Версия для печати

Многие факихи считают, что совершение умры (малого хаджа) раз в жизни также вменено в обязанность тем, кто в состоянии это сделать, в соответствии со словами посланника:

الإسْلامُ أنْ تَشْهَدَ أنْ لا إلَهَ إلا الله وَ أنَّ مُحَمَّداً رَسُولُ الله، وَ تُقِيمَ الصّلاةَ، وَ تُؤْتِي الزَّكَاةَ، وَ تَحُجَّ البَيْتَ وَ تَعْتَمِر، وَ تَغْتَسِلَ مِنَ الجَنَابَةِ، وَ تُتِمَّ الوُضُوءَ، وَ تَصُومَ رَمَضَان.

     «Исповедовать ислам – это значит засвидетельствовать, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха; совершать молитву; вносить закят; совершать хадж и умру; выполнять полное омовение, осквернившись, совершать должным образом частичное омовение (вуду) и поститься в Рамадан». (Этот хадис приводят  Ибн Хузейма и ад-Даракутни со слов Умара бин аль-Хаттаба).

Правила:

1.   Если мусульманин вознамерился исполнить обязанность хаджа и решимость не покидает его, то пусть поспешит

покаяться перед Аллахом. Это должно выразиться в отказе от прегрешений и возврате владельцам всего того, что было несправедливо присвоено им.

 

2.   Ему следует побуждать совершать одобряемое, удерживать от порицаемого и выполнять всё вмененное ему в обязанность.

3.   Хадж и умру, надлежит совершать на средства, полученные дозволенным образом.

4.   Хадж и умру, он должен, осуществлять ради того, чтобы Аллах Всевышний был доволен им, и ради мира вечного.

5.   Во время всей поездки, связанной с хаджем и умрой, ему следует часто читать Коран, взывать к Аллаху и просить Его о прощении.

6.   Он записывает, что должен он и что должны ему, оставляет завещание и все это оформляет соответствующим образом.

7.   Он изучает, что предписывает шариат человеку во время хаджа и умры, должным образом уясняет то, что узнал, и спрашивает о том, что вызывает у него трудности, чтобы выполнить положенные обряды на основе знания.

8.   При посадке на транспортное средство человек, направляющийся в хадж или умру, говорит:

 

بِسْمِ اللهِ، الحَمْدُ لِلّهِ، اللهُ أكْبَرُ، اللهُ أكْبَرُ، اللهُ أكْبَرُ، سُبْحَانَ الَّذي سَخِّرْ لَنَا هَذا و ما كُنّا لََهُ مُقْرِنِينَ، و إنّا إلى رَبِّنا لَمُنْقَلِبون، اللَّهُمَّ إنّا نَسْألُكَ في سَفَرِنا هذا البِرَّ و التَّقْوَى، و مِنَ العَمَلِ ما تَرْضَى، اللَّهُمَّ هَوِّنْ عَلَيْنا سَفَرَنا هَذا، و اطْوِ عَنّا بُعْدَهُ، اللَّهُمَّ أنْتَ الصّاحِبُ في السَّفَرِ، و الخَليفَةُ في الأهْلِ، اللَّهُمَّ إنّي أعوذُ بِكَ مِنْ وَعْثاءِ السَّفَرِ، و كآبَةِ المَنْظَرِ، و سُوءِ المُنْقَلَبِ في المالِ و الأهْل

 

     «Би-сми-ль-Ляхи, аль-хамду лиль-Ляхи, Аллаху акбар, Аллаху акбар, субхана-ль-лязи саххара ля-на хаза ва ма кунна ляху мукринина, ва инна иля Рабби-на ля-мункалибуна.

     Аллахумма, инна нас`алю-кя фи сафарина хаза-ль-бирра ва-т-таква, ва мин аль-`амали ма тарда! Аллахумма, хаввин`аляй-на сафара-на хаза, ва-тви`анна бу`да-ху! Аллахумма, Анта-с-сахибу фи-с-сафари валь-халифату фи-ль-ахли, Аллахумма, инни а`узу би-кя, мин ва`саи-с-сафари, ва кяабати-ль-манзари ва су`и-ль-мункаляби фи-ль-мали ва-ль-ахли!»

          «Во имя Аллаха! Хвала Аллаху! Аллах Велик! Аллах Велик! Аллах Велик!

           Слава Тому, кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу.

           Поистине, мы к Господу нашему возвращаемся!

           О Аллах, поистине, мы просим Тебя о благочестии и богобоязненности в этом нашем путешествии, а также о совершении тех дел, которыми Ты останешься доволен! О Аллах, облегчи нам это наше путешествие и сократи для нас его дальность! О Аллах, Ты будешь спутником в этом путешествии и Ты останешься с семьёй, о Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от трудностей пути, от уныния, в которое я могу впасть от того, что увижу, и от неприятностей, касающихся имущества и семьи!»

     9. С начала поездки и до тех пор, пока совершающий хадж не вернется на Родину, он должен воздерживаться от многословия, вмешательства в то, что его не касается, и чрезмерной шутливости.

     10. Кроме того, он не должен позволять себе лгать, сплетничать, злословить о других и     насмехаться над мусульманами. Подобное запретно в любое время и в любом месте, но особенно недопустимо в Мекке и в период паломничества.