Новости Ислама
Версия для печати

Казанский имам: Традиционный ислам должен подкрепляться реальными делами


  10.12.2012    |   ИА REGNUM

События, которые в последние годы происходят в мусульманской сфере Татарстана, вызывают у наблюдателей множество вопросов. И главные из них: в чем причина происходящего, и что делать?Радикализация молодежи - это общероссийская проблема, которая в разных
События, которые в последние годы происходят в мусульманской сфере Татарстана, вызывают у наблюдателей множество вопросов. И главные из них: в чем причина происходящего, и что делать?

Радикализация молодежи - это общероссийская проблема, которая в разных регионах имеет разные формы. Губерний и областей эта проблема касается не в меньшей, а может, даже в большой степени, чем национальных республик. Группы националистов или неонацистов, которые создают свои банды в других, "ненациональных регионах" России, часто делают это самостоятельно. Да и в Татарстане для самоорганизации определенной части мусульманской молодежи уже не нужны внешние игроки. Даже исключив возможность ездить на обучение в ваххабитские учебные заведения Зарубежья, сегодня мы вряд ли сможем остановить общую тенденцию. Я считаю, что причины обращения молодежи в религиозные секты или в неофашистские группы одинаковы. И именно в понимании причин радикализации лежит ключ к решению проблемы.

Традиционный ислам в нашем регионе сможет стать настоящей альтернативой различным деструктивным мусульманским сектам только тогда, когда он будет существовать не на бумаге, а в реальной жизни. Как известно, за 70 лет Советской власти мусульманская традиция у нас была прервана, практически не осталось ее носителей и, начиная с 1990-х годов, нам пришлось строить все с нуля. Поэтому сейчас предстоит провести реальную большую работу, и вестись она должна комплексно, по трем основным направлениям: образование, просвещение и социальная работа мечетей.

Первый пункт касается всей системы мусульманского образования: от воскресных курсов и медресе до исламских университетов. Именно в этом направлении начал свою работу нынешний ректор Российского исламского университета, председатель Всероссийского Совета по исламскому образованию Рафик Мухаметшин. Считаю, что система религиозного образования в Татарстане должна иметь пирамидальную форму, во главе которой находился бы РИУ. То, что российскому исламскому образованию необходимо стать конкурентоспособным - это, практически, вопрос национальной безопасности.

Однако помимо повышения качества самого высшего мусульманского образования, на популяризацию исламского образования могут повлиять еще два фактора: возможность обучения в исламских центрах и возможность получения крепкого светского образования.

Начнем с последнего. Сейчас в той же Казани существует множество престижных светских вузов, где можно получить хорошие прикладные профессии, которые востребованы на рынке труда. Поэтому большинство молодых мусульман идут учиться в светские вузы, исламские же знания они получают на вечерних или воскресных курсах, а в большинстве случаев из интернета и книг. Поэтому главные конкуренты российских исламских учебных заведений сейчас - это не зарубежные центры, а наши же вузы.

В связи с этим высшее исламское образование должно иметь не только светскую составляющею, как в современном РИУ, где готовят лингвистов, экономистов и журналистов, но и иметь некоторую аффилированность с крупными светскими вузами, чтобы выпускник, например, РИУ имел возможность слушать лучших преподавателей Казанского университета, и помимо диплома о высшем исламском образовании, получить престижный диплом КФУ. Тогда можно будет решить сразу две проблемы: проблему низкой популярности высшего исламского образования и проблему преподавания светских дисциплин квалифицированными кадрами.

Теперь несколько слов о необходимости обучения в зарубежных исламских центрах для лучших российских шакирдов. На мой взгляд, необходимо, чтобы после обязательного окончания высшего исламского университета в России лучшие студенты имели бы возможность получать дополнительное образование в других мусульманских странах. Это в духе исламской традиции, это полностью соответствует истории становления татарской богословской школы.

Поэтому совершенно правильно, что РИУ сотрудничает с такими зарубежными странами как Турция, Малайзия и Египет. Именно в этих странах сохранилась система религиозного образования, которая базируется на системе традиционного мазхабического, ханафитского ислама. Тот факт, что сейчас в РИУ преподает десяток квалифицированных выпускников самого престижного в мусульманском мире Каирского университета Аль-Азхар, является большим плюсом РИУ и поднимает его престиж среди мусульман.

