Новости Ислама
Версия для печати

Имамы ЦДУМ, СМР, РАИС, ДУМС предпочли держаться на расстоянии друг от друга


  20.06.2011    |   Islam-news

19 июня 2011, 23:47Лидерам светской и духовной властей Татарстана всегда есть, что обсудитьЦентр Казани в последние дни минувшей недели заполонил народ в чалмах, тюбетейках и фесках. Судя по реакции прохожих, появление на улицах и площадях города такого

19 июня 2011, 23:47

Лидерам светской и духовной властей Татарстана всегда есть, что обсудить

Центр Казани в последние дни минувшей недели заполонил народ в чалмах, тюбетейках и фесках. Судя по реакции прохожих, появление на улицах и площадях города такого большого количества людей в расшитых халатах, стало необычным явлением даже столицы Татарстана. Более восьмисот муфтиев, имамов и мусульманских активистов приехали на II форум татарских религиозных деятелей «Национальная самобытность и религия».

Все пути ведут в Казань

На резкое увеличение числа мусульман обратили внимание и проводницы поезда «Новый Уренгой - Казань». Обычно составы, следующие из севера, забиты нетрезвыми вахтовиками. На этот раз в новоуренгойский поезд подсели по пути мусульмане Тюменской, Курганской, Челябинской, Свердловской областей. И их было не меньше, чем полуголых мужиков с буровых Ямала, шатающихся из одного конца вагона в другой под воздействием горячительных напитков. По мобильной связи имамы переговаривались с коллегами из регионов азиатской России, которые следовали по Транссибирской магистрали в Казань на других поездах.

По мере приближения к исторической родине на лице имама Хасана Валиуллина проявлялся нур



Из опроса выяснилось, что гости форума в основном являются внуками и правнуками тех, кто в силу исторических событий 20 века был вынужден покинуть казанские края.

- Я из казанских татар-спецпереселенцев. В 30-е годы деда раскулачили и сослали в Магнитогорск, там семья и пустила корни, - рассказал имам Хасан Валиуллин из Челябинской области.

- А мои предки не стали ждать, когда за ними придут чекисты, собрались и двинулись на Урал, - проинформировал муфтий Альфрид Мустафин.

Казанские корни и у двух тюменских мусульманских лидеров – Фатыха Гарифулина и Галимжана Бикмуллина. Среди пассажиров поезда были потомки мигрантов времен падения Казанского ханства, Пугачевского бунта, правнуки переселенцев по Столыпинской реформе.

- Родина собирает своих птенцов, - резюмировал Фатых Гарифуллин.

- Однако среди них затесались птенцы и бухарских и степных кровей, - подправили тюменского казыя земляки.

Как известно, немалая часть современных татар Тюмени, Тобольска, Томска ведет родословную от бухарцев, как обобщено называли в Сибири представителей среднеазиатских народов. Бухарцев в Тобольской и Томской губерниях насчитывалось в 19 веке немногим меньше, чем коренных сибирских татар. Они занимались торговыми и духовными делами, были авангардом мусульман Сибири в период Российской империи. В составе делегации татарских имамов в поезде были также несколько казахов. «Вольной Татарией» обозначена в старых топографических картах территория современного Казахстана, вероятно, поэтому муфтии и казыи посчитали нужным включить в список делегатов «птенцов степных кровей». Были в поезде среди гостей татарского форума и представители башкирского народа.

Любопытная закономерность, которую нельзя не заметить. Представители старой миграции из Поволжья и коренные сибирские мусульмане сегодня образуют возникшие после развала СССР новые исламские структуры - региональные Казыятские управления ДУМАЧР, ДУМ Тюменской области. Тогда как имамами в махаллях ЦДУМ на Урале и в Сибири в основном служат представители новой миграции, родившиеся и выросшие в Татарстане и Башкирии…

Поезд прибыл на казанский железнодорожный вокзал 15 июня в начале двенадцатого. Делегатов встречали молодые волонтеры ДУМ Татарстана, в руках они держали таблички с надписью «форум татарских имамов». Некий человек в штатском докладывал кому-то по мобильной связи о прибытии в Казань большой группы людей азиатской внешности при бородах и в тюбетейках. Перед вокзалом нас ждали комфортабельные автобусы, чтобы везти к зданию Всемирного татарского конгресса - организатора форума, а оттуда по гостиницам столицы Татарстана.

