БЛАГОТВОРНОЕ ВЛИЯНИЕ ХАДЖА
Версия для печати

Хадж является одним из основных столпов Ислама. Человек имеющий возможность совершить хадж, обязан выполнить его. Хва­ла Аллаху, в этом году из нашего города посчастливилось совер­шить хадж шестерым нашим братьям и сестрам: четверо из которых мужчины и две женщины. Один из братьев, которого зовут Мус­лим, поделился с нами своими впечатлениями.

— Сколько человек и на скольки автобусах ездили?

— Из Татарстана 150 человек на пяти автобусах. Автобусы очень хорошие Hyundai.

Когда вы сели в автобус, какие были ощущения? Чувство волнения ощущалось?

— Поначалу была неразбери­ха с местами, но когда пришел Малик хазрат, он всех рассадил в должном порядке. Долго стояли в Казани, и когда тронулись, первое чувство было, что нако­нец-то поехали. Чувство радос­ти было.

— Через какие города и стра­ны пролегал ваш путь? Какие были трудности, интересные мо­менты?

— Было так, что мы иногда даже не знали где едем. Первую остановку сделали в Буинске, в медресе. Нас очень тепло при­няли. Проезжали такие крупные города как Самара. Волгоград. Потом проезжали через Дагес­тан — Кизляр и Махачкалу. А потом через Азербайджан. Затем Иран, Турция. В Турции проез­жали отметку более 1700 метров над уровнем моря, там же по­пали в сильную метель. Был один городишко, который уто­нул в снегу, В основном долго стояли на границе (таможня) и ехали в основном вечером, но­чью и утром. Поэтому наблю­дать за дорогой не всегда удава­лось. Но все же некоторые пред­ставления о странах остались. Так мне очень понравилась Си­рия. У одного автобуса разби­лось стекло и требовался ре­монт. Мы остановились в Дамас­ке в таком районе, где продава­ли автозапчасти и пробыли там полдня: с утра и до обеда. На этот промежуток времени нас отпустили погулять недалеко от автобусов. Я пытался немного практиковать арабский язык. Сирия запомнилась тем, что простые люди, с кем пришлось общаться, искренне помогали нам. Ни в одной другой стране мы такого не видели. На терри­тории Ирана мы не заметили особого гостеприимства. Кипя­ток нельзя было просто так взять, его нужно было обяза­тельно купить. А Сирия меня просто очаровала своим отно­шением к хаджиям. Там если узнавали, что ты хаджий, то вся чески старались помочь. Сирий­цы давали понять, что им очень приятно, что через их землю проезжают хаджии из России. Заходишь в магазин, и тебя бес­платно угощают чаем. Также приятно было то, что в магазинах и ресторанах звучит исламская музыка, либо чтение Ко­рана. После Сирии была Иор­дания, затем Саудовская Аравия. Старались друг друга поддер­живать, наши руководители все­гда призывали нас к спокой­ствию. При таком скопление людей неизбежны какие-то мел­кие недоразумения. И все друг другу напоминали, не смотря на национальность, «хаджи сабр» — хаджи спокойствие. И этого хватало, чтобы остудить челове­ка. Естественно, неизбежны ка­кие-то толчки, но достаточно было сказать «хаджи сабр» и все улаживалось,

— Проезжая через каждую стра­ну были изменения климата, лан­дшафта... Местность резко меня­лась или же было незаметно?

— Эта перемена была замет­на, каждая страна отличалась. Это просто надо видеть. Если в одной стране деревья стояли голые, то в другой стране, как только проезжаешь границу, чуть выше от уровня моря, то на деревьях уже были листочки.

— И так вы въехали в Саудию...

