Исторический очерк
Версия для печати

14,47 KbИслам органично связан с многовековой историей духовной культуры татарского народа. На протяжении более чем целого тысячелетия он играл определяющую роль в формировании уклада жизни, системы образования, мировоззрения и духовных ценностей татарского общества. 
Процесс проникновени и распространени мусульманской религии в Среднем Поволжье, по мнению ряда исследователей, начинает свой отсчет на рубеже VII-VIII столетий нашей эры. В 922 году союз болгарских племен признал ислам официальной государственной религией. Посольство арабского халифа, прибывшее в Волжскую Болгарию, политически оформило исламизацию одного из крупнейших раннефеодальных государств Восточной Европы. Строительство мусульманских культовых сооружений в Среднем Поволжье началось задолго до официального принятия ислама болгарами. Об этом в частности свидетельствуют арабо-персидские источники Х века. О соборных мечетях в болгарских городах указывали: Ибн-Русте, Ибн-Фадлан, аль-Балхи, Ибн-Хаукал, Йакут, и позднейшие авторы средневековых географических сочинений.
 22,25 KbДо наших дней дошли археологические остатки зданий мечетей в Билярском и Суварском городищах (Х-ХШвв.). В период Золотой Орды монументальная архитектура болгарских городов переживает расцвет. Строятс монументальные деревянные и каменные мечети, в которых, по мнению ученых, сочетались формы сельджукской архитектурной школы и местного зодчества: Болгарская соборная мечеть (1260-е годы), Малый минарет (I половина XIVa., ныне Болгарский государственный историко-архитектурный заповедник) Мечеть "Чертова городища" (XII в., г. Елабуга).
После упадка Волжско-Камской Болгарии развитие ислама и мусульманской культовой архитектуры в регионе продолжилось в рамках Казанского ханства. Памятники мусульманской культовой архитектуры периода Казанского ханства не сохранились. Известны лишь письменные свидетельства о казанских мечетях: Нур-Али, Отучевой, Ханской и многоминаретной мечети Кул Шариф, разрушенных наряду с сотнями сельских мечетей русскими войсками при завоевании ханства. Монументальная культовая архитектура предков татар прекратила свое развитие.
 17,26 KbВ новых условиях, когда ислам из государственной религии превратился в подавляемую, жизнеспособным оказался тип небольшой мечети, сложившийся в местных условиях на основе традиционных конструктивных решений и материалов. Потеря татарами государственности гибельно сказалась и на традиционных политических и религиозных институтах. Вплоть до конца XVIII столетия ислам подвергался жестоким гонениям. Антимусульманская политика Российского самодержавия, опиравшаяся на насильственную христианизацию нерусского населения, в этот период активно сочеталась с ограничениями гражданских и имущественных прав мусульманского духовенства, всей верхушки татарского общества. В последовавшем в 1593 г. царском наказе казанским воеводам было строжайше приказано - "и вы б мечети татарские все велели посметати, впред татарам мечети однолично ставити не велели..." Краткий период ослабления религиозного преследования татар в правление Софьи Алексеевны в конце XVII столетия, сменился в первой половине XVIII века новым всплеском кампании насильственной христианизации, связанным в первую очередь с деятельностью в крае Новокрещенской конторы. Резкую антимусульманскую и антитатарскую направленность имел опубликованный в ноябре 1742 года сенатский указ "О недопущении в Казанской губернии строить мечети...". На практике это привело к повсеместному разрушению мечетей. За полтора года, прошедших после издания указа, в Казанском уезде и в самой Казани было уничтожено 418 из 536 мечетей, среди которых были и построенные " еще до взятья под российское владение Казани, а другие назад тому лет от 200 и ниже.." и оскорбительные для чувств мусульман действия правительства вызвали в ответ резкий протест, татарского населения, многочисленные жалобы и прошения о восстановлении мечетей. В 1744 г. Сенат пошел на символические уступки, разрешив казанским татарам строительство двух мечетей в Татарской слободе и установив положения, жестко ограничившие условия возведени мечетей, их количество и численность прихожан.