Под знаком тюльпана

Полиция Казани приняла усиленные меры безопасности на открытии форума. Делегатов пропускали в театр имени Галиаскара Камала, просканировав через металлоискатель, проверив содержимое портфелей. Меня попросили включить видеокамеру и фотоаппарат. Почти два часа продолжалась процедура досмотра делегатов. Впрочем, скучать в ожидании открытия форума имамам не пришлось. Они делились новостями, фотографировались на память.

Тюлпаны на халатах были красного и белого цветов, и отличались количеством звезд



Забегая вперед, отмечу, что одна из главных целей форума – объединение имамов разных духовных управлений, оказалось пока не под силу организаторам. Имамы ЦДУМ, ДУМАЧР, ДУМЕР, РАИС, ДУМС за все время форума держались на почтительном расстоянии друг от друга. Не было «братания» между представителями разных структур. Наблюдался контраст и в одеждах имамов. Одни омичи из ДУМ Сибири (Омского муфтията) прибыли в театр Камала в больших чалмах и халатах, другие омичи - из Омского казыята - в строгих костюмах и тюбетейках. Было непонятно, кто из одетых в узорчатые халаты делегатов ЦДУМ является муфтием, а кто простым имамом. Одежда на всех религиозных деятелях Центрального духовного управления казалась представительной, подчеркивающей статус ее носителя. Среди гостей в зрительном зале зашел разговор о табеле рангов в старейшем духовном управлении. Якобы статус зависит от размера чалмы, цвета халата и количества звезд над тюльпаном-погоном. Три звезды над тюльпаном – уровень полковника, одна большая звезда – генерала. Кто-то вспомнил, что главная мечеть ЦДУМ в Уфе носит название «Ляля Тюлпан», и добавил, что тюльпан на халатах по всей видимости присутствует неспроста, он несет некий смысл, известный только посвященным людям.

Глава ЦДУМ Талгат Таджутдин появился на сцене театра Камала вторым после президента Татарстана Рустама Минниханова. За стол президиума также сели председатель госсовета республики Фарид Мухаметшин, заместитель премьер-министра Зиля Валеева, председатель Совета муфтиев Равиль Гайнутдин, муфтий ДУМ Татарстана Илдус Файзов, глава РАИС Мухаммад Рахимов, председатель Исполкома Всемирного конгресса татар Ринат Закиров. За ними расположились муфтий рангом пониже из Нижегородской, Саратовской областей, Чувашии, Ханты-Мансийского округа.

«Ты мулла и я мулла»

Форум «Национальная самобытность и религия» начался с чтения сур Корана и дуа в исполнении казанского казыя Махмуда Шарафутдинова. Председательствовал за столом президиума ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин. Прежде чем предоставить слово главе республики он проинформировал, что на форум приехали 843 делегата из 55 субъектов Федерации, а также поблагодарил руководство республики и Всемирного татарского конгресса за организацию форума.

Почти каждый имам-делегат приехал на форум с персональным фотоаппаратом



Президент Рустам Минниханов начал свою речь с «Биссиллах ир-рахман ир-рахим» (С именем Бога милостивого и милосердного). Глава Татарстана отметил в выступлении, что на предыдущем форуме в прошлом году озвучивались наболевшие проблемы, некоторые из них за минувшее время нашли свое решение. Президент выразил уверенность, что будут разрешены и проблемы, поставленные перед участниками второго форума. Минниханов говорил об огромной роли ислама в сохранении и развитии татарской нации, объединяющем факторе ислама, о необходимости использования потенциала ислама с умом, совершенствовании мусульманской инфраструктуры, системы исламского образования. Президент вручил благодарственные грамоты муфтиям Савбяну Сулейманову (Ульяновская область), Валихамету Гаязову (Коми), Альбиру Крганову (Чувашия) и имаму уфимской мечети «Ихлас» Мухаммаду Галлямову.

Следующим Рафик Мухаметшин предоставил слово муфтию Равилю Гайнутдину. Глава СМР отметил, что руководство Татарстана делает великое дело, собирая на форум в Казань и на собрание «жыен» в древний Болгар (Булгар) имамов от Калининграда на западе до Камчатки на востоке, от Архангельска и Мурманска на севере до Сочи на юге. Гайнутдин подчеркнул, что в каких бы уголках земли не жили татары, они не забывают о колыбели татарского ислама – Булгарах.

- В начале нашего форума трижды прозвучало «альхамдулилла», - сказал в своем выступлении муфтий ЦДУМ Талгат Таджутдин. - Если мы в четвертый раз скажем, то Всевышний Аллах отправит нам ангелов помощи. Поэтому мы всегда должны говорить альхамдулиллахи и просить о помощи.

