Высшее медресе
Версия для печати
 
КВММ “Мухаммадия”. Структура, цели, задачи учебного заведения.
 
      Казанское Высшее Мусульманское Медресе “Мухаммадия” является высшим религиозным учебным заведением в ведении Духовного управления мусульман (Муфтията) и, в перспективе, Министерства образования РФ и РТ.
         В настоящее время основными целями медресе являются:
- Воспитание “истинно мусульманской личности”.
- Создание условий для культурной самоидентификации личности, осозћанию своей принадлежности к татарской культуре.
- Формирование широких знаний в области родного татарского, арабского языков, религиозных мусульманских общих гуманитарных науках и педагогике.
- Подготовка кадров для религиозных и образовательных учреждений.
- Подготовка переводчиков, лингвистов арабского и татарского языков.
        В медресе существует очная (дневная и вечерняя) и заочная форма обучения.
Студенты обучаются бесплатно и принимаются:
- На дневное отделение на базе 9-х, 11-х классов.
- На вечернее и заочное отделение без возрастных ограничений на базе любого образования тем самым реализуется один из главных принципов совершенной системы образования “принцип доступности”.
         Зачисление осуществляется на основе результатов вступительных экзаменов:
Отечественная история, сочинение по русской или татарской литературе и собеседование по основам Йолама, в ходе которого выявляется осознанность решения о будущей профессии, общая направленность личности, склонность к данной области знаний.
        Свои исследования я проводила в основном на дневном отделении медресе, т.к. именно такая форма обучения позволяет наиболее полно прочувствовать атмосфер, понять логику основные направления, методы и принципы Воспитания в данном учреждений.
       Итак, на дневном отделении медресе студенты обучаются пять лет. Желающие могут продолжить обучение в татаро-американском региональном институте заочно, и получит степень бакалавра по специальности “Лингвистика”, квалификацией “лингвист - переводчик с арабского языка”. Такая возможность у студентов появилась благодаря соглашению медресе “Мухаммадии” и ТАРИ о совместной деятельности. Юноши и девушки двух первых курсов обучаются отдельно. Это связано с положением в Исламе о сегрегация полов. На младших курсах происходит основное приобщение личности к Исламу, воспитание, усиление веры в Аллаха (Иман), приобретение ЗУН в области именно религиозных дисциплин, реализация обрядовой стороны исламского воспитания. На старших же курсах, когда “Иман достаточно сильный”, т.е. знания в области религиозных мусульманских наук перешли в убеждения и полностью реализуются в жизни в ходе взаимодействия со средой, обществом, юноши и девушки обучаются вместе. На старших же курсах обучения больше внимания уделяется уже общим гуманитарным предметам. В настоящее время медресе располагается в двух основных зданиях: мужское и женское. В мужском здании находятся административный корпус, учебные классы для юношей младших курсов и для студентов объединенных групп старших курсов, компьютерный зал, комната для совершения молитв (мусалла), столовая. Кроме того, у иногородних студентов есть возможность жить в общежитии, мужское отделение которого прилегает к главному зданию. Женское отделение предназначено для студенток младших курсов. Здесь также находятся учебные классы, женское общежитие, столовая и молельня. Студенты медресе, обучаясь также и обрядовой стороне ислама, должны соблюдать основные правила, предписанные мусульманам. Девушки одеваются согласно законам Шариата, т.е. носят так называемый хиджаб. Такая форма предполагает покрытие головы и шеи (обычно девушки носят платок), кроме того, платье должно быть свободным и закрывать полностью все части тела, оставляя открытыми кисти рук. При организации учебно-воспитательного процесса учитывались все возможности и условия, как для соблюдения мусульманских обрядов, так и для наиболее успешной работы и учебы. Так, достаточное внимание уделяется психологическим, физиологическим, учебным потребностям и особенностям, личным интересам студентов.