 16,88 KbИсключалась постройка мечети в селениях, где совместно проживали мусульмане и новокрещены. Махаллю должны были составлять не менее чем 200 ревизских душ мужского пола. Эти и другие ограничения просуществовали без значительных изменений почти до конца XIX века. Сельская культова архитектура продолжала существовать в формах Деревянного народного зодчества. Традиционный местный тип мечети представлял срубную клеть, покрытую двух или четырехскатной крышей, которую прорезал минарет. Михрабом мечеть должна ориентироваться на Мекку, на юг (точнее, направление продольной оси мечети и михраба отклоняется к западу на 11 градусов). Вход в мечеть в зависимости от ситуации располагается на северном, восточном или западном фасадах. Причем в последних случаях при анфиладном расположении помещений вход устраивалс ближе к северо-западному или северо-восточному углу. В правление Екатерины II религиозная политика самодержавия по отношению к мусульманам России существенно пересматривается. События Крестьянской войны 1773-1775 годов, колониальная политика царизма в Средней Азии, борьба за влияние на южных границах и русско-турецкие войны, укрепление "просвещенного" абсолютизма в стране потребовали от правительства определенных усилий по стабилизации социально-экономической ситуации в таком взрывоопасном регионе как Среднее Поволжье, по привлечению к сотрудничеству верхушки татарского общества и мусульманского духовенства.
 25,76 KbОдним из первых мероприятий царизма в этом направлении стало официальное признание в 1773 году за исламом статуса терпимой религии, а затем и издание целого ряда указов, ослаблявших прежние гонения на мусульманских священнослужителей. Продуманной акцией стало и учреждение в 1788 году Духовного собрания, в чье ведение было передано управление мусульманским духовенством внутренней России. Вместе с тем, реальное положение дел по-прежнему характеризовалось игнорированием религиозных чаяний и требований татарских общин, жестким регулированием жизни мусульманской приходской организации. Строительство новых кирпичных мечетей в Казанском крае началось с конца 60-х годов XVIII в. Используя традиционный тип зальной мечети с минаретом на крыше, сложившийся и распространенный в деревянном зодчестве татар, русские профессиональные архитекторы строили мечети в общероссийских стилевых формах. Первые кирпичные мечети во второй половине XVIII века были построены после многократных обращений татарского купечества с личного разрешения императрицы Екатерины II. Это были кирпичные одно - двухзальные мечети с хозяйственным подклетом или первым этажом и с минаретом на крыше.
 13,75 KbМинареты, как правило, были ярусные двух типов: со световым фонарем азанчи (открытым или остекленным) и с балконом вокруг светового фонаря. Яруса различались по форме, размерам и разделялись карнизами с небольшими кровельками. В оформлении первых мечетей: Марджани, Апанаевской в Казани, в селениях Маскара, Нижние Берески, Кшкар Казанского уезда использовано сочетание элементов архитектуры барокко и татарского декоративного искусства. В конце XVIII - первой трети XIX веков в других формах классицизма. Это "Иске Таш", Галеевская, № 11, Голубая мечети в Казани, мечети в с.Ташкичу и с. Богатые Сабы. В начале XIX в. началась регламентация архитектуры и строительства мусульманских культовых построек в России. В городах и селениях, в связи с внедрением в жизнь регулярной планировки и застройки по планам, по условиям ориентации михрабом на юг (на Мекку) мечети часто располагались под углом к уличной застройке. В Казани не было ни одной мечети, расположенной на площади. По закону "мечети разрешается строить по представлениям от приходов и приходских чинов Магометанскому духовному начальству и с утверждения начальства губернского после удостоверения их необходимости и при достаточных средства"! для приличного содержания". Первый образцовый проект 1829 года предлагал мечеть центричной композиции, восьмигранной формы в плане с выступами михраба и вестибюля с юга и с севера и невысокой башней с круговым балконом на уровне пологой восьмискатной крыши. В 1844 году был принят новый образцовый проект татарской мечети в виде купольного объема с торцовым примыканием минарета с северной стороны и входом через его нижний ярус.
