Новости Ислама
Версия для печати

Ислам в Нижегородской области: вехи истории


  10.08.2011    |   IslamRF.ru

10.08.2011 17:42 Основу мусульманской общины Нижегородской области составляют татары-мишари, удивительным образом сохранившие свой язык, религию, культуру в условиях подавляющего иноэтнического окружения. Их происхождение как особого субэтноса не
10.08.2011 17:42

основу мусульманской общины нижегородской области составляют татары-мишари, удивительным образом сохранившие свой язык, религию, культуру в условиях подавляющего иноэтнического окружения.

их происхождение как особого субэтноса не выяснено до конца; существующие теории порой противоречат друг другу. с.б. сенюткин, последние десятилетия своей жизни активно занимавшийся этногенезом мишарей, пришел к выводу, что мишари-нижгары представляют собой уникальный сплав нескольких цивилизационных пластов, культурных и антропологических типов. различие заметно даже между соседними селами — каждое из них имеет свою собственную историю, отличное от других происхождение. корни некоторых поселений частично восходят к астраханскому ханству, другие считают себя потомками выходцев из касимовского ханства... история нижегородских мишарей соединила в себе отголоски многих государств поволжья — от хазарского каганата до московского царства, от волжской булгарии до суверенного нижегородского княжества. некогда мишари имели и свою собственную государственность — автономный мещерский юрт в составе золотой орды.

нижегородские татары — безусловно, небольшая часть татарской нации, от которой они никогда себя не отделяли. однако их значимость определяется следующим обстоятельством: активные миграционные процессы нижгар способствовали тому, что уже до революции их потомки проживали по всей российской империи, образовав крупные общины в москве и санкт-петербурге, ярославле и твери, тобольске и уфе, казани и буинске, составив основу мусульманских общин эстонии и еще более далекой финляндии. итак, оставшиеся в границах нижегородчины мишари — лишь небольшая часть этого субэтноса, которая является ядром, родовым гнездом распыленного по всей стране народа, связанного кровными узами со своей «малой родиной».

нижегородчина издревле являлась торговым мостом между востоком и западом, обогащаясь с помощью этого статуса и положения сама — в средние века и способствуя росту могущества единого российского государства — в новое время. сам нижний новгород с момента своего возникновения представлял собой своеобразный буфер между русско-православной и тюрко-мусульманской цивилизационными пространствами, способствуя мирному взаимопроникновению и обогащению этих культур, без чего немыслима современная россия. данные археологических раскопок, проводившихся в нижегородском кремле в 2001–2005 гг., свидетельствуют о том, что «все местное население находилось в очень тесных культурных и политических отношениях с ордынцами, не носивших конфликтный характер», как отмечает директор нижегородской археологической службы т.в. гусева. многочисленные предметы xiv в., найденные здесь, были характерны для мусульманских народов. обилие артефактов восточного происхождения дает основание предполагать, что мусульманская община нижнего новгорода оказывается на несколько веков древнее, чем это принято в исторической школе.

судьба мусульманской мещеры остается до сего дня малоизученной. одним из первых тюркских поселений на нижегородской земле считается саров. фортификация раскопанной на его месте крепости, как отмечает нижегородский археолог н.н. грибов, характерна не для мордовских убежищ, а именно для булгарских крепостей. легенда гласит, что в конце xiii века некий золотоордынский князь поставил тут город сараклыч; местные называли его остатки «старым городищем».

в 1361 г., в эпоху царившей в золотой орде смуты, князь секиз-бей «обрывся рвом» и осел на р. пьяне. согласно новейшим раскопкам нижегородских и казанских археологов, грозная крепость секиз-бея находилась на месте с. мурзицы на юге нижегородчины. другим крупным ордынским населенным пунктом в этом регионе был курмыш, раскопанный археологами в 2009 г., с его многонациональным и поликонфессиональным населением.

в архивных документах зафиксированы следы старинных тюркских поселений, связанных с курмышом, грозной крепостью и, по всей видимости, с западной частью казанского ханства: пара (на месте д.кузьминки); сафаджай (сабачай), возникшее, согласно уникальным мечетским записям, в 1451 г.; малое рыбушкино (аджа-авылы). о том, что тюркоязычное население присутствовало здесь, говорят и многочисленные клады золотоордынских монет xiv–xv вв. однако более чем из 60 мест расселения татар, зафиксированных для xvii в., лишь 33 сохранились в качестве татарских в пределах современной нижегородской области.

