Новости Ислама
Версия для печати

Эксперты-исламоведы в Татарстане: "За имамов-ваххабитов должны отвечать и главы районов"


  14.12.2011    |   ИА REGNUM

13 декабря в Казани прошла научно-практическая конференция "Влияние Саудовской Аравии на мусульманскую умму Татарстана". Организатором выступил Приволжский центр региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических 13 декабря в Казани прошла научно-практическая конференция "Влияние Саудовской Аравии на мусульманскую умму Татарстана". Организатором выступил Приволжский центр региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований (ПЦРиЭИ РИСИ).

Как сказано в пресс-релизе, целью конференции было "научно-теоретическое осмысление воздействия Саудовской Аравии на мусульманскую общину Татарстана в постсоветский период, анализ механизмов влияния и поиск путей противодействия".

Год назад ИА REGNUM уже сообщало о научно-практическом семинаре в Казани "Салафизм в Татарстане: распространение, конфликтный потенциал, меры противодействия", по результатам которого республиканские власти вынуждены были признать проблему проникновения в регион радикальных форм ислама.

В этой связи организатор нынешней конференции - руководитель ПЦРиЭИ РИСИ Раис Сулейманов отметил, что хотя за 2011 год произошел ряд важных изменений в деятельности мусульманской уммы Татарстана (в частности, Гусман Исхаков ушел с поста муфтия республики, а муфтием стал убежденный противник ваххабизма Ильдус Фаизов), ваххабизм в регионе никуда не исчез. "Он стал приспосабливаться: вчерашние салафиты стали называть себя сторонниками традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба, хотя еще год назад критиковали местную традицию за отход от "чистого" ислама", - заявил Сулейманов.

Несмотря на имеющийся негативный опыт взаимодействия с аппаратом президента Татарстана в плане организации и проведения подобных мероприятий (ранее оттуда просто спускалась команда о бойкоте семинаров местными СМИ), в этот раз на встрече оказалось много желающих послушать. Кроме журналистов, присутствовали сотрудники региональных силовых ведомств, сотрудники Полпредства президента России в ПФО, сотрудники муфтиятов (как от ЦДУМ в Уфе, так и от ДУМ Татарстана), религиозных мусульманских учебных заведений, студенты казанских вузов.

Правда, за время проведения конференции, несмотря на остроту обсуждаемой темы, большинство присутствующих не задали вопросов самим докладчикам, в итоге последние вынуждены были задавать вопросы друг другу. Лишь в кулуарах происходила оживленная дискуссия.

"Одним из государств, которое пытается включить Татарстан в орбиту своей внешней политики, является Саудовская Аравия, за последние два десятилетия приложившая немало сил для распространения на постсоветском пространстве своей государственной идеологии - ваххабизма", - считает Сулейманов.

По мнению докладчика, именно арабские фундаменталисты первыми открыли молодежные лагеря на территории Татарстана, распространяли литературу ваххабитского толка, организовывали обучение татарской молодежи в исламских университетах Саудовской Аравии, что в конечном итоге вылилось в появление первых боевиков из Татарстана на Северном Кавказе и в Афганистане. Отрезвляющими для татарстанских властей стали прошлогодние события в Нурлатском районе республики, когда банда боевиков-фундаменталистов попыталась создать военно-полевой лагерь по типу того, что создаются на Северном Кавказе.

Ликвидация татарстанскими силовиками этого бандподполья позволила лишь отсрочить северо-кавказский сценарий развития событий в Поволжье, но не устранить вероятность его повторения полностью.

"Ваххабизм в Татарстане за 20 лет сросся с бизнес- и госструктурами, криминальным сообществом, что особенно заметно в Высокогорском, Нижнекамском и Альметьевском районах Татарстана, где откровенные ваххабиты пользуются благосклонностью как предпринимателей, активно их спонсирующих, так и чиновников, им покровительствующих", - резюмировал Сулейманов.