 20,65 KbНа базе этого образцового проекта был разработан проект Сенной мечети Казани. В ее облике отразились романтические искания в архитектуре того времени. Со строительством этой мечети в татарское культовой архитектуре начался период эклектизма. По этой схеме в течение второй половины XIX в. с сочетанием различных архитектурных форм и элементов возводятся Султановская, Казаковская, Азимовская мечети в Казани, Перва соборная мечеть в г. Чистополе, другие мечети в д.Качимир и д.Казылино Кукморского р-на и др. С 1863 года был разрешен свободный выбор композиционного и планировочного решения мечети, ранее скованный рамками образцовых проектов. Проекты должны были рассматриваться и утверждатьс Строительными отделениями губернских правлений. События первой русской революции 1905 г. оказали влияние на подготовку и введение в России закона о свободе совести. Новый количественный скачок получил процесс строительства мусульманских мечетей.
 Если в 1856 году в 18 губерниях, находившихся под началом уфимского муфтия, насчитывалось 3478 мечетей, 934 мусульманских школ и 5607 душ священнослужителей, то через полвека, в 1912 году численность имам-хатыбов возросла до 12341 душ и почти вдвое увеличивалось количество мечетей - 6144. Особенно впечатляющим был рост конфессиональных учебных заведений - 4583 медресе и мектебов. В конце XIX - начале XX вв. получил распространение новый стиль, "модерн". По некоторым данным, еще в 1914 году был разработан проект мечети в стилевых формах; Модерна, претворенный в 1924 году в Закабанной мечети. В Казани это была последняя мечеть, завершивша дореволюционный этап развития монументальной мусульманской культовой архитектуры. В этот 150-летний период она развивалась в рамках общероссийской архитектуры и обогатилась интересными образцами мечетей. В селах строительство культовых сооружений продолжалось местами до начала 1930-х годов. В советский период был нанесен непоправимый урон преемственному развитию культовой архитектуры татар. Было снесено, перестроено с разрушением минаретов большое количество мечетей. С конца 1980-х гг. строительство мечетей в Татарстане приобрело новый размах. В нем п20,16 Kbрослеживается два направления: в современных постройках используются не только традиционные объемно-планировочные схемы мечетей с минаретом на крыше или с северного торца над входом, но и традиционные формы, и декор (мечети с. Нурлат, с. Бурметьево Октябрьского района, мечеть "Медина" в Казани).
 К этой же группе относятся мечети, в которых традиционные формы несколько стилизованы под современные с минимумом деталей и своеобразными членениями. Второе направление в современном строительстве мечетей характеризуется: творческим поиском новых форм, новых композиционных схем, возрождением в новых формах утраченного столетия назад композиционного типа многомина-ретной мечети. Современные сельские мечети отражают, как правило, первое направление в современном культовом строительстве республики. Второе направление характерно для мечетей Казани и крупных городов Республики. В функциональной организации мечетей прослеживаются новаторские тенденции, главной из которых было появление женского молельного зала. Идет расширение функций мечетей. Помимо традиционного вестибюля и мужских молельных залов в состав помещений мечети включаются женский зал, санузлы и комнаты для омовений, комнаты отдыха, библиотека, комнаты для занятий с дополнительным небольшим молельным залом для учащихся (если нет отдельного здания медресе). Этот перечень вспомогательных помещений может варьироваться в сторону сокращения или увеличения. Также были мечети построенные в новых формах, отражающих мотивы восточно-мусульманской, болгарской и татарской народной архитектуры. Это мечети "Тан" в городе Менде-леевске, "Абузар" в городе Набережные Челны, "Хузайфа Ибн аль-Ямани" в Казани и другие. Тенденция композиционного усложнения объемов, обогащения их пластически выразительными завершениями нашла свое воплощение в возводимой в г. Набережные Челны мечети "Ихлас", мечети "Кул Шариф" в г. Казани и др. В республике складывается своеобразна мусульманская культовая архитектура, отражающая этап становления и творческих поисков ее современного лица.

Популярное

В середине сентября глава Татарстана Рустам Минниханов посетил Алтайский край. В ходе рабочего визита Рустам Нургалиевич посетил Соборную мечеть в Барнауле. ...