Версия для печати

ДЕЙСТВИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ

В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ «АТ-ТАШРИКА»

 

          «День ат-ташрика» - это одиннадцатый день месяца зу-ль хиджжа, день, следующий за праздником и второй день бросания камешков. В этот день совершающий хадж делает следующее:

1.   Своевременно совершает коллективные молитвы.

2.   Часто возвеличивает Аллаха после молитвы, а также на дорогах, базарах и в домах.

3.   В любое время между полуднем и заходом солнца бросает камешки в три столба. Если ему не удалось сделать это из-за большого стечения народа, то не будет беды, если он бросит камешки после захода солнца, поскольку это извинительно.

4.   Сначала он бросает камешки в самый маленький столб, затем – в средний и далее – в самый большой и последний.

5.   В каждый столб он бросает семь камешков, один за другим, подняв руку при каждом броске и произнося: «Аллаху Акбар!» Разрешается, чтобы камешками для бросания паломник запасся в Мина.

6.   По возможности, при бросании камешков паломник встает так, чтобы Мекка была слева от него, а Мина или мечеть аль-Хейф – справа.

7.   Бросив камешки в самый маленький столб, паломник несколько отходит от него назад и повернувшись к нему левым боком, а к кибле – лицом, долго взывает к Аллаху, подняв руки.

8.   Бросив камешки в средний столб, паломник проходит несколько вперед, так, чтобы столб оказался от него справа, и, повернувшись лицом к кибле, подняв руки, взывает в Аллаху, прося у него всего хорошего в этой и потусторонней жизни, хотя бы и на своем родном языке.

9.    Бросив камешки в самый большой столб (джамрату-ль акаба), паломник не задерживается у него для взывания к Аллаху.

10.                     В этот день он остается ночевать в Мина.

 

ДЕЙСТВИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ

ВО ВТОРОЙ ДЕНЬ «АТ-ТАШРИКА»

 

     Второй день «ат-ташрика» приходится на двенадцатое число месяца зу-ль хиджжа и является третьим днем бросания камешков. В этот день совершающий хадж выполняет следующие действия:

1.   Своевременно совершает общие молитвы.

2.   Часто возвеличивает Аллаха после обязательных регулярных молитв, а также на базарах, дорогах, в домах.

3.   Бросает камешки в три столба. Что касается бросания камешков, его последовательности и вообще всех действий, связанных с ним, а также восхваления Аллаха, то он проделывает все так же, как и в предыдущий день, и ему разрешается все, что разрешалось и в тот день. А поэтому в любое время с полудня до заката солнца (если может), он бросает камешки вначале в самый маленький столб, затем – в средний и, наконец, - в самый большой (по семь камешков).

4.   Бросив камешки в самый маленький столб, паломник совершает те же действия и взывает к Аллаху так же, как и в предшествующий день.

5.   Бросив камешки в средний столб, совершает те же действия, как и в предыдущий день, в том числе и взывая к Аллаху.

6.   Бросив камешки в самый большой столб, не задерживается, чтобы воззвать к Аллаху, а уходит.

7.   Закончив бросание камешков в самый большой столб, паломник может поспешить с отъездом и покинуть Мина до захода солнца.

8.   Лучше всего, если он не будет спешить, а заночует в Мина, чтобы бросать камешки тринадцатого зу-ль хиджжа.

 

ДЕЙСТВИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ

В ТРЕТИЙ ДЕНЬ «АТ-ТАШРИКА».

         

          Третий день «ат-ташрика» - это тринадцатый день зу-ль хиджжа, четвертый день бросания камешков.

           В этот день, совершающий хадж выполняет следующие действия:

1.   Своевременно совершает коллективные молитвы.

2.   После молитвы, а также на базарах, дорогах, в домах часто возвеличивает Аллаха.

3.   Между полуднем и закатом солнца бросает камешки в три столба, соблюдая при этом ту последовательность, занимая те же положения и взывая так же, как и в предшествующие два дня. При этом по окончании бросания камешков в «джамрат-уль акаба», не задерживается, а уходит, возвращаясь в Мекку.

4.   Если он не совершил ранее обхода «аль-ифада» и са`й между ас-Сафа и аль-Марва, то, вернувшись в Мекку, он выполняет их в соответствии с положениями, содержащимися в параграфах, разъясняющих порядок обхода са`й.

