Новости Ислама
Версия для печати

Будущее исламского образования в России


  09.06.2011    |   IslamRF.ru

09.06.2011 13:32 В апреле 2011 года в Московском исламском университете, одном из наиболее известных исламских вузов России, прошла очередная конференция, на которой состоялось переизбрание ректора. Марат Фахрисламович Муртазин приказом председателя
09.06.2011 13:32

в апреле 2011 года в московском исламском университете, одном из наиболее известных исламских вузов россии, прошла очередная конференция, на которой состоялось переизбрание ректора. марат фахрисламович муртазин приказом председателя думер муфтия равиля гайнутдина был утвержден на новый пятилетний срок. возглавляемый им вуз является одной из движущих сил развития системы религиозного образования мусульман россии. «ислам минбаре» поинтересовался у ректора о перспективах деятельности.

— марат-хазрат, примите наши поздравления с переизбранием на пост ректора миу.расскажите о деятельности вашего вуза сегодня и каким вы видите его завтра.

— московский исламский университет начал работу в 1994 году в форме московского высшего духовного исламского колледжа и сейчас переживает период расцвета. семнадцать лет назад в московской соборной мечети мы начали процесс создания высшего профессионального учебного заведения, которое готовило бы имамов, проповедников, богословов. административное здание перед мечетью тогда еще было в лесах, и первое помещение, которое было сдано в эксплуатацию, было выделено для проведения занятий. с тех пор с помощью всевышнего эта непрерывная цепочка развития исламского образования продолжается.

московский высший духовный исламский колледж как исламское учебное заведение был преобразован в московский исламский университет — негосударственное учреждение высшего профессионального и послевузовского образования. с 2004 года мы готовим бакалавров по госстандарту «теология» и выдаем выпускникам диплом гособразца. мы хотели бы, чтобы миу и дальше сохранял статус, с одной стороны, негосударственного высшего профессионального учебного заведения, а с другой — всегда был связан со своими духовными корнями.

перед нами сейчас стоят очень важные задачи. одна из них — открытие в следующем учебном году магистратуры. в дальнейшем неизбежно введение научной специальности «теология» в перечень научных специальностей вак. к сожалению, до настоящего времени в россии не может быть своих кандидатов и докторов теологических наук. совместно с православными и иудейскими учебными заведениями мы продвигаем и эту работу.

сегодня в миу преподают около 30 человек, 14 из них — штатные преподаватели, остальные — внештатные. приглашенные преподаватели представляют ведущие вузы нашей страны, такие как: военный университет министерства обороны рф, российский государственный торгово?экономический университет, институт стран азии и африки (исаа) при мгу и др. в последние годы многие из наших выпускников профессионально занимаются педагогической деятельностью. надеюсь, они в будущем составят костяк преподавательского состава и будут ядром духовности и религиозности нашего вуза. российские реалии и особенно жизнь в столице не очень располагают к сохранению строгой религиозной дисциплины. но, приходя к нам, абитуриент понимает: здесь не может быть поблажек, надо соответствовать не только по успеваемости, но и по моральным качествам.

за все годы мы подготовили сотни выпуск­ников, они сейчас занимают видные посты в духовных и образовательных организациях. например, рустам батров сейчас является проректором российского исламского университета (риу) в казани, саид исмагилов — муфтий украины, мухаммад нурашрапов — заместитель муфтия удмуртии, рушан аббясов — глава аппарата совета муфтиев россии, рамиль беляев — имам татарской общины финляндии. разумеется, как и везде, у нас есть отсев. после окончания университета некоторые ребята уходят в другие сферы, но основная масса работает по профилю. мы поддерживаем связь со всеми выпускниками. в текущем учебном году в миу будет 24 выпускника. в течение нескольких лет у нас работает комиссия по распределению выпускников. к сожалению, наши инициативы по распределению выпускников не нашли отклик в духовных управлениях мусульман, поэтому мы пошли иным путем — сами вступаем в контакт с теми общинами, которые хотят иметь у себя грамотных имамов.

— в 2005 году была впервые опубликована концепция развития исламского образования в россии, автором которой вы являетесь. она предполагала унификацию, единые критерии в деятельности всех религиозных учебных заведений в юрисдикции думер. многое из той концепции было воплощено в жизнь. как вам видится развитие ислам­ского образования в россии в дальнейшем?

— в 2010 году был создан совет по исламскому образованию — некоммерческое партнерство, которое работает вне зависимости от юридической принадлежности вуза к той или иной централизованной религиозной организации. его учредителями являются миу, риу в казани и северо-кавказский университетский центр исламского образования и науки в дагестане. в совет вошли 26 исламских учебных заведений. наша задача сейчас — создать единый стандарт религиозного образования, единый набор учебных программ и пособий. если мы преуспеем в этом, это будет большой шаг вперед. уровень учебных заведений очень разный, мы хотим создать общее образовательное пространство. с помощью преподавателей из москвы, казани, махачкалы, уфы мы подготовили 20 учебных программ, а к осени планируем подготовить и учебные пособия по каждой из них. этот комплект будем высылать в каждое учебное заведение.

