Новости ислама. Информационный проект | Как предшественники совершали Хадж
Как предшественники совершали Хадж
Версия для печати
   «Как предшественники совершали хадж»
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
 
          РҐРІР°Р»Р° Аллаху, Господу РјРёСЂРѕРІ. РњРёСЂ Рё молитвы последнему РёР· РїСЂРѕСЂРѕРєРѕРІ, нашему РїСЂРѕСЂРѕРєСѓ Мухаммаду, Р° также членам его семьи Рё сподвижникам. Рђ затем:
  • Поистине, очень РјРЅРѕРіРѕ религиозных РєРЅРёРі, РІ которых рассказывается Рѕ том, как наши предшественники совершали паломничество. Рђ также РјС‹ слышали очень РјРЅРѕРіРѕ проповедей, побуждающих людей следовать РёС… примеру Рё придерживаться РёС… наставлений. РќРѕ РІ реальной жизни РјС‹ очень сильно РѕС‚ РЅРёС… отличаемся Рё даже РЅРµ стремимся быть похожими РЅР° РЅРёС…!?
  • Хаджж имеет РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ воздействие РЅР° очищение РґСѓС€ Рё сердец благодаря содержащимся РІ нем делам Рё обрядам.  Поистине, РѕРЅРё включают РІ себя глубокий смысл поклонения Рё проявления раболепия  перед Господом РњРёСЂРѕРІ. Р’ результате чего, РјС‹ читаем Рѕ чистых сердцах Рё телах, которыми обладали наши предки.  Ведь несмотря РЅР° то, что РѕРЅРё прекрасно выполняли РІСЃРµ СЃРІРѕРё дела, РѕРЅРё боялись, что РёС… дела Р±СѓРґСѓС‚ РЅРµ приняты. Что же касается нас, РєСЂРѕРјРµ тех над кем смилостивится Аллах, то нет РІ наших делах совершенства или богобоязненности, РЅРѕ, несмотря РЅР° это, РјС‹ очень СЃРїРѕРєРѕР№РЅРѕ Рё благодатно СЃРїРёРј, как будто Р±С‹ нам гарантирована высшая ступень рая, «Фирдавес»!
  • РћРґРёРЅ РёР· предшественников сказал: «Много людей, РЅРѕ мало РёР· РЅРёС… настоящих паломников", то, что СѓР¶ остается нам сказать?! РџСЂРѕСЃРёРј Аллаха, чтобы РћРЅ РЅРµ возненавидел нас.
  • Что же нам мешает быть такими же, как наши предшественники, дабы обрести счастье РІ РґРІСѓС… мирах; могущество Рё силу РІ этой жизни, Рё благодать РІ последующей.
 
Некоторое из нравственности предшественников в путешествии и хадже.
 
Предшественники, да смилуется над ним Аллах, знали как отдать должное своим спутникам. Они были прекрасными товарищами и делились в пути своей едой и питьем. Каждый из них хотел услужить своему брату и выполнить его работу. И ему не препятствовало это сделать ни его положение в обществе, ни его родовитость (принадлежность к знатному роду).
В·            Муджахид, РґР° смилостивится над РЅРёРј Аллах, сказал: «Я сопровождал Ибн Умара РІ путешествии, чтобы служить ему, Р° так оказалось, что РѕРЅ прислуживал Р·Р° РјРЅРѕР№!!
В·            РћРЅРё расходовали СЃРІРѕРё средства РІ пользу СЃРІРѕРёС… товарищей, терпели РѕР±РёРґС‹ Рё подчинялись Аллаху РІ отношении тех, кто ослушивался Его РІ отношении РёС….
В·            Также пересказывается, что Бухейм  Аль-Аджалит должен был поехать РІ хаджж вместе СЃ РѕРґРЅРёРј богатым торговцем. Р’ день отъезда Бухейм  заплакал так, что слезы покатились РїРѕ его РіСЂСѓРґРё. Затем РѕРЅ сказал: «Благодаря этому путешествию СЏ РІСЃРїРѕРјРЅРёР» путешествие Рє Аллаху», после РѕРЅ еще больше зарыдал.
В·            РќРѕ это РЅРµ понравилось его спутнику – торговцу. РћРЅ побоялся, что постоянным плачем РѕРЅ отравит ему его поездку. РќРѕ РєРѕРіРґР° РѕРЅРё прибыли РёР· паломничества, Рє РЅРёРј пришел человек, благодаря которому РѕРЅРё стали спутниками. Сначала РѕРЅ поприветствовал торговца Рё СЃРїСЂРѕСЃРёР», как ему было СЃ Бухеймом.
В·            РќР° что РѕРЅ ему ответил: «Я РЅРµ думал, что человек может обладать таким нравом как Сѓ него. Ведь РѕРЅ расходовал РЅР° меня, богатого  человека, СЃРІРѕРё деньги, РЅРµ смотря РЅР° СЃРІРѕСЋ нужду РІ РЅРёС…!! РћРЅ, человек преклонного возраста, прислуживал РјРЅРµ, молодому человеку!! И РЅРµ смотря РЅР° то, что РѕРЅ держит РїРѕСЃС‚, РѕРЅ готовил РјРЅРµ пищу!!
В·            Затем РѕРЅ направился Рє Бухейму, поприветствовав его, РѕРЅ СЃРїСЂРѕСЃРёР»:
- «Ну, как твой спутник?»
На что он ответил:
-        «Хороший РґСЂСѓРі, РјРЅРѕРіРѕ поминающий Аллаха, долго читающий Коран, быстро приходящий РѕС‚ этого РІ состояние плача, прощающий оплошность товарища. Пусть же Аллах Р·Р° его хорошее отношение РєРѕ РјРЅРµ  воздаст ему РґРѕР±СЂРѕРјВ».
В·            РњРЅРѕРіРёРµ предшественники ставили условием СЃРІРѕРёРј спутникам прислуживать РёРј, дабы заполучить Р·Р° это награду. Из РёС… числа `Аамир бен РђР±Рґ Кейс, РђРјСЂ бен Атаба бен Фархад, которые были очень усердными РІ поклонении Аллаху.
В·            Ибн Аль-Мубарак РєРѕСЂРјРёР» РІ путешествиях СЃРІРѕРёС… друзей самой лучшей едой, хотя сам был постящимся. И если РѕРЅ хотел совершить хаджж РёР· своего СЂРѕРґРЅРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґР°, РѕРЅ собирал СЃРІРѕРёС… сподвижников Рё РіРѕРІРѕСЂРёР», кто хочет РёР· вас совершить хаджж? Брал Сѓ РЅРёС… деньги РЅР° расходы Рё закрывал РІ СЃСѓРЅРґСѓРєРµ. Затем щедро тратил РЅР° РЅРёС… СЃРІРѕРё деньги Рё РєРѕСЂРјРёР» РёС… лучшей едой. Затем покупал РёРј РІ Мекке те подарки, которые РѕРЅРё пожелают. РџРѕ возвращении РЅР° СЂРѕРґРёРЅСѓ, РѕРЅ готовил РёРј еду. Рђ потом, подозвав каждого РёР· РЅРёС… Рє тому СЃСѓРЅРґСѓРєСѓ, возвращал РёРј РёС… деньги.
 
