Версия для печати

Здесь рассматриваются некоторые положения, связанные с действиями во время хаджа:

Первое: «Айяму-н нахр» («Дни заклания») – это день праздника, и три последующих дня. Лучше всего, когда заклание совершается в день, приходящийся на праздник и называющийся «яуму-н-нахр» («день жертвоприношения»).

Второе: Тому, кто имеет на это уважительные причины, и приравненному к нему лицу, разрешается не бросать самому камешки в столбы-идолы, а поручить это сделать за него тому, кто может бросать. Не разрешается перепоручить другому лицу совершение какого-либо действия, связанного с хаджем, кроме бросания камешков.

Третье: Тот, кто не может принести в жертву животное, должен поститься три дня во время хаджа (безразлично когда: до «яуму-н-нахр»  (дня жертвоприношения») или после него в дни «ат-ташрика»). Лучше всего, если пост будет соблюдаться перед Днём (стояния) на Арафате, а затем в течение семи дней по возвращении на родину.

           Этот пост обязателен для тех, кто совершает хадж ат-таматту` и хадж аль-киран.

Четвертое: Если хотя бы один из столпов хаджа остается невыполненным, то последний считается недействительным, и паломник должен совершить новое паломничество, начиная со следующего года.

Пятое: В случае невыполнения какой-либо обязанности хаджа, паломник должен принести в жертву овцу или барана.

Шестое: Если паломник нарушил какой-либо запрет, обусловленный его пребыванием в состоянии ихрама, то ему надлежит принести в жертву овцу или барана. Это не распространяется на нарушение таких запретов, как запрет на совокупление, участие в охоте и в приравненных к нему случаях, например, срывании травы в Хараме.

Седьмое: Если паломник совокуплялся с женой до первого (частичного) выхода из состояния ихрама, то его хадж становится недействительным. В этом случае он должен довести его до конца, принести в жертву крупное животное (корову или верблюда), раздать его мясо мекканским беднякам, а затем совершить хадж, по возможности, уже в следующем году, или в ближайшее время. Если паломник совокуплялся после первого выхода из состояния ихрама, то это не делает его хадж недействительным. В этом случае он должен принести в жертву овцу или барана и раздать мясо мекканским беднякам.

Восьмое: Если паломник убил саранчу или любое иное насекомое, то ему надлежит подать милостыню по своему усмотрению

Девятое: В случае если паломник во время охоты на суше убил какое-либо животное или содействовал охоте других лиц в Хараме, то он должен компенсировать их, раздав мекканским беднякам соответствующее количество мяса или его стоимость. За порчу растений на территории Харама он должен возместить их стоимость.

Десятое: Все мясо животных, принесенных в жертву в искупление нарушения запретов, полностью раздается мекканской бедноте.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ОТНОСЯЩЕЕСЯ К ОБРЯДАМ ХАДЖЖА И УМРЫ

 

        Обряды – это поклонение. Едва ли человек видит во всех этих обрядах нечто, чем осуществление служения и претворения в жизнь повеления Аллаха, Всемогущий Он и Великий. Это распространяется на его понимание обхода, и са`й, и стояния на Арафате, и на бросание камешков в столбы.

        Как совершающий хадж понимает обход Высокочтимой Каабы?.. Обход – это значит, что человек считает, что предстает перед Аллахом Всевышним. Обходя Дом, он как бы видит Аллаха, хвала Ему, Всевышнему, ведет с ним тайную беседу и в мольбе и смирении взывает к Нему или, как говорится в хадисе, приводимом Абу Даудом и ат-Тирмизи:

إِنَّمَا جُعِلَ الطّوافُ بالبيتِ وَ بالصّفا و المروةِ وَ رَميُ الجِمارِ لإقامَةِ ذِكْرِ الله

عَزّ وَ جَلّ

        «Обход Дома, са`й между ас-Сафа и аль-Марва, бросание камешков установлениы для поминания Всемогущего и Великого Аллаха». И если в твоем сердце нет места возвеличиванию и почтению к тому, кого ты понимаешь, то твое понимание и твой обход ничего не стоят.

        Что касается са`й между ас-Сафа и аль-Марва, то глубочайший его смысл заключается в том, что это са`й (бег, приложение усилий), чтобы претворить в жизнь повеление Аллаха Всевышнего, хвала Ему, без обсуждений и колебаний, а также претворить в жизнь установления Аллаха Всемогущего и  Великого, не мешкая, пытаясь отыскать в них скрытый глубинный шариатский смысл, при всем его величии и возвышенности. Мусульманин воплощает их в жизнь, поскольку они являются установлениями Творца, Создателя, Всемогущий Он и Вел            икий. Он уже раньше познал Аллаха Всевышнего, хвала Ему, и уверовал в Него, … а находясь перед Ним, осознает себя рабом, ответственным за то, что Он вверил ему хранить и за что обязал отвечать.

        Он раб Аллаха, когда совершает са`й между ас-Сафа и аль-Марва, и раб Аллаха, когда реализует величайший порядок, установленный Им для человека.

Совершив стояние на склонах Арафата в одежде, соответствующей состоянию ихрама, подняв руки, взывая к своему Господу в смирении и рыдая, паломники возвращаются – их сердца очистились от скверны грехов, любви к этой жизни, став чистыми для своего Господа, ни о чем не помышляющими, кроме искреннего поклонения Ему.

И сейчас, когда они вернулись с Арафата, обязательно вновь должен возобновиться бой с шайтаном, ощутившему себя раздавленным в День (стояния) на Арафате, а также со страстями, умершими в этот день и воскресшими в попытке отвратить совершающего хадж от правильного пути, которого он придерживался этот день.

Утром в праздник паломники направляются в Мина, выполняя повеление Аллаха, а достигнув «джамрату-ль акаба» бросают в него семь камешков, произнося при каждом броске «Аллаху Акбар»…, выражая свое неприятие попыток ввести их в заблуждение, которые они встретят они в своей жизни очень скоро, и готовность бороться с разложением и отклонением от правильного пути, а также то, что они с Аллахом и не позволят увести себя к кому-то другому.

Всё это заложено в действиях, которые человек едва ли воспринимает иначе, как повиновение повелению Аллаха и следование Его установлениям.

Это относится и к бросанию камешков в три столба в соответствующие дни. С учетом сказанного ранее – это символизирует собой презрительное отношение ко всему, что порождено злом, потугам шайтана и страстям.

Что же касается заклания, завершающего собой большую часть действий, связанных с хаджем, то оно представляет собой не что иное, как приближение к Аллаху, через заклание жертвенного животного в качестве пищи для бедноты.

Вернувшись в Мекку и пожелав отбыть на родину, паломники прощаются, совершая прощальный обход и обещая Аллаху придерживаться Его пути… Их сердца связаны с этими пречистыми, достойными местами. Они возвращаются из этого путешествия, очистив сердца, укрепив решимость творить добро и удаляться как можно дальше от соблазнов, подстерегающих людей.

        Что может быть лучше для мусульман, чем извлечь пользу из этого благословенного святого путешествия!