исследователи отмечают особую религиозность татар-мишарей. со времен средневековья в связи с отсутствием полноценной государственности для них, живущих в условиях подавляющего иноэтнического населения, особое значение приобрела религиозно-общинная организация жизни. огромным авторитетом пользовались в первую очередь имамы — знатоки шариата, преподаватели религиозных дисциплин, владевшие, как правило, несколькими языками. они рассматривались и в качестве общественных лидеров, отвечавших за взаимоотношения с немусульманским населением и представителями властей. из числа нижгар известны крупные по меркам российской империи шейхи xix в. хабибулла альмухамметов (с. сафаджай), хамидулла альмушев (с. петряксы), которого знали не только в россии, но и в османской империи. особую славу оставил после себя садек юнисов (с. овечий овраг), в дом которого и по сей день совершают зиярат. наряду с ними уже в первой половине xix в. приобрел известность и такой крупный деятель-реформатор, как хусаин фаизханов — автор «материалов по истории крымского ханства» (совм. с в. вельяминовым-зерновым), первый разработчик татарской грамматики, предтеча концепции джадидизма. идеи ученого, не понятого при жизни и преданного забвению, обогнали свое время более чем на столетие. ученым был и младший брат хусаина — габделгаллям, автор трудов по экономике, ведущий интеллектуал в области татарской социально-экономической мысли.

национально-культурными центрами нижгар являлись медресе и мектебы в крупных селах, возглавляемые потомственными имамами. они имели также тесные связи с татарами казанской и оренбургской губерний, в том числе посылая студентов в медресе этих регионов, а также с городскими общинами в москве, нижнем новгороде и санкт-петербурге, которые постепенно превратились в очаги их миграции.

о значимости нижнего новгорода в религиозной сфере свидетельствует ш. марджани: имамов ярмарочной мечети (построена, согласно марджани, в 1816 г.) присылали муфтии омдс в качестве поощрения — доходы имамов здесь составляли приличные суммы. необходимо вспомнить также о i и iii всероссийских мусульманских съездах 1905 и 1906 гг., заложивших начало дореволюционной партии «иттифак аль-муслимин»: либеральная торговая атмосфера города позволила виднейшим лидерам уммы того времени собраться вместе в той самой ярмарочной мечети и выработать программу основных направлений развития мусульман страны.

после революции 1917 г. начался мощный процесс национально-культурного возрождения и развития мусульманских народов; было объявлено прекращение дискриминации по религиозному признаку. такая политика привлекла в сторонники советской власти не только широкие массы простых верующих мусульман, но и прогрессивно мысливших имамов. на юге нижегородчины в 1929–1930 гг. был сформирован национальный татарский уразовский, позднее кзыл-октябрьский, район, куда вошла большая часть татарских сел, и две татарские волости (эти национально-территориальные образования существовали до конца 1940-х гг.). было открыто значительное число татарских школ, клубов и др. однако уже в начале 1920-х гг. стали намечаться шаги по наступлению на ислам, началось издание и распространение атеистических листовок на татарском языке. в 1930-х гг. массовые репрессии против верующих привели к почти полному уничтожению имамов и повальному закрытию мечетей. среди снесенных оказалась и ярмарочная мечеть.

возрождение ислама в регионе началось в 1987–1988 гг. начало действовать дум нижегородской области, вошедшее в качестве учредителя в состав новообразованного думер в 1993 г. на сегодня данное управление является одним из самых активных на поле мусульманского просветительства в россии. в нижнем новгороде действуют: крупный издательский дом «медина», создавший целую серию исламских сми во главе с одноименной газетой и журналом «минарет»; исламский институт им. х. фаизханова, прославившийся на ниве научно-богословской активности; медресе «махинур» и др. в области открыты более 60 мечетей, активно возводятся новые. на встрече президента д.а. медведева с российскими муфтиями 5 июля с.г. в нальчике заместитель председателя думер д.в. мухетдинов поднял перед ним вопрос о возрождении ярмарочной мечети в нижнем. по сообщениям информагентств, глава администрации города о. кондрашов уже проделал огромную работу в этом направлении, чтобы восстановить справедливость. будем надеяться, что в ближайшем будущем мы увидим результаты этой политики, направленной на духовное возрождение общества, и, даст аллах, вместе вознесем молитвы в храме, восстановленном из руин.

дамир хайретдинов,

к.и.н., этнолог, главный редактор газеты «ислам минбаре»

всероссийская газета мусульман «ислам минбаре» - август 2001 - № 8 (189)




Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...