        До начала занятий студенты читают утренний намаз, завтракают, готовят аудитории к началу занятий, которые начинаются в 8 часов утра. На протяжении шести дней студенты всех курсов занимаются по пять часов в день аудиторно. Урок длится 50 минут, между занятиями 10 минут перемена. После последнего урока все студенты и преподаватели совершают дневной намаз, а затем обедают. Следует также отметить, что при медресе есть две столовые. Готовят профессиональные повара, а дежурные по медресе им в этом помогают. Пища готовится только из разрешенных мусульманских продуктов. Питание для всех студентов и преподавателей бесплатно. Так, после обеда у студентов достаточно много времени для подготовки домашнего задания, занятий спортом, работы в компьютерном зале, чтения книг в библиотеке медресе и совершения молитв в мечети медресе. Следует также добавить, что в медресе очень четко организованная работа и строгая дисциплина.
        Подробнее хотелось бы поговорить о составе студентов и преподавателей. В медресе обучаются юноши и девушки со всей республики Татарстан, других республик и округов Российской Федерации. При поступлении в медресе не существует никаких национальных и возрастных ограничений. Здесь можно встретить людей разных национальностей: русских, башкир, чуваш, арабов, украинцев и естественно подавляющее большинство студентов татары. Вопрос национальности никогда не является спорным в медресе, т.к. Ислам учит национальной терпимости и сотрудничеству между народами. Преподавательский состав также многонационален. В основном это либо наши, татарстанские преподаватели, либо носители языка, специалисты из Арабских стран: Иордании, Египта, Судана, Сирии, Ливана.
 
Организация учебно-воспитательного процесса. Учебная деятельность медресе. 
 
Согласно основным задачам медресе, его учебная деятельность реализуется в трех направлениях:
- предметы религиозной направленности
- предметы общегуманитарные
- языковедческие дисциплины
       Изучение наук в этих направлениях четко распределены на всех курсах. Хотя на первых двух годах обучения большой акцент делается на изучение предметов религиозной направленности и арабского языка. На старших курсах больше общегуманитарных дисциплин. В блок религиозных предметов входят:
      - Вероучение (акида), этот предмет дает знания, глубокое осмысление философии, логики Ислама; рассматривает вопросы смысла человеческой жизни, его места в мире, обществе семьи, воспитывает любовь и покорность Создателю, благодарность за Его дары; Этот предмет изучается с первого по третий курс, на русском и татарском языках.
       - Чтение (таджвид) и толкование Корана (тафсир). Эти предметы изучаются на арабском языке и дают знания, умения и навыки определенных правил чтения Корана: фонетических явлений, мелодии, ритма; а также толкования смыслов сур и аятов Корана. Таджвид преподается только на первом курсе, а тафсир - с первого курса по пятый.
       - Жизнеописание Пророка (Сира) и Учение Пророка (Хадис). Данные предметы изучаются с первого по четвертый курс сначала на родном языке: русском или татарском, а затем на арабском языке. Последние четыре дисциплины обладают огромнейшим воспитательным потенциалом. Как известно, воспитание в Исламе основывается на двух источниках религии: Коран и Сунна. Изучая источники Ислама, человек постигает саму религию, становится “истинно мусульманской личностью: эти предметы основные в учебной программе. Для лучшего их усвоения обучение ведется на родном языке на младших курсах и на арабском языке на старших. Количество часов, отведенных на изучение этих предметов, уменьшается к концу обучения.
       - Исламская этика (ахляк). На уроках этики студенты познают правила поведения, мышление, мотивы, потребности “истинно мусульманской личности”; Категории добра и зла, богоугодные и грешные деяния. Предмет изучается с первого по третий курс сначала на родном, затем на арабском языке. Для девочек первого курса существует специальный предмет “женщина в Исламе”, на котором подробно изучаются правила поведения, одежды женщины, основные наставления семейной жизни и  воспитания детей в духе Ислама.
        - Фикх. Это и юриспруденция Ислама, и правила совершения основных обрядов, столпов религии. Изучается с первого по четвертый курс на родном и арабском языке.
          - История Ислама. Рассматриваются основные этапы развития религии. Изучается на третьем курсе, на родном языке.
         - Воспитание в Исламе. Это своеобразная педагогическая наука, мусульманская педагогика. Рассматривает вопросы сущности, принципов, методов, средств воспитания в Исламе, большое внимание уделяется семейному воспитанию. Преподается на пятом курсе, на арабском языке.
