Версия для печати

 

          «Яуму-н нахр» - это день праздника «аль-Адха» («жертвоприношения»), приходящийся на десятый день месяца Зуль-хиджжа. В этот день, совершающий хадж выполняет следующие действия:

1.   Направляясь в Мина, часто произносит тальбию.

2.   Если есть возможность, ускоряет шаг в вади Мухассар.

3.   Подойдя к «джамрату-ль-акаба» прекращает произносить тальбию.

4.   В любое время между восходом солнца и полуднем бросает камешки в «джамрату-ль-акаба». Разрешается, чтобы тот, кто имеет на это веские причины, бросал камешки, когда едва забрезжит рассвет, чтобы избежать толчеи. Допускается, чтобы тот, кому трудно бросать камешки в первую половину дня, сделал это во вторую.

5.   Последовательно, один за другим, бросает в этот столб – ближайший столб от Мекки семь камешков.

6.   Бросая каждый камешек, поднимает руку и произносит слова: «Аллаху Акбар!»

7.   По возможности бросает камешки в столбы из внутренней части вади, повернувшись лицом к кибле.

8.   Если камешек попал в столб, то бросок считается состоявшимся.

9.   Лучше всего, если размер камешков будет несколько больше, чем размер горошины.

10.                     После бросания камешков происходит заклание жертвенных животных, т.е. баранов или овец, покупаемых на дозволенные деньги, или верблюдиц и коров, каждая их которых приобретается совместно семью паломниками.

11.                     При заклании произносит:

بِسْمِ الله الله أكْبَر اللهُمَّ هَذَا مِنْكَ وَ لَكَ.

«Бисми-ль-Ляхи! Аллаху Акбар! Аллахумма! Хаза мин-ка ва ля-ка!

 «Во имя Аллаха! Аллах Велик! О Аллах, это от Тебя и Тебе!».

При этих словах Паломник поворачивает жертвенное животное в сторону киблы.

12. Ест мясо жертвенного животного, раздаривает его и кормит им бедняков.

13. После заклания жертвенного животного сбривает или подстригает волосы на голове. Сбривание волос для мужчин предпочтительнее. При бритье или стрижке поворачивается лицом к кибле и возвеличивает Аллаха. Процесс бритья или стрижки начинается с правой стороны головы. Женщина же подстригает все пряди волос на голове на длину фаланги пальца, повернувшись к кибле и возвеличивая Аллаха. Подстригать волосы она также начинает с правой стороны головы.

           Совершив вышеупомянутые действия, паломник совершает частичный выход из состояния ихрама, надевает любую одежду, душится духами и освобождается от всех запретов, вызванных состоянием ихрама, кроме запрета на совокупление.

            Лучше всего, если последовательность действий в «яуму-н-нахр» будет следующей: вначале – бросание камешков, затем – заклание, затем – бритье или стрижка, далее обход «аль-ифада», если есть возможность совершить его в тот же день. Хадж считается состоявшимся, даже если эта последовательность будет нарушена.

14. После бритья или стрижки головы направляется в Мекку, совершает семикратный обход «аль-ифада», не ускоряя шаг, затем творит молитву в два рак`ата за местом Ибрахима или в любом другом месте в аль-Масджид аль-Харам, пьет воду Зам-зама и далее семь раз совершает са`й между ас-Сафа и аль-Марва.

          Действия, связанные с обходом и са`й, а также действия, совершаемые между ними, - это те же действия, которые совершающий умру выполняет, войдя в Мекку. Однако он не стрижет и не бреет волосы на голове, поскольку уже вышел из состояния ихрама, сбрив или подрезав волосы после заклания.

           Разрешается перенести совершение этого обхода и са`й на последний день «ат-ташрика», т.е. на тринадцатое число Зуль-хиджжа месяца. Если паломник перенес на этот день вышеозначенные действия, то второй (полный) выход из состояния ихрама и упразднения запрета на совокупление с женой происходят лишь после того, как он совершит этот «таваф аз-зияра» (обход по случаю посещения) и после него – са`й, связанный с хаджем.

15. По возможности, в день праздника совершает полуденную молитву («салят аз-зухр») в Мекке.

16. Возвращается в Мина, чтобы там ночевать в оставшиеся для бросания камешков дни.

17. Своевременно совершает коллективные молитвы, часто повсюду – на базаре, дорогах, в мечетях и в домах – возвеличивает Аллаха.