Мечеть «Нурулла»
Версия для печати

Мечеть “Нурулла”

Казань, ул. Кирова, 74/15

25,84 KbДругие названия: “Сенная”, “Юнусовская”, “Седьмая соборная”.

Построена в 1845-49 годах по проекту архитектора А. К. Ломана коммерции советниками братьями Ибрагимом (1806-1886) и Исхаком (1810-1884) Юнусовыми на средства, завещанные их отцом - купцом первой гильдии Губайдуллой Мухаметрахимовичем Юнусовым (1776- 1849).

В 1890-1908 годах обязанности имам-хатиба исполнял видный общественный и политический деятель, издатель газеты “Азат” Габдулла Абдулкаримович Апанаев. Мечеть была закрыта постановлением ЦИК Татреспублики от 16 ноября 1929 года, а минарет разобран. В 1990 возвращена государством общине верующих и получила современное название. В 1990-95 гг. мечеть реставрирована и реконструирована с восстановлением минарета по проекту архитектора Р. В. Билялова.

Расположена по диагонали квартала и минаретом выходит на угол пересечения нынешних улиц Кирова и Парижской коммуны. Угол квартала застроен по периметру одноэтажными зданиями бывших торговых лавок Сенного базара, а ныне используемых как служебные помещения мечети “Нурулла”. В основу архитектурно-планировочного решения Сенной мечети положен образцовый проект мечети 1844 года. Тип зальной купольной мечети с примыкающим с северной стороны наземным минаретом. Двухэтажное здание в форме вытянутого восьмигранника в плане имеет объемное каскадно-ярусное построение. Первый этаж имеет служебно-хозяйственное назначение. 25,98 KbОвальное внутреннее пространство основного этажа разделено арками на молельные залы. Снаружи симметричный объем с выступающей по высоте центральной частью перекрыт килевидным куполом с луковичной главкой. Купол на невысоком цилиндрическом основании в интерьере центрального зала раскрывается полусферой. Михрабный выступ на южном фасаде отсутствует. Романтический образ мечети сложился в большей степени из-за формы минарета, живо напоминающей булгарские минареты. Впервые после многовекового перерыва в монументальной культовой архитектуре татар сделана попытка соединить разорванную связь времен и традиций. На шестигранном тамбуре с конусовидным покрытием установлен утончающийся кверху цилиндрический ствол минарета. Он завершен невысоким ярусом с небольшими прямоугольными проемами, ассоциирующимися с зубцами средневековых башен. По винтовой лестнице практически глухого ствола можно подняться на круговой балкон азанчи. Интерьеры реконструированы по проекту Р. В. Билялова. Полукруглый купол бирюзового цвета парит над залом. Витражи круглых окон отбрасывают на пол и стены зала цветные пятна света. Комната для омовений на первом этаже облицована мрамором и украшена декоративным фонтаном с резной чашей. Памятник татарской культовой архитектуры, являющийся этапным в ее развитии и положивший начало распространению нового типа мечетей с наземным минаретом в торце здания. Выдержан в стиле эклектики национально-романтического направления.