п»ї
Мечеть «Нурулла» |
Мечеть “Нурулла”
Казань, ул. Кирова, 74/15
Другие названия: “Сенная”, “Юнусовская”, “СедьРСая соборная”.
Построена Р Р† 1845-49 годах Р С—Р С• проекту архитектора Р С’. Р С™. ЛоРСана РєРѕРСР Серции советникаРСР С‘ братьяРСР С‘ Р ВбрагиРСР С•Р С (1806-1886) Р С‘ Р ВРЎРѓРЎвЂ¦Р В°Р С”Р С•Р С (1810-1884) ЮнусовыРСР С‘ Р Р…Р В° средства, завещанные РёС… Р С•РЎвЂљРЎвЂ Р С•Р С - Р С”РЎС“Р С—РЎвЂ Р С•Р С Р С—Р ВµРЎР‚Р Р†Р С•Р в„– гильдии Губайдуллой РњСѓС…Р°РСетрахиРСР С•Р Р†Р С‘РЎвЂЎР ВµР С Р В®Р Р…РЎС“РЎРѓР С•Р Р†РЎвЂ№Р С (1776- 1849).
Р’ 1890-1908 годах обязанности РёРСР°РС-хатиба исполнял видный общественный Р С‘ политический деятель, издатель газеты “Азат” Габдулла АбдулкариРСРѕРІРёС‡ Апанаев. Мечеть была закрыта Р С—Р С•РЎРѓРЎвЂљР В°Р Р…Р С•Р Р†Р В»Р ВµР Р…Р С‘Р ВµР С Р В¦Р ВР С™ Татреспублики РѕС‚ 16 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1929 РіРѕРґР°, Р В° Р Синарет разобран. Р’ 1990 возвращена Р С–Р С•РЎРѓРЎС“Р Т‘Р В°РЎР‚РЎРѓРЎвЂљР Р†Р С•Р С Р С•Р В±РЎвЂ°Р С‘Р Р…Р Вµ верующих Р С‘ получила СЃРѕРІСЂРµРСенное название. Р’ 1990-95 Р С–Р С–. Р Сечеть реставрирована Р С‘ реконструирована РЎРѓ Р Р†Р С•РЎРѓРЎРѓРЎвЂљР В°Р Р…Р С•Р Р†Р В»Р ВµР Р…Р С‘Р ВµР С Р Синарета Р С—Р С• проекту архитектора Р В . Р’. Р вЂР ёР»СЏР»РѕРІР°.
Расположена Р С—Р С• диагонали квартала Р С‘ Р СР С‘Р Р…Р В°РЎР‚Р ВµРЎвЂљР С•Р С Р Р†РЎвЂ№РЎвЂ¦Р С•Р Т‘Р С‘РЎвЂљ Р Р…Р В° СѓРіРѕР» пересечения нынешних улицКирова Р С‘ Парижской РєРѕРСР ССѓРЅС‹. РЈРіРѕР» квартала застроен Р С—Р С• периРСетру одноэтажныРСР С‘ зданияРСР С‘ бывших торговых лавок Сенного базара, Р В° ныне используеРСых как служебные РїРѕРСещения Р Сечети “Нурулла”. Р’ РѕСЃРЅРѕРІСѓ архитектурно-планировочного решения Сенной Р Сечети положен образцовый проект Р Сечети 1844 РіРѕРґР°. РўРёРї зальной купольной Р Сечети РЎРѓ РїСЂРёРСРЎвЂ№Р С”Р В°РЎР‹РЎвЂ°Р С‘Р С РЎРѓ северной стороны назеРСР Р…РЎвЂ№Р С Р СинаретоРС. Двухэтажное здание Р Р† форРСР Вµ вытянутого РІРѕСЃСЊРСигранника Р Р† плане РёРСеет РѕР±СЉРµРСРЅРѕРµ каскадно-СЏСЂСѓСЃРЅРѕРµ построение. Первый этаж РёРСеет служебно-хозяйственное назначение. Овальное внутреннее пространство РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ этажа разделено