Евгений ДЖАМАЛИ (Красноярск)
Версия для печати

Уже закончился хадж этого года. Палом­ники России, в том числе и красноярс­кие, вернулись домой. Надо отдать должное - стараниями местных религиозных деятелей в этом году из Красноярска приняли участие в хадже тринадцать человек. В последнюю пят­ницу января вернувшиеся паломники, теперь хаджи и хаджии, встретились с единоверцами и поделились впечатлениями.

Паломничество в святые места, центром которых является Мекка - древний город в Сау­довской Аравии, родина пророка Мухаммеда, является обязанностью каждого мусульманина, ведь это - один из пяти столпов ислама. Жела­тельно совершить его хотя бы один раз в жизни. В этом году в хадж из России отправилось 14250 человек, что почти на 4 тысячи человек больше, чем когда были мы в 2005 году. Слава Всевышнему, все живы-здоровы, все вернулись. По официальным данным, потери в российской группе составляют три человека, умерших есте­ственной смертью, среди них 107-летняя чечен­ка. Эти люди и есть истинные шахиды - правед­ные мученики, погибшие на пути к Аллаху (к тер­рористам-смертникам истинные шахиды не име­ют никакого отношения! Это политиканы исполь­зуют религиозные чувства, да и фанатизм, неко­торых верующих в своих целях).

 

 

МЫ – БРАТЬЯ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ (воспоминания о Хадже – 2005)

         Пиком паломничества является праздник Курбан-байрам (Байрам и означает на татарском языке «праздник»). Он приходится на 10 число две­надцатого месяца мусульманс­кого лунного календаря. По-арабски именуется Идаль-адха, и это самый главный праздник ислама. Нынче он пришелся на 10 января и вершился 13 января. 10 января президент Пу­тин встретился с главами му­сульманской конфессии стра­ны. И именно тогда распоря­дился, чтобы при возвращении паломников на родину создать все условия для предотвращения  контактов с регионами, где обнаружены случаи птичь­его гриппа. Все было исполне­но наилучшим образом.

         Именно к началу Идаль-адхи паломники со всего све­та собираются в Мекке. Речь идет о двух-трех миллионах человек. Они совершают в мечети Аль-Харам, первой свя­тыне ислама, соответствующие ритуалы: обходят семикратно Каабу, совершают сагый между холмами ас-Сафа и аль-Марва (тоже семь раз)...       А затем соверша­ется обряд жертвоп­риношения домашнего животного. Количе­ство собравшихся во­едино людей, обра­щенных к Аллаху, по­ражает и восхищает. Все помыслы палом­ников едины. Здесь на­чинают действовать совсем другие законы, нежели в обыден­ной жизни - законы общности людей, объединенных одной целью, одной верой. Такая об­щность несокрушима.

         Паломники собираются в долине Мина (это практичес­ки пригород Мекки) в палат­ках. Картина тысяч палаток производит неизгладимое впе­чатление.

         Согласно Корану (сура Аль-Бакара) Адам и Ева (Хава), согрешившие из-за происков шайтана (дьявола) и изгнан­ные из рая, раскаялись, и Бог простил их. Этот акт прощения наших прапрародителей Все­вышним и их воссоединения состоялся на Арафате, горной местности в районе Мины.

         Именно стояние на Арафате, ночное бдение, обращение каждого из миллионов палом­ников непосредственно к Ал­лаху является сутью этого ри­туала. В горах было холодно, ночью — особенно. Но духов­ный порыв позволил все пре­одолеть. Нас миллионы. Просьб тоже миллионы, но все они сводятся, на мой взгляд, к немногому здоровья себе и своим близким, мира и спокойствия дома и на Земле, успехов в начинаниях и делах. И покаяния.

         Человек - такое существо, что не согрешить не может (кроме разве святых праведни­ков). Шайтан путает многих. И изгнать шайтана, дьявола, из себя, из окружения, очистить­ся - это ли не лучший подарок, своим близким. Всевыш­нему.

         На Арафате паломники соби­рают по семь небольших ка­мешков и спускаются в доли­ну Мина. Именно там распо­ложены три столба, символи­зирующие шайтана. Паломни­ки должны бросить в эти стол­бы по семь ка­мешков. Это и именуется риту­алом побития шайтана.