Турция и Малайзия привлекательны для российских мусульман еще и тем, что эти страны демонстрируют возможность гармоничного сочетания религии, принципов демократии, технического и промышленного прогресса и экономического развития. Получив базовое мусульманское образование в России, уже повзрослевшие молодые люди, приехав повышать свою квалификацию в эти страны, смогут увидеть мир, где мусульмане живут в современных, активно развивающихся светских странах и вносят свой исключительный вклад в созидательное развитие. Такой пример очень поучителен.

В конечном итоге, молодые мусульмане, получив качественное российское исламское и светское образование, а также дополнительное обучение за рубежом и опыт жизни в другой стране, будут иметь серьезную научную и жизненную базу. Именно в таком случае в их среде в будущем смогут появиться свои выдающиеся отечественные богословы и имамы с крепкой верой и широким кругозором. Их будут уважать мусульмане, зарубежные же сектанты в таких условиях просто потеряют свою актуальность.

Второй пункт в становлении конкурентоспособной альтернативы зарубежным сектантским течениям - это просвещение. В данном случае речь идет не только о работе СМИ и книгоиздании, но и вообще об образе ислама, мусульман и исламского духовенства.

Мы живем в информационный век, когда помимо традиционных СМИ особую силу получают новые медиа: различные социальные сети, блоги и видео-хостинги. Их отличительная черта в том, что содержание обеспечивают рядовые пользователи интернета, а не профессиональные журналисты и редакторы. Это значит, что при дальнейшем развитии Сети и системы мобильных гаджетов вся наша жизнь становится объектом пристального внимания. Поэтому поведение, любые заметные поступки и высказывания как рядовых мусульман, так и духовенства быстро делаются доступными широкой публике.

Можно напомнить, какие обвинения в последние годы были слышны в России в адрес религиозных институтов вообще, и в отношении Ислама, в частности. Недостойное поведение и неадекватные высказывания многих наших единоверцев, запечатленные на видео-, аудио- и фотоносители очень быстро оказываются в интернете.

В связи с этим, первым шагом по пути просвещения становится работа над тем, как себя вести самим мусульманам и какой пример подавать окружающим мусульманскому духовенству. Известная поговорка гласит: "Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя!". Поэтому особое значение получает собственная честность и искренность каждого участника общественной жизни. А для этого необходимо укреплять веру, как главный источник честности, благонадежности, скромности и справедливости.

Стоит ли говорить, что другим важным пунктом на пути просвещения является активная издательская деятельность и развитие исламских СМИ? Сейчас это уже для всех стало очевидным. Однако повторю, что нам надо активнее издавать как на татарском, так и на русском наше дореволюционное богословское и научное наследие. Также необходимо активно переводить полезных для нас зарубежных авторов.

Открытие современных и удобных мусульманских СМИ для российской уммы тоже является стратегической задачей, которая позволит создать конкуренцию многочисленным сектантским сайтам, которые существуют сейчас в сети.

На мой взгляд, имам каждой крупной мечети в Татарстане должен иметь свою страницу в интернете, где он будет непосредственно общаться со своими прихожанами и другими мусульманами. Возможно, было бы полезно создать общую сеть для всех татарстанских мухтасибатов наподобие "Электронного правительства Республики Татарстан", где у каждой крупной мечети, прихода и мухтасибата была бы своя страничка, с новостями, обратной связью и прочей отчетностью.

Третий, возможно, самый важный, пункт заключается в пропаганде социального служения. Современному традиционному исламу жизненно необходима социальная доктрина, но ее сейчас нет. Я бы даже сказал, что само понятие "традиционного ислама" настолько сильно стало связано с политикой, ангажированностью, скандалами и борьбой, что у значительной части мусульманского сообщества оно вызывает отторжение.

Социальный вопрос - это узловой вопрос в решении проблем мусульманского радикализма. Это корень, причина того, что молодежь вступает в радикальные группы. Проблема не только в зарубежном влиянии и не только в ваххабитском финансовом лобби. Все это следствие, а не причина. Причина же в том, что у молодежи, которая оказывается подвержена радикальным настроениям, обостренно чувство социальной справедливости.

