Нередко бывает, что сокровенные слова "Ашхаду алля иляха илляллах, ва ашхаду анна Мухаммадар расулюллах" - "Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, а Мухаммад Его посланник" произносят русские люди, - пишет портал "Правда.ру".
Как воспринимают в России тех, кто, по идее, должен быть православным, но стал мусульманином? Причем, не по принуждению, а по зову сердца. За ответом далеко ходить не надо. Достаточно пересмотреть фильм Хотиненко "Мусульманин". Герой фильма, солдат, ставший в Афганистане мусульманином, своими односельчанами был воспринят как враг. Как в фильме, так примерно и в жизни. В лучшем случае, покрутят у виска, в худшем — назовут предателем.
Очень многие русские, приняв ислам, чувствуют отторжение со стороны своего недавнего окружения. Таких примеров сотни.
"
в контакте" есть группы, посвященные русским мусульманам. Член одной из таких групп, Анастасия Евстифеева, рассказала, что, став мусульманкой, сразу потеряла своих друзей: "У меня проблемы с окружающими. Многие не понимают меня и мешают мне. Измываются, причем близкие мне люди". Анастасия стала мусульманкой год назад.
Другая молодая девушка рассказала, как принятие ею ислама оттолкнуло отца и братьев: "Как-то мы с отцом поехали по делам. Я ждала его в машине. Чтобы не тратить время зря, я достала брошюрку "Книга намаза". Мне хотелось скорее выучить и делать намаз, вникая в него, а не отвлекаться на подсказки, перелистывая страницы. Когда папа вернулся и увидел, что я читаю, он начал меня ругать, говорил, что не может понять, чего мне не хватает в жизни, кто мне вбивает в голову эту "ерунду", не хочу ли я подорваться где-нибудь среди людей. Мое присутствие, казалось, всех раздражает. От старшего брата я слышала шутки и приколы в мой адрес. Младший брат совсем перестал со мной общаться". Однажды ночью девушка проснулась от громких криков: "Папа ругался на меня, не жалея крепких слов и оскорблений в мой адрес. Кричал, что ему стыдно, что я "такая", что он не хочет узнать, что его дочь — "шахидка", подорвавшая мирных людей. Там были мои братья, потом и мама проснулась. Она тоже поругалась с папой из-за слов, которые он говорил про меня. А я лежала в своей постели, глотая слезы".
Несмотря на скандал, девушка не отказалась от сделанного выбора: "У меня ни на секунду не возникло чувства, что я жалею о своем решении". Ситуация разрешилась, когда родственники стали замечать изменения в поведении девушки: "От вредных привычек и гулянок я отказалась сразу, и, немного успокоившись, родители стали замечать мои изменения в лучшую сторону. Младший брат, конечно, не так, как раньше, но снова общается со мной". Чтобы лишний раз никого не провоцировать, молодая мусульманка старается "больше не попадаться с религиозными книгами": "Читаю перед сном или когда никого нет дома".
Со многими прежними друзьями пришлось расстаться. На улице девушка в хиджабе вызывает подозрение. Но мусульманка говорит, что к прежней жизни уже не вернется: "Теперь у меня другой взгляд на все происходящее в этой дунье" (земной преходящий мир. — Ред.). Девушка надеется, что в будущем призовет к исламу своих родных.
Ученый-исламовед, доктор Музаммиль Сиддики говорит, что исламский призыв - даават - даже не ставит своей задачей обращение людей в ислам: "Это передача информации с мудростью и добрыми словами. В настоящее время люди очень интересуются Исламом, и мы должны сделать все зависящее от нас, чтобы дать им правильную информацию. Неправильные взгляды на Ислам и его ложная интерпретация в настоящее время испытывают подъем. Мы должны давать ясные объяснения по таким вопросам, как джихад, политеизм, статус меньшинств в Исламе. Часто люди приводят цитаты из Корана, вырывая их из контекста. Мы должны объяснить их правильное значение, в то же время не занимая положения человека, который за что-то извиняется и оправдывается".
У многих русских людей слово "ислам" ассоциируется с чеченскими войнами, терроризмом и захватом заложников. Мусульманин, когда делает даават, должен объяснить, что всему этому пророк Мухаммад не учил. "Необходимо также помнить, что ислам отвергает и осуждает терроризм. Мы не можем смириться со страданиями невиновных людей", — говорит доктор Музаммиль Сиддики.
Как уже было сказано, некоторые люди воспринимают русских мусульман, как тех, кто "продался террористам".
Между тем кавказцы даже во время войн с русскими хорошо относились к пленным, что нередко приводило их в ислам.
В горной Чечне есть село Дышне-Ведено. Село было построено русскими, взятыми в плен войсками имама Шамиля во время кавказских войн ХIХ века. Многие солдаты, попав в плен к горцам, принимали ислам. Эти новообратившиеся мусульмане в горских семьях занимали место погибших мужчин, становились "приемными сыновьями". Многие русские мусульмане того времени потом вступали в кровное родство с горскими родами, их дети уже могли называться потомками виднейших тейпов.
Пожалуй, ничто так не будоражит внимание людей, как обращение в ислам православных священников. Если о человеке, принявшем ислам, говорят только в его ближнем кругу, то о священнослужителе, ставшем мусульманином, говорят практически везде.
Бывший священник курской епархии Владислав Сохин назвал свой переход в ислам "возвращением к единобожию": "Корректнее будет назвать это не переходом, а возвращением в Единобожие". На вопрос журналиста, "кто или что стало главным", когда священник делал выбор, русский мусульманин ответил: "Если говорить, кто, то наверно этот Кто — с большой буквы — Сам Всевышний, который каждого человека ведет. Это еще называется промыслом Божиим. Ну, а всяких "что" — было множество".
О принятии бывшим священником ислама вскоре стало известно большинству православных СМИ. Многие СМИ говорили, что Сошин стал читать Коран, когда нашел несоответствия в текстах Евангелий. "Сегодня православные СМИ пытаются говорить, что причиной якобы стали обнаруженные мной несоответствия в Новом Завете. На самом деле, причин было несколько. Прежде всего, конечно, это мои личные отношения с Богом: я нашел в исламе то, чего я не мог найти в православии — это связь "человек и Бог". Можно, конечно, говорить, что такое есть там-то и там-то, но, на мой взгляд, многие обряды отодвигают личностные отношения между человеком и Богом. В исламе такого нет. Мало того, ислам хоть и называется молодой мировой религией, на самом деле, пророк Мухаммад (мир ему) лишь обозначил те истины, которые говорил Всевышний. Напомнил их арабам и всему миру, начиная от Адама и последующих пророков. Так что ислам — это естественная преемственность возвращения истин таухида (единобожия), которые были даны Богом первому человеку, Адаму", — сказал Сохин корреспонденту "Страны.ру".
Покойный протоиерей Даниил Сысоев в свое время рассказал, почему русские принимают ислам. Дело в том, что ислам дает ответы на каждый случай жизни: "Ислам привлекает своей цельностью: шариат дает схему жизни. Ты должен носить, к примеру, одежду такого-то покроя. Есть четкий регламент: что есть, что пить, как вести себя с женой и детьми и т.д. Магометанство — более простая религия, чем христианство, поэтому она будет распространяться".
С мнением отца Даниила можно согласиться, можно и нет. Но это уже тема другой статьи.