— Да, мы въехали в Саудию и сразу же направились в Меди­ну, до нее было 800 км. Доехав до нее, мы остановились в мес­те, где собираются хаджии: это огороженная площадь за горо­дом на расстоянии 7 км. Там со­бираются до и после хаджа. Ог­ромная стоянка автобусов, тут же мечети есть. Можно перено­чевать там, а можно и в городе. Но на наших автобусах в город проехать было нельзя, нужно ехать на такси. Так вот, мы при­ехали в Медину и остановились там на сутки. Заночевали в ме­чети, хотя в ней было прохлад­но, но после автобуса здесь мож­но было вытянуться спокойно во весь рост. Утром нам сказа­ли, что желающие могут выйти в город. Люди совершили пол­ное омовение и поехали в город. Мы взяли с собой деньги и от­правились в обменный пункт, у некоторых при себе уже были реалы. При въезде в страну они обменяли их, а я не успел об­менять потому что, когда до меня дошла очередь, начался намаз и этот кассир наотрез от­казался менять. Сказал, что по­меняет только после намаза, но после намаза мы сразу же собра­лись и уехали. Те, у кого были уже реалы, заплатили за нас в долг за такси. Ехать было неда­леко, И вот она — мечеть Харам.

— А разве это не «мечеть Про­рока»?

— Так называются две запо­ведные мечети: одна из которых и Медине (мечеть Пророка), а другая в Мекке. Я спросил у од­ного прохожего, где находится, мечеть Пророка, он показал и сказал: «Харам». Я очень уди­вился. А потом прочитал таблич­ку «иляль Харам», что в переводе означает "к Харам". То есть эта территория тоже называет­ся Харам.

— Медина большой город?

        Там, где мы были, трудно заб­лудится. Территория, прилегаю­щая к Хараму заполнена мага­зинами. Для человека, который хочет что-либо купить, товаров достаточно. На рынке в основ­ном торгуют афганцы, пакистан­цы и люди тюркоязычных наци­ональностей. И если владеешь татарским, то можно друг друга понять. Посетили могилу Про­рока (С.В.С.), а также могилы Абу Бакра и Умара, В мечети Харам очень много людей. Это конечно грандиозное сооружение, очень красивое. Впечатлений очень много, там мы первый раз попробовали зам-зам.

На следующий день утром поехали в Микат. Купили там одежду ихрам. Там продают все, что необходимо хаджию. Совер­шили полное омовение, оделись в ихрам, сели в автобусы и по­ехали в Мекку.

Доехали до Мекки вечером, уже было темно. Гостиницы там хорошие. Этим же вечером мы сделали Умру (Малый хадж). Мы пошли пешком до Харама, с сопровождающими, чтобы за­помнить дорогу. Нам объясни­ли все, как надо делать. Сразу поразил своей красотой и свои­ми размерами Харам. Зашли внутрь и увидели святое из свя­тых для каждого мусульманина — Каабу. Ну вот она, сколько раз мы видели ее на плакатах, а здесь в живую, своими глазами видишь.

Умру, делали ночью при при­ятном освещении. Сначала со­вершили тавваф. Я сразу отде­лился от группы и начал поти­хоньку пробираться к Каабе, и, Альхамдулиллях, дотронулся до черного камня. Потом пошли совершать сагый (быстрая ходь­ба между двумя холмами Сафа и Марва). Я думал ее соверша­ют на улице, а оказалось там же все, в здании мечети. Когда я за­кончил сагый, оказалось это не так уж и легко, устал. Я остался на утренний намаз. Слышу азан, но слов «Ассаляту хайру минннанаум» не слышу, спрашиваю это намаз фажр, но никто меня не понимает, только головой кивают.

Я встал, прочитал 2 ракагата сунны и жду фарз намаз, думаю сейчас прозвучит камат. Так прождал целый час. В итоге оказа­лось, что это был азан на тахаджут. Люди все пребы­вают и пребывают. И ут­ром, прочитав фажр, уставший отправился в гос­тиницу. Уже было светло, встретил братьев из своей группы, они уже все сде­лали, постриглись и пере­оделись, сняли ихрам. Днем они пошли гулять по городу. Я тоже пост­ригся. Это был день пят­ницы и я пошел на жумга. Внутрь на территорию Каабы попасть не удалось: что ж, надо было порань­ше выходить. Читал намаз на ступеньках. Только здесь женщины и мужщины читают намаз вместе. Там каждый сантиметр за­нимают люди.