"В России сегодня существует лобби, стремящееся к внедрению в сознание наших мусульман ценностей Саудовской Аравии и формирующих антироссийские настроения в умме, - таких, когда Россия воспринимается как государство, враждебное исламу", - уверена научный сотрудник Российского института культурологи Галина Хизриева. В своем докладе "Идейно-политические установки проваххабистского сообщества России и роль Королевства Саудовская Аравия в их распространении" она показала на многочисленных примерах, как через салафитские ресурсы в интернете в сознание российских мусульман внедряются ваххабитские идеологемы: "Россия - кяферское государство", "Нефть - это дар Аллаха, который должен принадлежать только мусульманам", "Русские - это оккупанты", "Муфтии маргинальны", "Традиционный ислам - это язычество" и др. По мнению исследователя, сейчас ваххабиты делают упор на так называемое "уммастроительство" - формирование молодежных джамаатов, скрепленных по принципу братства на основе салафитской идеологии.

Председатель Общества ревнителей истории Казани Василий Ордынский выступил с докладом о деятельности спецслужб Саудовской Аравии на территории России и, конкретно, в Татарстане. "Впервые с деятельностью саудовской разведки наша страна столкнулась во время военных действий СССР на территории Афганистана, откуда впоследствии уже на постсоветское пространство были переброшены многочисленные арабы-"афганцы" - участники боевых действий против Советского Союза в Афганистане. Вначале они использовались для войны в Нагорном Карабахе, а потом и в Чечне", - считает Ордынский.

В ныне закрытом ваххабитском медресе "Йолдыз" в Набережных Челнах, откуда вышло много боевиков, участвовавших во второй чеченской войне 1999-2001 годов, саудовские эмиссары учили не только религиозным предметам, но и тому, как готовить взрывчатку из подручных средств, обучали методам пыток для получения показаний от пленных и т.п. "Во второй половине 1990-х годов в Татарстан приезжал "президент Ичкерии" Аслан Масхадов, которого встречали в Казанском кремле крайне благожелательно. В ичкерийской делегации были также представители саудовской разведки, которые совершенно свободно передвигались по Казани и посещали местные мечети", - напомнил Василий Ордынский.

"Саудовская Аравия потратила на пропаганду ваххабизма по всему миру больше средств, чем СССР - на распространение коммунизма", - заявил в начале своего выступления завотделом истории общественной мысли и исламоведения Института истории АНТ Дамир Шагавиев. Он отметил, что ваххабитская литература, доступная в республике любому человеку (как через книжные магазины, так и через интернет), не призывает к насилию открыто, но излагаемые в ней теологические тезисы приводят к формированию соответствующих установок у читателей.

Большинство ваххабитской литературы представлено переводами сочинений зарубежных авторов на русский и татарский языки. К их числу Шагавиев отнес "200 вопросов об исламе" Хафиза Бен Ахмада Хаками, "Книга единобожия" Мухаммада ибн Абдуль Ваххаба, "Столпы веры" Мухаммада ибн Джамиля Зину, "Личность мусульманина" Мухаммада Али Аль-Хашими и др.

По словам Шагавиева, очень много подобной литературы раздают в Саудовской Аравии паломникам во время хаджа: "Когда паломники, в том числе из Татарстана, останавливаются в отелях Мекки и Медины, то в холле лежит много бесплатной литературы на разных языках: на английском, казахском, албанском, русском, татарском и др. Многие паломники свободно ее берут и привозят домой, не подозревая о ее содержании". Даже учебники по арабскому языку, изданные в Саудовской Аравии, имеют интересную особенность: в топиках для чтения присутствуют салафитские тексты, а при изучении алфавита в качестве иллюстрации используются весьма специфические изображения.

"К примеру, когда изучается арабская буква "шин", то для ее чтения выводится слово "шахид", с которой оно начинается, и помещается фотография Хаттаба или Бен-Ладена, когда изучается буква "алиф", то дается слово "алим" ("ученый") и фотография ваххабитского проповедника Абдуль-Азиз ибн База. Так на подсознательном уровне закладывается ваххабитская картина мира", - пояснил исламовед. В этой связи Дамир Шагавиев призвал не стремиться к переводу зарубежной мусульманской литературы, а издавать труды отечественных авторов, в том числе, дореволюционных татарских богословов.

Подводя итог конференции, ее участники сошлись во мнении, что публично провозглашенный президентом Татарстана Рустамом Миннихановым курс на поддержку традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба и проводимая муфтием республики Ильдусом Фаизовым политика по деваххабизации мечетей и медресе натолкнулась на откровенное сопротивление со стороны ряда чиновников районного и городского масштаба.




Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...