          - И последний предмет - Призыв к Исламу. Он преподается на последнем
курсе и дает знания по правилам, способам и методам призыва, приобщения народа к Исламу.
         Таким образом, блок религиозных предметов представлен одиннадцатью дисциплинами, которые изучаются на протяжении всего курса обучения. Однако основное их усвоение происходит на младших курсах, с целью воспитания и укрепления Имана.
        Следующий блок изучаемых в медресе предметов, представлен дисциплинами непосредственно-языкового направления. Это несколько разделов арабского языка: практика речи, грамматика, морфология, чтение, литература, наука красноречия, стихосложение. Причем при изучении арабского языка также соблюдается принцип “от простого к сложному”. На младших курсах изучается непосредственно сам язык: грамматика, морфология. Студенты практикуются в зыке на уроках фонетики, практики речи и чтении. На старших курсах вводятся более сложные предметы языковедческого плана: красноречие, литература, стихосложение. На последнем курсе студенты вооружаются знаниями практического использования языка в своей профессиональной деятельности на уроках по теории перевода, методике преподавания иностранных языков и отдельно методике преподавания арабского языка. Кроме того, на протяжении пяти курсов студенты изучают татарский язык и литературу, а на последнем году обучения - английский язык.
 
Общегуманитарный блок предметов включает в себя изучение следующих дисциплин:
        - Информатика. В медресе существует специальный учебный компьютерный зал, где студенты с первого по пятый курс обучаются основам информатики и компьютерной грамотности. Знания, умения и навыки, приобретенные при изучении данного предмета позволяют развивать аналитическое мышление, логику, а кроме того студенты смогут уверенно войти в жизнь, найти применение своим знаниям и быть хорошо информированным человеком, полноценным членом современного общества.
      - История Татарстана. На протяжении двух лет (третий и четвертый курс) студенты медресе подробно изучают историю своего родного края. Знания своей истории позволяет вселить в юные сердца гордость за свой народ. Кроме того человек приобщается к культуре через перенятие исторического опыта.
        - Педагогика и психология это необходимые и важные предметы, по мнению самих студентов. Многие из них собираются преподавать, работать с людьми, призывать и учить Исламу. Естественно знания в области этих наук становятся важными но, к сожалению, изучаются эти дисциплины лишь один год на последнем курсе.
       - Страноведение. Изучая данный предмет, студенты знакомятся с историей, географическим положением, экономикой, политикой, культурой стран, язык которых изучают и народ которых также исповедует Ислам.
       - Философия религии мира. На уроках по этому предмету студенты имею возможность анализировать, сравнивать и изучить философию самых разнообразных религий, верований, течений мира. Сочетание предметов как религиозного направления, общегуманитарных так и языковых создают благоприятные условия для эффективного развития всесторонне развитой и истинно мусульманской личности и хороших специалистов в области арабского языка. Своеобразной и во многом эффективной является балловая система оценок в медресе. Так, знания студентов могут оцениваться отдельными преподавателями по их усмотрению на каждом уроке, однако оценки не фиксируются. На протяжении каждого семестра (I семестр: с 1 сентября по 30 декабря, II семестр с 15 января по 30 мая) по каждому отдельному предмету проходят два зачета. Для этого специально отводится “зачетная неделя”. Преподаватели не ограничены в выборе формы и заданий зачета. Однако ответ студента максимально оценивается в двадцать баллов. Кроме этого преподаватель награждает студентов за их старание, активность, отношение к занятиям поощрительными баллами (максимально 10 баллов). В конце каждого семестра на протяжении пяти дней каждый день все студенты медресе единовременно пишут экзаменационные тесты. Это заранее продуманные задания разных типов, включающие вопросы по всем пройденным ранее разделам предмета и отражающие полные знания студентов; отпечатанные отдельно для каждого. Работа оценивается максимально в 50 баллов. Все студенты в девять утра садятся на специально для каждого отведенное место. На каждой парте указаны данные экзаменующихся. Причем в одной аудитории сидят студенты разных курсов, а за одной партой и за соседними не сидят люди, пишущие одинаковую работу. В аудитории два преподавателя контролируют дисциплину. Списывание и подсказывание просто невозможно. Тем самым обеспечивается достоверная оценка знаний. Тест длится ровно два часа, затем все преподаватели проверяют вместе работы. Преподаватель специалист по конкретному предмету проверяет работу, двое помощников, объективные преподаватели подсчитывают баллы. Все данные каждого студента заносятся в журнал: оценки за два зачета, поощрительные и экзаменационные баллы. Таким образом, максимальная оценка по каждому предмету за семестр составляет сто баллов. Наиболее успевающих, отличников, награждают за старание и хорошие результаты грамотой и ценными призами в торжественной обстановке в присутствии всех студентов медресе. Такая система стимулирования и оценивания имеет свои достоинства и недостатки. Во-первых, темп и обстановка во время экзаменационной и зачетной недели очень напряженные. Студенты испытывают сильную нагрузку. Нет возможности подготовиться и расслабиться. С другой стороны такая напряженность стимулирует студентов на добросовестное, систематическое обучение и подготовку.