По словам Таджутдина, за семьдесят лет советской власти не удалось навязать мусульманам безверие, и это произошло, благодаря молитвам мусульман. Глава ЦДУМ поблагодарил всех, кто участвует в возрождении древнего Булгара, а также остановился на проблеме несоответствия слов духовных служителей с их делами.

«Когда народ аплодирует на открытиях мечетей, мы говорим, что от каждого хлопка «шайтан туа» (рождается чертенок), - сказал Таджутдин, подразумевая аплодисменты из зала. (После выступления лидера ЦДУМ многие имамы уже не хлопали в ладошки, они стали возглашать такбир «Аллаху Акбар!»)

«Син мулла, мин мулла, атка пешан кем сала» (кто даст лошади сено, если и ты мулла и я мулла)» - еще один перл, озвученный Талгатом Таджутдином на пленарном заседании. Глава ЦДУМ пожелал, чтобы впредь подобные форумы посвящались каким-либо актуальным проблемам, и на них приглашались не только имамы, но и ученые и общественные деятели, поскольку, как птица не может лететь с одним крылом, так нация не может развиваться, опираясь только на религию или только на светские науки.

Муфтий ДУМ Татарстана Ильдус Файзов рассказал о последних шагах по унификации работы структурных подразделений духовного управления, назначении ответственных по каждому направлению деятельности, предстоящей аттестации имамов. По словам муфтия Файзова, сегодня многие мусульмане, вместо того, чтобы призывать к исламу, спорят, кто из них правильней совершает намаз, в результате чего те, кто хотел бы узнать об исламе, видя сыр-бор в отношениях между мусульманами, уходят в другие религии. Поэтому, отметил он, руководство ДУМ Татарстана решило унифицировать систему образования, привести, точнее, вернуть мусульман к традиционному ханафизму. В целом ситуацию по России муфтий назвал «полным безобразием». В разных мечетях российских городов, по словам Файзова, прихожане получают разные познания, в итоге - фитна (смута) в отношениях между верующими.

Ильдус Файзов отметил, что в духовных управлениях должно быть такое же единоначалие, как и в государственных учреждениях, если же муфтий говорит одно, мухтасиб – другое, имамы мечетей – третье, то это, «Аллах сакласын», ни к чему хорошему не приведет. Муфтий проинформировал о возросшей ответственности имамов, после того, как ДУМ Татарстана стало выплачивать им заработную плату. По мнению Файзова, государству необходимо перенять опыт Турции, где сто тысяч имамов мечетей получают зарплату от государства, и это не дает проникнуть чуждым радикальным идеологиям, держит на должном уровне авторитет и престиж имамов. В Турции 100 тысяч имамов мечетей, в России – 4-5 тысячи, зарплата для них – капля в море для бюджета страны. Ильдус Файзов также обратил внимание на проблему запрета мусульманских книг. По его словам, 70-80% имамов Татарстана имеют высшее образование, из них 15% - кандидаты наук, среди верующих мусульман немало докторов наук, и если бы их включали в экспертные комиссии, то эксперты «не жили бы мыслями 60-х годов».

Чалма и бейсболка

Форум проходил на татарском языке. После планарного заседания, во второй половине дня делегатов запускали в театр Камала уже без досмотра. Первые руководители Татарстана вместе с главами ЦДУМ и СМР отсутствовали за столом президиума. Вторая часть форума прошла в полемиках и показала, что еще не скоро имамы и муфтии придут к общему знаменателю.

Гулянье людей в чалмах по улицам стало необычным явлением даже для Казани



Глава РДУМ Ханты-Мансийского округа при ЦДУМ Тагир Саматов видит улучшение ситуации в объединении всех мусульманских организации в единое духовное управление под началом одного единого муфтия. И хотя Саматов не озвучивал имя единого муфтия, сидящие в зале делегаты, судя по репликам, похоже, понимали о ком идет речь. Муфтий Югры призвал имамов одеваться по традиции, вероятно имея в виду чалму с халатом, и не идти на поводу тех, кто, отрастив «зур сакал» (большие бороды), ходит в бейсболках и коротких куртках. Тагир Саматов рассказал о своем посещений синагоги, где ортодоксальный раввин на его вопрос, почему первый этаж синагоги отдан мальчишкам и девочкам под танцевальный кружок, не мешает ли это молящимся на третьем этаже, дал мудрый ответ. Раввин сказал, что сегодня эти дети занимаются танцами на первом этаже, а завтра поднимутся на третий этаж, чтобы узнать, что там происходит, они сами придут к вере, не надо будет их подталкивать.

