Новости Ислама
Версия для печати

Мусульмане США 10 лет спустя: есть ли жизнь после 9/11?


  09.09.2011    |   IslamRF.ru

09.09.2011 10:23 Годовщина терактов 11 сентября 2001 года вывела на первые полосы зарубежных изданий тему мусульман в Америке, впрочем, не терявшую актуальности на протяжении всего десятилетия. Информационные ресурсы буквально соревнуются по части
09.09.2011 10:23

годовщина терактов 11 сентября 2001 года вывела на первые полосы зарубежных изданий тему мусульман в америке, впрочем, не терявшую актуальности на протяжении всего десятилетия. информационные ресурсы буквально соревнуются по части тематических обзоров о жизни американских мусульман в америке, которая никогда не будет похожа на ту, какой она была до даты 9/11.

в сущности, освещение этой темы в американских изданиях происходит с двух позиций: с позиции рядовых американских мусульман, которые уже на протяжении десяти лет вынуждены постоянно извиняться за теракты 9/11, и с позиции рядовых американцев-немусульман, которые традиционно исповедуют ценности «плавильного котла» и не готовы принять ислам как полноправную часть американского общества.

жизнь последователей ислама в сша – вне зависимости от их социального положения – сопровождается повсеместным ущемлением их гражданских прав, пишет washington post. так, по сообщению издания, полиция нью-йорка наладила повсеместную слежку за более чем 250 мечетями мегаполиса, что является нарушением конституционной статьи о свободе вероисповедания. ни один американец не стал бы мириться с подобной ситуацией в отношении церквей или синагог. но мусульмане после терактов 2001 года – на другом счету. за прошедшее десятилетие американцы до такой степени развили в себе отношение к мусульманам, к арабам как к чужакам, которым здесь не место, что в порядке вещей стало применять к ним какой-то другой набор общественных законов и правил.

сегодня сша вплотную подошли к необходимости искать компромисс между обеспечением безопасности и соблюдением гражданских прав. после терактов 11 сентября 2001 года в стране настолько были ужесточены меры безопасности, особенно в аэропортах, что сами американцы зачастую чувствуют себя уязвимыми не перед угрозой терроризма, а перед законами страны, пишет voice of america. как можно догадаться, от усиленных мер безопасности страдают в первую очередь мусульмане, для которых задержание с допросом по прибытии превратилось в рутинную процедуру.

chicago tribune подчеркивает, что речь идет о дискриминации на уровне правительства. существует так называемый статус невыездных граждан сша: это 170 человек, которые не могут покинуть страну, причем речь идет только об авиатранспорте. по словам юриста гадира аббаса (gadeir abbas), который специализируется на решении подобных вопросов, точные причины задержания никогда не сообщаются, но чаще всего дело в том, что либо имя человека похоже на имя террориста в «черном списке», либо подозрение вызывает пребывание человека в какой-нибудь из ближневосточных стран. в письмах, адресованных госсекретарю сша хиллари клинтон и главе фбр роберту мюллеру, аббас указывает на неоспоримость конституционного права граждан сша на пребывание на территории страны. однако, как отмечает юрист, с точки зрения правительственных чиновников ситуация выглядит иначе. запрет на вылет для этих граждан не означает ограничения их свободы передвижения, считают в правительства, – ведь всегда можно воспользоваться, к примеру, водным транспортом.

в преддверии годовщины терактов камнем преткновения в американском обществе стало издание раскраски для детей под названием «мы никогда не забудем 11 сентября: книга свободы для детей», где в числе прочего детям предлагается раскрасить горящие башни-близнецы и осаму бен ладена, прячущегося за спину одной из своих жен, пишет abc news. по мнению издателя, рисунки взывают к патриотическим чувствам, однако мусульмане считают, что они лишь воспроизводят стереотип, который годами преследует американских приверженцев ислама. каждое упоминание мусульман в книге-раскраске сопровождается словами «террорист» или «экстремист». по мнению мусульманских деятелей, такая подача информации просто не оставляет детям шансов на непредвзятость восприятия. на это издатель уэйн белл (wayne bell) возражает, что книга предназначена для занятий родителями с детьми, и это снимает вопрос с интерпретацией.

так видят ситуацию мусульмане и дружественно настроенные по отношению к ним деятели сша. другую сторону истории иллюстрируют опросы общественного мнения, проведенные как раз к годовщине трагедии 2001 года. cnn пишет о результатах опроса, проведенного институтом изучения религии совместно с институтом брукингса под названием «что значит быть американцем: отношения в многонациональной и многоконфессиональной америке спустя 10 лет после 9/11». опрос показал, что американцы скептически относятся к возможности интеграции ислама в свою культуру. 47% респондентов считают, что исламские ценности идут вразрез с традиционными религиозными и этическими ценностями америки. почти половина опрошенных заявили, что выступили бы против строительства мечети вблизи от их дома, а 41% респондентов не хотел бы, чтобы мусульманин был учителем младших классов у их детей.

то же издание указывает на корреляцию между взглядами респондентов по указанным вопросам и сми, из которых они черпают информацию. так, 52% американцев, которые, по их словам, смотрят новостные передачи на канале fox, считают, что исламские ценности не совместимы с традиционными американскими, и полагают, что мусульмане пытаются ввести шариат в сша. для сравнения, аналогичный показатель среди зрителей других каналов в т.ч. общественного телевидения, составил около 30%.

результаты опроса свидетельствуют о том, что признавая свободу вероисповедания в качестве одного из основополагающих принципов американского общества, американцы не проявляют чрезмерной толерантности и не становятся подконтрольными меньшинствам в отличие от европейцев с их приверженностью ценностям мультикультурализма.

нет сомнений в том, что по прошествии печальной годовщины споры на эту тему не угаснут. и пока рядовые американцы стараются определить для себя эффективное соотношение свобод и безопасности, духовные лидеры призывают не судить о религии по последователям, несущим разрушения.

islamrf.ru




Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...