        Во-вторых, письменная форма экзаменов несколько ограничивает общение, упускается личностный момент, непосредственное впечатление, которое возможно при устном ответе. Хотя такая система
- четко организована
- экономична во времени
- позволяет проверить знания по всему материалу предмета, а не по одному вопросу
- отсутствует элемент случайности, везения
- нет возможности для подсказывания и списывания
      Таким образом, оценка в таких тестах во многом объективна, а значит, сама
форма достаточно эффективна.
 
Внеаудиторная (воспитательная деятельность)
 
         Разделение деятельности медресе на учебную и воспитательную деятельность условно. Во время учебных занятий, и внеаудиторных мероприятий создаются условия для приобретения знаний, умений, навыков в области различных наук, происходит нравственное, духовное становление личности, реализуются умственное, физическое, эстетическое, экономическое трудовое воспитание. Взаимосвязанный и системный подход в воспитании и обучении является эффективным для формирования всесторонне развитой, свободной, культурной личности.
        Внеаудиторная деятельность медресе в воспитании своих студентов представляется довольно-таки интересной в разнообразии своих форм. Как уже отмечалось, большинство студентов медресе живут в общежитии медресе, что создает условия для их более тесного общения, формирования коллективов, совместной деятельности. Разумным и оправданным является создание должности “свободного” воспитателя. Так и у девушек, и у юношей есть воспитатель (обычно бывший выпускник медресе), который не занят в учебном процессе и занимается организацией быта, досуга, развлечений, познавательных и занимательных мероприятий. Кроме того воспитатель это и опытный товарищ, друг, помощник, советник для каждого студента. Воспитатель также следит за порядком, дисциплиной, внешним видом и поведением студентов и проводит их коррекцию, если это необходимо. Все преподаватели медресе, во-первых, составляют очень сплоченный дружный коллектив, во-вторых, активно участвуют и организуют различные мероприятия медресе, в-третьих, также являются и воспитателями, очень внимательно относятся к каждому студенту, следят за их нравственным становлением.
          Спортивные мероприятия. При медресе есть небольшое футбольное поле. Так юноши в свободное время имеют возможность играть в спортивные различные игры. Существует также своя организованная футбольная команда. Медресе активно принимает участие во всевозможных состязаниях, соревнованиях между Вузами города. Также в общежитии медресе, как для девушек, так и для юношей есть отдельные спортивные залы, где студенты могут играть в настольный теннис, шахматы и потренироваться на тренажерах. Таким образом, в медресе созданы условия для физического развития молодежи.
          Лекторий. В медресе регулярно организуются лекции на различные темы для всех студентов. Для этого специально приглашаются специалисты, интересные люди. Темы лекции имеют как чисто религиозную, так и общегуманитарную просветительскую направленность. Так студенты могут познакомиться с экономикой, политическим строем, культурой, системой образования различных стран. Прослушать лекции о здоровом образе жизни. различных этических проблемах; познакомиться с творчеством деятелей культуры и искусства и т.д. После лекции обычно проводятся диспуты, обсуждения проблем, затронутых в лекции. Студенты учатся вести диалог, отстаивать свои убеждения.