Потом начались наши мекканские будни. Мы просто стали жить и ждать хаджа. Мы посещали рын­ки покупали подарки. У нас, была маленькая экскурсия по тем местам где нам предстояло быть, это гора Арафат. Я воспользо­вался моментом и поднял­ся на гору Милости, огля­нулся, посмотрел по сто­ронам. На этой горе встре­тились Адам и Хава. Уви­дели Мину, палатки, где нам предстояло быть. По­казали нам пещеру Хира, в которой был ниспослан первый аят. Это от Мекки недалеко. Весь пригород Мекки в горных туннелях.

4 января я заболел. Че­тыре дня провалялся в по­стели. Я уже переживать стал, что не смогу совер­шить хадж, и смирился, и на душе сразу стало легко. Я попросил Аллаха о том, чтобы хотя бы температу­ра не повышалась выше 38 градусов. А восьмого чис­ла я выздоровел. Вошли в ихрам и поехали в Мину, так как это сделали одно­временно все хаджии, то образовались большие пробки на дорогах. От Мек­ки до Мины 6-7 км, пре­одолевали очень долго. До­ехали до Мины. Переноче­вали там в палатках. Нам порекомендовали купить зонтики, и я купил, о чем не пожалел. От Мины до Арафата мы добирались еще дольше. С обеда до вечера нужно находиться там. Люди всякими путя­ми пытались соорудить себе навесы. Вот тут мне и пригодился зонтик. День стояния на Арафате — са­мый главный день хаджа. Это то время, когда можно просить Аллаха о чем угодно. Все максимально с пользой писались провес­ти это время, читали нама­зы, обращались к Аллаху с мольбами читали Коран. После Арафата нужно было ночевать в долине Муздалифа. Ночевали на Земле, под открытым не­бом. Было прохладно. Я с собой взял одеяло, холод­но было, но я все же поспал. А утром пошли в Мину, потом пошли бросать камни. Это был самый насыщенный день. Затем пошли в Мекку, чтобы сделать тавваф и сагый. Когда я все это сделал, на душе было хорошо: самое тяжелое позади. Теперь можно постричься и вый­ти из ихрама. Осталось вы­полнить важибы: ночевать в Мине еще два дня и бро­сать камни. Мы все это сде­лали, и нам осталось самое последнее — совер­шить прощальный тавваф. Это мы оставили на пос­леднее, перед отъездом.

Нам сообщили, что 17-го числа мы должны быть в Аммане — столице Иор­дании. Мы должны были полететь самолетами, по­тому что в Турции был «Птичий грипп».

Утром 16-го числа, пос­ле намаза, мы сделали про­щальный тавваф и после этого выехали из Мекки. Добрались до Медины и там переночевали в гости­нице. На следующий День выехали на границу Саудии. Доехали до границы вечером. Сели на Иордан­ские автобусы, которые довезли нас до Аммана. Там сели на самолет и мы благополучно долетели до Минвод. В этот же день нас ждал спецрейс до Ка­зани. Большая благодарность правительству за то, что так все организовали. И еще, я очень призна­телен своим близким родственникам, которые помогли мне совершить этот хадж. Пусть Аллах воздаст им за это самым благим и наилучшим.

— Какие изменения ты заметил в себе?

— Только сейчас, по прошествии недели, я на­чал осознавать, что совер­шил хадж. Явных измене­ний в себе я не обнару­жил, но чувствую, что больше стал следить за своим ахляком, за своими словами и поведением. Аллаху виднее, но мне кажется, что благотвор­ное влияние хаджа будет происходить во мне, изме­няя меня к лучшему, всю оставшуюся жизнь.

 

Абу ЮСУФ