         Десятки тысяч людей идут сплошным теснейшим пото­ком, и если человек в силу ка­ких-то причин споткнулся, ос­тупился - все: срабатывает принцип домино, и в итоге - десятки, сотни затоптанных. В официальных источниках говорится, что в этом году 8 янва­ря стали шахидами более 350 человек. Шестнадцать лет назад погибло более полутора тысяч паломников. Шайтан сопротив­ляйся.

         А сильнейший тропический ливень 23 январи 2005 года, когда наши автобусы ехали уже из Мины в Мекку! Улицы Мек­ки превратились в бурлящие потоки воды, уровень ее был выше колес легковых автомо­билей. Ходили разговоры, что и тут без жертв не обошлось.

         Хадж - далеко не легкая прогулка, это испытание тво­их сил, испытание твоей веры. В старые времена хадж был трудным мероприятием, па­ломники испытывали много лишений, добираясь месяцами, годами до святых мест и воз­вращаясь домой. Нынче тех­нический прогресс облегча­ет эту задачу. Теперь доби­раться до святынь стало быс­трее и комфортнее. Но есть и другая сторона.

         В Красном морс затонул па­ром «Салам-98», курсировав­ший между Египтом и Саудов­ской Аравией. Почти 1000 пас­сажиров, среди них немало па­ломников, возвращающихся после хаджа домой, погибли. Как говорится в молитве: «Ант ум саляфуна ва нахну би-ль -ассар(и)». "Вы опередили нас, но мы - следом». Технический прогресс берет свою дань.

         И другая ситуация объяви­лась - паломников стало на­много-намного больше. Это по­рождает новые слож­ности. Уже начали вво­диться определенные ограничения на посе­щения святынь в эти дни. Всевышний через родителей дает нам жизнь. Это земная жизнь, земной хадж. К сожалению, не такой уж продолжительный. Единицы людей проживают век. А в нашей стране большинство мужчин не доживают даже до пенсионного возраста. Жизнь боль­шинства из нас, зем­лян, - далеко не сахар.

         У человечества, независи­мо от принадлежности его сы­новей к той или иной конфес­сии, много общих задач — сде­лать бы эту короткую жизнь на земле удобнее, лучше. Не уме­ем. Не хотим. Не получается. Народы разные. Обычаи, мен­талитет разные. К примеру, русские и болгары - уж какие близкие народности, испове­дующие православие, пишу­щие на кириллице. Но русский утвердительный жест «да» — кивание толовой, у болгар вос­принимается как «нет», а по­качивание головой в стороны (наше «нет») воспринимается как утверждение. Примеров можно привести много.

         У каждого народа, каж­дой конфессии есть свои свя­тыни, свое табу. Среди табу в исламе - изображение Все­вышнего и пророка. Во всех конфессиях нельзя осквер­нять священные книги - Евангелие. Коран. Тору, осуждается осквернение мер­твых, могил, кладбищ.

         Карикатуры на пророка Мухаммеда, помещенные в датской газете в сентябре ми­нувшего года, вызвали нео­жиданный для европейцев взрыв негодования в странах, исповедующих ислам. Нача­лись массовые демонстра­ции, поджигание датских, по­сольств, нанесен ущерб дат­ской экономике, экономике скандинавских стран.

         Выяснилось, что в свое время обратились к сорока художникам с предложени­ем изобразить карикатуру на пророка, но двадцать восемь отказались сразу. Что подвиг­ло художников и редактора — абсолютное незнание му­сульманских уставов, жела­ние мелкой славы, неплохих денег, чего-то еще? Как го­ворил Виктор Петрович Чер­номырдин, наш премьер-ми­нистр при Ельцине: «Если у вас чешется, то почешите где-нибудь». Почесали.

         Забыли, что свобода слова - это не значит вседозволенность. Сейчас художника спрятали, охраняют, а Талибан обещал за его уничтоже­ние 100 кг золота. Для тех. кому спокойствие в мире ста­ло слишком приторным, раздражающим, как заноза в ин­тимном месте, которые име­ют немалые дивиденды в ре­зультате разжигания противо­стояния, появилась возмож­ность через четыре месяца (!) раздуть огонь межконфесси­ональных противостояний.

 

Только межрелигиозных войн нам на планете Земля  не хватало в XXI веке! Мы братья на этой, в общем-то, небольшой планете. И договариваться со своими оппо­нентами, не унимая их достоинств, можно бы научиться, ог­лядываясь на опыт всемирной истории. А высокомерие и ксенофобия - признаки ограниченности и никогда не являлись движущими силами вектора жизни.