           Соревнования знаний между студентами. Это соревнование организуется между юношами и девушками одного курса в присутствии всех студентов и преподавателей медресе. Так, каждый преподаватель готовит несколько вопросов по своему предмету для команд, состоящих из пяти человек, и сам же оценивает их ответы по пяти бальной системе. Кроме серьезных вопросов могут быть задания на шуточные или на общие знания и эрудицию. Такие соревнования “подтягивают” студентов, стимулируют их на дальнейшие успехи в учении, постоянно держат студентов в форме. Победители награждаются призами.
          КВН. Эта игра проводится ежегодно отдельно среди юношей и девушками. Пять команд (с первого по пятый курс) соревнуются между собой в шутках, веселых, иногда очень критичных, красивых, музыкальных номерах. Игра очень захватывающая, зрелищная. Все студенты за два, три месяца серьезно готовятся к этому мероприятию. Побывав на этом шоу, где искрометный юмор не дает расслабиться и заскучать, я была поражена той свободе и раскрепощенности, открытости, артистизму, творчеству, юмору и таланту студентов.
         Праздники. В медресе внимательно относятся ко всем праздникам. Естественно все мусульманские праздники очень широко отмечаются; тем самым, приобщаясь к культуре этой религии. Об истории этих праздников, их значимости студенты узнают на уроках. Затем реализуют свои знания в жизни, отмечая их в кругу семьи и друзей. Обычно все во время праздника читают специальный намаз, устраивается чаепитие или наоборот держат пост. Иногда даже устраиваются небольшие каникулы, например на праздник Курбан-байрам.
         Кроме религиозных праздников в медресе также отмечаются традиционные в России: Международный женский день, новый год и т.д. Поездки и экскурсии. Весной в медресе организуются различные поездки за город на природу, на теплоходе в различные города: Булгары, Ульяновск, Свияжск. Таким образом, студенты могут познакомиться с историей, памятниками культуры родного края, набраться впечатлений и просто отдохнуть, развлечься и пообщаться с друзьями. Кроме того, для особенно активных и старательных студентов организуются поездки за рубеж на стажировку. Так, практически каждый год несколько студентов выезжают в Иорданию, Египет, Саудовскую Аравию и ОАЭ как на учебу, так и на различные съезды, конференции мусульманской молодежи. Так студенты медресе имеют редкую возможность увидеть своими глазами, прочувствовать, понять изнутри культуру, быт стран, язык которых они изучают; усовершенствовать, попрактиковать арабский язык в живой атмосфере, языковой среде; кроме того, получить дополнительные знания и впечатления и проявить себя, показать потенциал нашей республики за рубежом.
        В медресе также есть возможность смотреть программы на иностранных языках, транслируемых по спутниковому телевидению. Причем это является доступным для всех студентов в любое время. Также у каждой группы есть несколько магнитофонов и большое количество различных кассет, обучающих языковых, записи чтения Корана, лекции на религиозные темы и просто музыкальных. Кроме того, в медресе также есть синтезатор, что дает возможность студентам развивать свои музыкальные данные. Просветительская деятельность. Открытость. Бытует мнение, что студенты религиозного медресе скованны и замкнуты, а само учебное заведение закрыто для других. Это ошибочное мнение. В течение всего учебного года группы студентов посещают с ознакомительными лекциями в другие Вузы. Между молодежью устраиваются встречи, знакомства, обсуждение различных общественных и религиозных проблем, диспуты, устанавливаются дружеские отношения. Так, студенты медресе учат других и сами учатся взаимодействию, терпимости и взаимоуважению, ведению диалога разных культур. Учатся жить в согласии с другими. Двери медресе открыты для каждого.
        Это далеко не все мероприятия, проводимые в “Мухаммадии”. Кроме перечисленных в медресе также проводятся различные студенческие “посиделки”, “девичники” с играми, танцами и пением; вечера татарской культуры, посвященные какому-либо празднику или же творчеству деятелей татарской национальной культуры, и т.д.