 

ГЛУБОКИЙ СМЫСЛ УСТАНОВЛЕНИЯ

БРОСАТЬ КАМЕШКИ.

 

     Он связан с подражанием Возлюбленному Милостивым – Ибрахиму, благословение и мир ему. Ведь когда он во сне увидел, что ему велено принести в жертву своего сына, то поспешил выполнить повеление Всемогущего и Великого Аллаха: взял с собой своего сына Исмаила и повел его за пределы Мекки в Мина. Когда он приблизился к месту, где сейчас находится «джамрат-уль акаба», его повстречал шайтан в образе участливого, располагающего к себе человека, сказав:

    - Куда держишь ты путь, о Ибрахим? И куда ты ведешь своего сына?

      И Возлюбленный Аллаха ответил:

    - Мой Господь послал мне Свое повеление, и я хочу выполнить его.

    - Какое повеление?

  - Господь мой повелел принести в жертву сына. Вот я и иду, чтобы выполнить повеление Аллаха.

  И проклятый Иблис сказал:

  - Не делай этого!!! Как это ты убьешь своего сына и принесешь его в жертву? Это видение было тебе во сне. И оно – лишь плод твоего воображения. Я советую тебе не совершать такие дела. Если ты принесешь в жертву сына, то совершишь тяжкое преступление!

      И благодаря свету своего пророчества и внушению Милостивого Ибрахим понял, что говорящий с ним – это шайтан, оттолкнул его и бросил в него семь камешков, пока тот не ушел в землю. Затем Возлюбленный Аллаха продолжил путь. Когда он подошел к месту, где сейчас средний камень в сопровождении своего сына Исмаила, которого было велено принести в жертву, его повстречал шайтан уже в другом образе, выглядевший иначе, чем в первый раз. И шайтан сказал:

     - Куда путь держишь, о Ибрахим?

     - Аллах повелел мне принести сына в жертву, и я хочу выполнить повеление моего Господа.

          - Не делай этого, о Ибрахим, ведь загубить душу – это значит, совершить один из величайших грехов! Принеси  за него в жертву какое-нибудь животное.

           И Возлюбленный понял, что перед ним шайтан и бросил в него семь камешков, пока тот не ушел в землю. Затем Ибрахим, мир ему, продолжил путь, пока не достиг места третьего – самого маленького камня. Здесь шайтан предстал перед ним в образе другого человека и спросил, почему с ним находится сын и почему он держит в руке нож?

И тот ответил, что он хочет выполнить повеление Аллаха, принеся в жертву своего сына. Тогда проклятый Иблис сказал: «Ни в коем случае не делай этого! Не годится разумному человеку приносить в жертву своего сына. Явившееся тебе видение – всего лишь путаное сновиденье!» Тут Ибрахим, мир ему, понял, что перед ним шайтан и бросил в него семь камешков, пока тот не исчез из виду и больше не возвращался.

В память об этом шариат повелевает нам бросать камешки, чтобы мы знали, как шайтан творит свои козни, и отгоняли его от себя с помощью повиновения Аллаху, внимая Его повелению. Поэтому при бросании мы говорим: «Бисми-ль Ляхи! Ва Аллаху Акбар!» - повинуясь Милостивому и поступая наперекор шайтану (комментарии Ибн Касира).

После того, как они вручили себя воле Аллаха, Исмаил положил голову на землю лицом вниз, говоря: «Не совершай заклание, глядя мне в лицо! Ты можешь сжалиться надо мной и не прикончишь меня», - т.е. «я могу испугаться, отступить и не даться», - «Привяжи мои руки к шее и затем положи лицом вниз».

И когда Ибрахим, мир ему, наставив нож, уже решился осуществить заклание, он услышал обращенные к нему слова: «Ты поверил сну!» И он задержал руку. Аллах, слава Ему, освободил его, приняв взамен великую жертву. Передают со слов Ибн Аббаса, что это был барашек, который пасся в раю сорок осеней. Говорят, что Аллах повелел Ибрахиму принести в жертву барашка, и он заклал его. Это – милость Аллаха за то, что Возлюбленный подчинился повелению своего Милостивого Господа (комментарий «Фатх аль-Кадир»).