аркаРСР С‘ Р Р…Р В° Р Солельные залы. Снаружи СЃРёРСР Сетричный Р С•Р В±РЎР‰Р ВµР С РЎРѓ выступающей Р С—Р С• высоте центральной частью перекрыт Р С”Р С‘Р В»Р ВµР Р†Р С‘Р Т‘Р Р…РЎвЂ№Р С Р С”РЎС“Р С—Р С•Р В»Р С•Р С РЎРѓ луковичной главкой. РљСѓРїРѕР» Р Р…Р В° Р Р…Р ВµР Р†РЎвЂ№РЎРѓР С•Р С”Р С•Р С РЎвЂ Р С‘Р В»Р С‘Р Р…Р Т‘РЎР‚Р С‘РЎвЂЎР ВµРЎРѓР С”Р С•Р С Р С•РЎРѓР Р…Р С•Р Р†Р В°Р Р…Р С‘Р С‘ Р Р† интерьере центрального зала раскрывается полусферой. Михрабный выступ Р Р…Р В° РЎР‹Р В¶Р Р…Р С•Р С РЎвЂћР В°РЎРѓР В°Р Т‘Р Вµ отсутствует. Р РѕРСантический образ Р Сечети сложился Р Р† большей степени РёР·-Р В·Р В° форРСС‹ Р Синарета, живо напоРСинающей булгарские Р Синареты. Впервые после Р Сноговекового перерыва Р Р† Р СРѕРЅСѓРСентальной культовой архитектуре татар сделана попытка соединить разорванную СЃРІСЏР·СЊ РІСЂРµРСен Р С‘ традиций. Р СњР В° РЎв‚¬Р ВµРЎРѓРЎвЂљР С‘Р С–РЎР‚Р В°Р Р…Р Р…Р С•Р С РЎвЂљР В°Р СР±СѓСЂРµ РЎРѓ Р С”Р С•Р Р…РЎС“РЎРѓР С•Р Р†Р С‘Р Т‘Р Р…РЎвЂ№Р С Р С—Р С•Р С”РЎР‚РЎвЂ№РЎвЂљР С‘Р ВµР С РЎС“РЎРѓРЎвЂљР В°Р Р…Р С•Р Р†Р В»Р ВµР Р… утончающийся кверху цилиндрический ствол Р Синарета. РћРЅ завершен Р Р…Р ВµР Р†РЎвЂ№РЎРѓР С•Р С”Р С‘Р С РЎРЏРЎР‚РЎС“РЎРѓР С•Р С РЎРѓ небольшиРСР С‘ РїСЂСЏРСоугольныРСР С‘ РїСЂРѕРµРСР°РСР С‘, ассоциирующиРСРёСЃСЏ РЎРѓ зубцаРСР С‘ средневековых башен. Р СџР С• винтовой лестнице практически глухого ствола Р Сожно подняться Р Р…Р В° РєСЂСѓРіРѕРІРѕР№ балкон азанчи. Р Внтерьеры реконструированы Р С—Р С• проекту Р В . Р’. Р вЂР ёР»СЏР»РѕРІР°. Полукруглый РєСѓРїРѕР» Р±РёСЂСЋР·РѕРІРѕРіРѕ цвета парит над залоРС. Витражи круглых РѕРєРѕРЅ отбрасывают Р Р…Р В° РїРѕР» Р С‘ стены зала цветные пятна света. РљРѕРСната для РѕРСовений Р Р…Р В° Р С—Р ВµРЎР‚Р Р†Р С•Р С РЎРЊРЎвЂљР В°Р В¶Р Вµ облицована Р ССЂР°РСР С•РЎР‚Р С•Р С Р С‘ украшена Р Т‘Р ВµР С”Р С•РЎР‚Р В°РЎвЂљР С‘Р Р†Р Р…РЎвЂ№Р С РЎвЂћР С•Р Р…РЎвЂљР В°Р Р…Р С•Р С РЎРѓ резной чашей. РџР°РСятник татарской культовой архитектуры, являющийся РЎРЊРЎвЂљР В°Р С—Р Р…РЎвЂ№Р С Р Р† ее развитии Р С‘ положивший начало распространению РЅРѕРІРѕРіРѕ типа Р Сечетей РЎРѓ назеРСР Р…РЎвЂ№Р С Р СР С‘Р Р…Р В°РЎР‚Р ВµРЎвЂљР С•Р С Р Р† торце здания. Выдержан Р Р† стиле эклектики национально-СЂРѕРСантического направления.