Если изучить пропагандистскую литературу любых сектантов и радикалов - "Свидетелей Иеговы", ваххабитов, неонацистов - все они свою пропаганду ведут через спекуляцию на социальных проблемах. Эти группы внушают молодежи, что именно они могут решить такие проблемы как наркомания, алкоголизм, кризис семьи, проституция, нищета, безработица, коррупция, бездуховность, дикий капитализм, культ наживы и т.д. Кризис западной духовности с ее пропагандой индивидуализма и гедонизма приводит к демографической и духовной деградации, большому количеству разводов и суицидов.

Все это создает почву для обострения чувства недовольства у молодых людей. Это чувство еще больше обостряется, когда придя в мечети, они сталкиваются с грубостью некоторых имамов, их финансовыми и политическими играми и тем, что мечети, практически, не работают с обществом.

Используя эти проблемы, радикалы набирают свою популярность. Но, как мы знаем не только из истории, но и из актуальных политических процессов (Ливия, Сирия, Ирак, Афганистан), радикалы, получив власть и пытаясь решить одни проблемы, создают новые.

Современное общество стоит перед кризисом, и выработка социальной доктрины традиционного ислама это для мусульман - вызов времени. Однако практически все идеологи традиционного ислама почему-то в упор отказываются признать этот факт. Иногда складывается впечатление, что многие из них не ставят своей целью сделать традиционный ислам по-настоящему популярным.

Доктрина социального служения должна стать важнейшим пунктом идеологии традиционного ислама. На практике это должно выражаться в том, что официальному духовенству необходимо прекратить заниматься политикой, посвятив себя служению обществу. На мой взгляд, нужно издать специальную брошюру об этике поведения мусульман (на основе Корана и сунны), которую распространить среди исламского духовенства и других слоев уммы.

Кроме того, наиболее крупные мечети Татарстана должны взять на себя обязательства по работе с разными группами из обездоленных слоев населения. Можно даже сделать специализацию мечетей: кто-то будет работать с глухонемыми, кто-то со стариками, кто-то с сиротами или малолетними преступниками и т.д. Проблем в нашем обществе хватит на всю тысячу мечетей, которые есть в Татарстане. Важно, чтобы духовенство активно привлекало молодежь к этой работе, ведь время и мысли молодежи необходимо занять полезной работой.

Особую роль играют и различные низовые гражданские организации мусульман, которые хотели бы заниматься социальной работой. Такие объединения стали бы способом самореализации молодежи, что способствует снижению их озлобленности и радикальности, выплеску в созидательном ключе их энергии.

Конечно, возникает вопрос, каким образом финансировать всю эту деятельность? Здесь ключевую роль играет вопрос возрождения традиционной татарской системы махалли - общины. В современных условиях она может иметь не территориальный вид и вообще функционировать в виде благотворительных фондов или гражданских объединений, вокруг которых собиралась бы мусульманская публика.

До революции именно национальная буржуазия, предприниматели, поддерживали деятельность махалли. Финансирование мечетей, учебных заведений, издательств, газет, поддержка талантливых студентов, ученых, помощь социально обездоленным слоям - все это делалось членами общины. Это ценнейший опыт, который необходимо нам изучать и возрождать. От этого выиграет и общество в целом, и мусульмане в частности.

В заключении еще раз скажу - нам необходимо отказаться от политических игр, которые ведут к кризису наш регион, нашу республику и нашу Россию. Сейчас главная цель - это укрепление веры и служение обществу. Именно в этом заключается главная привлекательность традиционного ислама. Мусульмане, укрепляя свою веру и опираясь на свою религию, должны идти в ногу со временем: постигать науки и заниматься полезной работой. Ведь мы - органическая часть российского общества и также ответственны за его благополучие. Являясь примером законопослушности, уважения к своим соседям, доброты и честности, мусульмане смогут принести пользу как себе лично, так и всему государству.

Илдар Баязитов, имам-хатыйб мечети "Сулейман", руководитель отдела пропаганды и информации Казанского мухтасибата ДУМ Татарстана




Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...