Муфтий РАИС Мухаммад Рахимов сказал в своем выступлении, что в Российскую ассоциацию исламского согласия объединились мусульманские организации, не входящие в общероссийские централизованные мусульманские структуры, и РАИС за то, чтобы в России была единое духовное управление, и проголосует за это, когда возникнет такая необходимость.

«Мы за объединение, не привяжем себя к мешку», - завершил выступление лидер РАИС.

Гул неодобрения пронесся по залу, когда имам уфимской мечети «Ихлас» Мухаммад Галлямов призвал имамов не переходить в своих проповедях на русский язык ради мусульман нетатарской национальности.
Заместитель муфтия Татарстана Валиулла Якупов сказал, что сегодня во французском легионе служат наемниками граждане России, среди которых есть и татары. Они принимают участие в боевых действиях в составе войск НАТО на территории Афганистана, где на стороне талибов тоже воюют татары. Таким образом, получается, что татары проливают кровь друг друга за чужие интересы.

«Напрашивается вопрос: кто несет ответственность за это? – сказал Валиулла Якупов. – Афганские имамы не несут ответственность за татар, за них ответственны мы – татарские имамы».

«Хватит быть интернационалистами, пора подумать о своей нации», - призвал он. По словам Якупова, в советское время татары ввязались в один интернационализм, в результате чего потеряли значительную часть этноса, сегодня арабы зовут их в другой интернационализм. По мнению Якупова, мусульмане России должны получать религиозное образование в своей стране, ибо практика показывает, что молодежь, отучившаяся за рубежом, несет с собой чуждое мировосприятие.

Взявший слово следом муфтий ДУМ Мордовии Рашит Халиков призвал имамов не пугать друг друга арабскими учебными заведениями. По его словам, именно благодаря молодым людям, получившим образование в исламских странах, удалось добиться значительных результатов в становлении ислама в Мордовии. В качестве примера Халиков привел знаменитое село Белозерье, где действует восемь мечетей.

Солидарно с муфтием Мордовии выступил и глава ДУМ Тюменской области Галимжан Бикмуллин, сказав, что зарубежные исламские учебные заведения не таят в себе опасности, и, напротив, опасность для ислама представляют некоторые российские духовные лица, пережившие «белую горячку». Тюменский муфтий выразил сожаление относительно изменений в ДУМ Татарстана. Раньше, приезжая на подобные мероприятия в Казань, он встречал старых знакомых, возрождавших ислам в Татарстане, в частности своего друга – заместителя муфтия Сулеймана Зарипова, с которым вместе учились в бухарском медресе «Мир Араб», сегодня он не понимает, что происходит в духовном управлении республики. На что председательствующий за столом президиума ректор РИУ Рафик Мухаметшин заметил, что форум созван не для встречи со старыми друзьями.

Дебаты продолжились на второй день форума в 3-х секциях: «Мечеть – центр татарского народного просвещения», «Ислам в современном информационном поле», «Развитие мусульманской инфраструктуры в РФ». Делегаты выступали все больше о наболевшем. Один из имамов эмоционально призывал отказаться татарам от таких имен как «Роберт», «Альберт», «Луиза» и т.д., не имеющим отношения ни к тюркам, ни к мусульманам. Муфтий Красноярского края Гаяз Фаткуллин говорил об ассимиляции татар сибирских областей. По его словам, исследование, проведенное в Красноярском крае, показало, что 80% татарской молодежи вступает в брак с представителями иных этносов, дети, рожденные в таких браках, в большинстве случаев уже не будут татарами. От себя в данном случае хочется добавить, что зачастую в некоторых сибирских областях нет большого выбора за молодежью, живущей в русскоязычном окружении. И хорошо, если девушка выйдет замуж за мусульманина, дети в таком случае останутся в исламе. Зачастую же многие выходят за немусульман. Совершенно безграмотные в исламе, принимают крещение, и демонстративно носят крестики на шеях. Говорю это, зная конкретные случаи в Томской области.

В последний день форума 18 июня имамы со всех концов России приняли участие на съезде "Изге Болгар жыены", посвященном 1122-й годовщине принятия ислама Волжской Булгарией.

Древний Болгар находится в Спасском районе Татарстана. Как раз из этих мест в период Столыпинской реформы состоялось переселение предков моей супруги в Томскую губернию, у которой, кстати, выросшей в единственной на округу татарской деревне, состоящей из родственников, вероятно, тоже был небольшой выбор, если она выбрала в женихи казаха из рода каракипчак. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Это о моей поездке в Болгар, в Спасский район, получается, что на историческую родину моих сына и дочери. Десятки тысяч людей собрал древний Болгар 18 июня, но это уже другой рассказ.






Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...