19 голосов.

Делегатами съездов являются имамы - вменяемые, солидные люди, которые голосуют так, как хотят. Никакого нажима со стороны руководства никогда не было и нет.

На данный момент ДУМ РТ объединяет 1056 приходов, что составляет 28% от официально зарегистрированных мусульманских организаций РФ. Территория республики поделена на 45 мухтасибатов (мухтасиб - представитель муфтия в районе) и шесть казыятов (казый - богословский судья).

В ДУМ Республики Татарстан работают отделы международных связей, образования, по работе с молодежью, проповеднической деятельности, регистрации, статистики, науки, связям с силовыми структурами, пресс-служба. Успешно функционируют благотворительный фонд "Идель-хадж", Комитет по сбору закята (пожертвований), по вакуфному имуществу, по стандартам "халяль" (приготовление продуктов по канонам ислама).

Причем в последние годы мы много внимания уделяем достижению самоокупаемости, финансовой самообеспеченности как самого управления, так и мечетей, мухтасибатов.

И многое получается: мечети обрастают магазинами, мастерскими, торговыми точками по оказанию ритуальных услуг. В некоторых мечетях осуществляются и эксклюзивные проекты, например, изучение ислама незрячими верующими. Кроме того, летом в 35 из 45 мухтасибатов организуются детские лагеря.

Таким образом, если раньше мечети были просто молельными домами, то сейчас многие из них превратились в многофункциональные комплексы, где не только проводятся все обряды, но и удовлетворяются различные жизненные потребности мусульман - от халяльного питания до образовательных религиозных услуг.

Можно сказать, что за эти десять лет мы смогли создать цельную инфраструктуру для мусульман Татарстана, чтобы они могли совершенно комфортно и гармонично исповедовать свою веру.

Конечно, у мусульман Республики Татарстан есть свои специфические проблемы и трудности. Развития без сложностей не бывает. Главное состоит в том, чтобы эти проблемы вовремя выявлять и принимать адекватные меры. В этой связи необходимо подчеркнуть, что акцент только на негатив, подобно статье В.Постновой, безусловно, не способствует этому процессу оздоровления.

Уважаемый Константин Вадимович! Надеюсь, что Вы найдете возможность опубликовать это письмо на страницах «НГ».

С уважением,

Первый заместитель

муфтия РТ Валиулла хазрат Якупов

 




Другие новости раздела:

Вчера последовало первое неанонимное и официальное опровержение сообщений ряда западных СМИ о «запрете» ислама в Анголе. Об этом сообщает, со ссылкой на информационные агентства. «В Анголе не ведется войны против ислама. ...
Российские власти реализуют трехуровневую систему исламского образования, которая позволит готовить квалифицированных имамов на территории страны. Об этом заявил полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич на в... ...
Волгоград. 9 октября. ИНТЕРФАКС-ЮГ - Полиция Волгограда проводит проверку информации из интернет-блогов о листовках, в которых цитировались якобы суры из Корана, демонстрирующие превосходство мусульман над приверженцами других религий. "Проводится ...
В ходе предшествующего мусульманского поста – уразы медики Татарстана напоминают о том, что воздержание от пищи в Рамадан недопустимо для людей, имеющих проблемы со здоровьем. Не имеющим медицинских противопоказаний следует соблюдать принципы ...