— эта программа рассчитана на средние или высшие религиозные учебные заведения?

— дело в том, что сфера религиозного образования полностью негосударственная и каждое учебное заведение работает как может, по своим собственным программам. само деление на высшие и средние номинально и не дает объективных данных об уровне медресе или исламского института. поэтому мы пока не разделяем стандарт, а квалифицируем его как вообще программу для религиозного учебного заведения, она рассчитана на 4?годичный срок обучения. если же учебное заведение где-то в глубинке, ознакомившись с данным планом, решает, что для него это слишком высокий уровень, оно может сократить программу до 2?годичного срока обучения, выбрав только половину дисциплин.

вторым шагом после обеспечения учебными программами и пособиями мы видим проведение курсов повышения квалификации для преподавателей этих учебных заведений. в прошлом году мы провели уже подобные курсы, у нас прошли переподготовку 50 человек. в качестве педагогов к ним мы пригласили специалистов из исаа. слушатели были удивлены высоким академическим уровнем и остались очень довольны.

— какие другие проблемные участки вы видите в деле интеграции исламских учебных заведений и в системе исламского образования в целом?

— нас очень радует, что за прошедшие несколько лет уровень сотрудничества между религиозными учебными заведениями повысился. фонд поддержки исламской культуры, науки и образования поддерживает 5 исламских вузов и 30 медресе. в 2011 году мы в четвертый раз будем проводить международную теологическую конференцию, что свидетельствует о наличии определенной тенденции. на протяжении 4 лет реализуется план мероприятий по подготовке специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. но за рамками этого позитивного процесса остаются мелкие учебные заведения в глубинке. они имеют очень небольшие ресурсы к развитию в силу недоступности нашей научно-методической базы. наша задача — помочь в становлении и развитии таким учебным заведениям. я уже упомянул, что мы эту помощь видим в реализации двух шагов — создании единых программ и учебников и повышении квалификации педагогов. а третьим шагом должно стать создание справочного материала для педагогов и учащихся. для этой цели мы готовим энциклопедию ислама в трех томах на русском языке.

кроме того, в сфере религиозного просвещения есть еще очень важная работа. как вы знаете, в 2010 году в 19 регионах рф начался эксперимент по введению в средних школах курса «основы религиозных культур и светской этики», в рамках которого каждый учащийся может для себя выбрать один из 6 модулей обучения, в том числе и основы исламской культуры. в 2012 году эксперимент завершается и, по всей видимости, перерастет в практику средней школы, т.?е. будет введен повсеместно. я являюсь автором учебника по основам исламской культуры, но апробация курса проводилась пока в 4–5?х классах и учебник создан только один. если курс будет введен в учебные планы, нам понадобятся все остальные учебники до 11?го класса.

к сожалению, в мусульманском сообществе эта сфера мало кого интересует. между тем наши православные братья вкладывают в это направление огромные силы. фактически все структуры русской православной церкви работают на это. в государственных вузах подготовлено 20 тысяч теологов с дипломами гособразца, и все они готовы идти в школы преподавать соответствующий курс. у нас еще нет понимания актуальности этой задачи. в рамках апробации курса каждый регион, участвовавший в эксперименте, собрав данные у родителей, заранее подготовил заявку на определенное количество специалистов по тому или иному модулю. согласно этому было переподготовлено по данной дисциплине необходимое число преподавателей из смежных дисциплин, и эта работа проводилась при нашем участии. но это только 19 регионов, а что будет, когда курс введут во всех регионах, и не только для 4–5?го классов, а с 4?го по 11?й? нам нужно быть к этому готовыми.

беседовала диляра ахметова

материал опубликован в газете «ислам минбаре», №6-7 (187-188), июнь-июль 2011.




Другие новости раздела:

ПАРИЖ, 9 июля. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Французское государство не имеет проблем в отношениях с исламом или какой-либо другой религией, однако нормы светского государства, господствующие в республике, требуют проведения масштабной реформы ислама в ...
ТЕЛЬ-АВИВ, 19 июля. /ТАСС/. Израиль во многом защищает Европу от угрозы радикального ислама, главным источником которой является Иран. С таким заявлением выступил в четверг премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе переговоров в Иерусалиме с ...
ХЕЛЬСИНКИ, 1 августа. /Корр. ТАСС Нина Бурмистрова/. В Финляндии образовался дефицит школьных учителей ислама. Об этом сообщила газета Savon Sanomat . Как пишет издание со ссылкой на эксперта профсоюза образовательной сферы Туомо Лааксо, в стране на 10 ...
Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...