Новости ислама. Информационный проект | Ислам в Татарстане
Ислам в Татарстане
Версия для печати

Исламское вероучение после завершения пророческой миссии Мухаммеда (Мир ему!) быстро распространилось, и уже при Праведных халифах мусульманское государство занимало обширную территорию от севера Африки до Центральной Азии. Во времена Омеядских халифов Ислам приняли народы Закавказья и Средней Азии, а затем он начал распростроняться и далее на просторах современной России, в том числе и в Татарстане.

В конце VII – начале VIII веков х.э. происходили периодические войны между войсками Халифата и Хазарским каганатом. Мусульманские воины, преследуя Хазарского кагана (царя), доходили до территории Среднего Поволжья. Кроме того, согласно преданиям татарского народа, в г.Болгары имеются могилы двух сахабов - сподвижников Пророка Мухаммеда. В 737 году Хазарский каганат официально принимает Ислам. Болгария в то время была частью Хазарии. Таким образом, к 992 году, когда Ислам был официально принят в Волжской Болгарии в качестве государственной религии, о чем упоминает Ибн Фадлан, секретарь посольства Багдадского халифа Аль-Муктадира, завершился процесс принятия Ислама в Татарстане, фактически начавшийся 1400 лет назад.

Волжская Болгария с принятием Ислама пережила период бурного расцвета и превратилась в развитое европейское государство. Известны имена великих болгарских мусульманских ученых в области истории , медицины, исламской юриспруденции.

В 13 веке мусульманский мир пережил трагедию безбожного монгольского нашествия, которое не обошло стороной и Болгарию. Многовековые накопления культурного наследия были уничтожены. Болгария стала частью Золотой Орды, в исламизации которой определяющую роль сыграли мусульманские священнослужители Болгара. Особенную роль в духовной жизни Золотой Орды и постзолотоордынских ханствах играли сеиды, т.е. потомки Пророка Ислама. Они занимали руководящие посты в мусульманской иерархии.

После разрушения государственности Казанского ханства Ислам стал запрещенной гонимой религией. Сотни мечетей были разрушены, в течении веков была утрачена традиция строительства каменных культовых зданий. Мечети и медресе располагались в деревянных постройках. В консервации и сохранении исламских традиций велика роль суфитских братств Тариката Накшбандийа. Духовный подвиг татарских ишанов спас народ от ужасов насильственной христианизации. Результатом беспримерной борьбы мусульман за свои религиозные права стало учреждение Духовного Управления Мусульман в Оренбурге и Уфе в 1789 году.

С конца XVIII начался постепенный процесс возрождения, который связан с именами великих ученых – просветителей: Курсави, Марджани.

Татарские религиозные мыслители первыми во всем мусульманском мире подняли вопросы обновления, постепенно превратившиеся в движение джадидизма. Усилиями татарских ученых джадидов Ризаэтдина Фахретдина, Галимджана Баруди, Зайнуллы Расули были основаны новометодные медресе – “Мухаммадия” в г.Казани, “Галия” в г.Уфе, “Хусаиния” в Оренбурге, “Расулия” в Троицке, превратившиеся по сути в настоящие университеты по качеству и широте образования. В этих учебных заведениях были подготовлены кадры богословов, что позволило превратить Казань в центр мусульманской культуры, центр восточной учености и арабографичного книгопечатания.

В царской России муфтии назначались государственной администрацией. Февральская революция позволила впервые произвести свободные выборы муфтия на съезде мусульманского духовенства. Первым избранным муфтием стал Галимджан Баруди, ректор Казанского медресе “Мухаммадия”, который умер в 1921 году в хлопотах по организации помощи голодающим Поволжья.

Следующим муфтием стал Ризаэтдин Фахретдин, бывший редактором журнала “Шура” в Оренбурге. В эти годы начались повальные репрессии религиозных деятелей, из 14500 мечетей были закрыты почти все. К 80-м годам действовало всего 90 мечетей по России, только одна в Казани – “Аль-Марджани”

С началом Престройки начался процесс возвращения старых и строительство новых мечетей. В течении 10 лет количество мечетей в Татарстане превысило тысячный рубеж. С 1992 года действует республиканское Духовное Управление Мусульман. В 1998 году открылся Российский Исламский Университет кроме него действуют три высших и около 10 средних медресе по подготовке профессиональных священнослужителей.

Казань возвращает традиции значимого мусульманского центра. В данное время работают религиозные издательства, газеты журналы. С 1998 года муфтием Республики Татарстан избран Гусман хазрат Исхаков.