         Четко-организованная, целенаправленная, разнообразная по формам, стимулирующая учебная и внеаудиторная деятельность создают благоприятные условия для всестороннего развития человека культуры, “истинно мусульманской личности”, что является основной задачей любого образовательного учреждения - создание условий.
 
Совместная образовательная деятельность КВММ “Мухаммадии” и ТАРИ.
       Одним из важнейших факторов наиболее полного всестороннего образования является взаимодействие, диалог различных образовательных систем. Так в целенаправленном учебно-воспитательной деятельности медресе созданы условия для реализации данного фактора. Кроме того, КВММ “Мухаммадия” заключило соглашение с Татаро-Американским Региональным институтом соглашение о совместной образовательной деятельности, что явилось наиболее полным отражением интеграции двух культур воспитания.
 
        Основной задачей медресе, как религиозного учебного заведения, является воспитание “истинно мусульманской личности”, способной к национальной и культурной самоидентификации. С подписанием данного соглашения возможности для получения профессионального, полного высшего образования расширились.
         Так, студенты медресе, получив глубоки знания в области религиозных наук, изучив арабский язык на довольно-таки высоком уровне, познав и впитав культуру Ислама, его обрядовую сторону, воспитав и укрепив в себе Иман (веру в Создателя), имеют реальную возможность расширить свои знания в области общегуманитарных и специальных языковых дисциплин. Студенты последнего курса медресе поступают на заочное отделение ТАРИ по специальности “Лингвистика”, квалификацией “бакалавр лингвистики, переводчик с арабского языка”. Срок обучения в ТАРИ два года. Таким образом, общий срок обучения студентов “Мухаммадии” составляет шесть лет. Предварительно старших курсов медресе студенты проходят подготовительный этап обучения специальности. Так вводятся предметы: Теория перевода, английский язык, методика преподавания иностранных языков, педагогика.
       Чтобы понять логику взаимодействия двух образовательных систем, их интеграцию необходимо владеть информацией об их целях и задачах, структуре и содержании их учебно-воспитательной деятельности. Опыт медресе “Мухаммадии” мы подробно рассмотрели ранее. Теперь я постараюсь описать деятельность ТАРИ. Татарско-американский региональный институт является государственным высшим образовательным учреждением, реализующим программы высшего, среднего, профессионального начального образования, а также после вузовского, дополнительного профобразования, курсовой подготовки и преподготовки. ТАРИ осуществляет научные исследования и предпринимательскую деятельность, участвует в международных проектах и программах. В основе философии деятельности ТАРИ лежат три принципа: Принцип открытых дверей означает, что каждый человек старше 15 лет (верхний возрастной предел не существует ) может выбрать себе образовательную программу по совету центра планирования карьеры и обучаться по ней удобное для него количество месяцев или лет. Это означает, что, получив диплом об образовании первого уровня, он может уйти работать и вернуться через 1, 2, З... года и продолжить обучение по той же программе на более высоком уровне образования. Как уже было отмечено ранее, студенты медресе “Мухаммадия” проходят обучение по направлению “Лингвистика и межкультурная коммуникация” по специальности “лингвист, переводчик с арабского языка”. Форма обучения заочная, срок - 2 года. Специалисты ТАРИ совместно с преподавателями медресе разработали специальную программу и учебный план для студентов “Мухаммадии”.
         Обучаясь в ТАРИ, бывшие студенты медресе “Мухаммадия” имеют возможность расширить свои знания в общегуманитарных науках. Они становятся активными участниками деятельности института, стараются использовать все возможности, предоставляемыми этим учебным заведением, в расширении своего кругозора, совершенствовании своих профессиональных знаний, умении и навыков и приобщении к жизни в современном обществе. Этот процесс социализации и культуризации проходит наиболее эффективно на основе формирования качеств “истинно мусульманской личности”, воспитании духовности и нравственности, на основе полученных в медресе знаний и убеждений.
 

Условия приема в Казанское Высшее "Мусульманское Медресе "Мухаммадия”