Как предшественники вели себя
в отношении «ихрама» и «Ат-тальбия».
 
В·         РњРѕР№ РґРѕСЂРѕРіРѕР№ брат, наши предшественники старались РґРѕ глубины души прочувствовать  состояние «ихрама». РћРЅРѕ Сѓ РЅРёС… означало отход РѕС‚ всех земных желаний Рё низменных страстей, душой Рё телом направиться Рє Творцу небес Рё земли. Поэтому РІ состоянии ихрама РѕРЅРё входили СЃ волнением, краснели, Рё РѕРЅРё очень боялись мысли Рѕ том, что Аллах РЅРµ примет РёС… дела.
В·            Анас бен Малик РїСЂРё вхождении РІ состояние ихрама РЅРµ РіРѕРІРѕСЂРёР» Рѕ чем-либо РёР· того, что связано СЃ этим РјРёСЂРѕРј. И так продолжалось вплоть РґРѕ выхода РёР· этого состояния.
В·            Рђ Али бен Аль-Хусейн, РґР° будет доволен РёРј Аллах, РєРѕРіРґР° вошел РІ состояние ихрама Рё сел РЅР° верблюдицу, пожелтел Рё задрожал так, что РЅРµ РјРѕРі произнести слова «Ат-тальбии». РўРѕРіРґР° Сѓ него спросили: - «Что СЃ тобой?В», РќР° что РѕРЅ ответил:  - «Я Р±РѕСЋСЃСЊ, что РјРЅРµ будет сказано: «Я РЅРµ перед тобой Рё нет тебе успеха!В»
В·            Рђ РєРѕРіРґР° Джафар РђСЃ-Садик, совершая хаджж, хотел произнести слова «Ат-тальбии», цвет лица его изменился, тогда Сѓ него спросили: - «Что СЃ тобой, Рѕ, сын посланника Аллаха, РґР° благословит его Аллах Рё приветствует!В»  РќР° что РѕРЅ ответил: - «Я хочу произнести слова «Ат-тальбии», РЅРѕ Р±РѕСЋСЃСЊ получить РЅРµ тот ответ, который СЏ желаю!В»
В·            Рђ Шурейх, РґР° смилостивится над РЅРёРј Аллах, РїСЂРё вхождении РІ состояние ихрама, был РїРѕС…РѕР¶ РЅР° глухую змею благодаря тому, что РѕРЅ РјРЅРѕРіРѕ молчал, созерцал Рё преклонял голову перед Аллахом, Всемогущий РћРЅ Рё Великий.
В·            И если даже РјРЅРѕРіРёРµ паломники нашего времени РЅРµ РїСЂРѕРёР·РЅРѕСЃСЏС‚ слова «Ат-тальбии», Р° большинство тех, которые РїСЂРѕРёР·РЅРѕСЃСЏС‚ эти слова, РЅРµ РїСЂРѕРёР·РЅРѕСЃСЏС‚ РёС… вслух или РЅРµ РіСЂРѕРјРєРѕ, то наши предшественники делали это совсем наоборот.
В·            РђР±Сѓ Хазим сказал: «Сподвижники РїСЂРѕСЂРѕРєР°, РґР° благословит его Аллах Рё приветствует, РєРѕРіРґР° входили РІ состояние ихрама, РЅРµ обретали РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ спокойствия, РїРѕРєР° голоса РёС… РЅРµ становились охрипшими». Потому что РѕРЅРё знали Рѕ том, что любит Аллах Рё это благодаря высказыванию РїСЂРѕСЂРѕРєР°, РґР° благословит его Аллах Рё приветствует: «Ко РјРЅРµ пришел Джабраил Рё повелел РјРЅРµ приказать СЃРІРѕРёРј сподвижникам Рё тем, кто будет СЃРѕ РјРЅРѕР№, РіСЂРѕРјРєРѕ произносить слова «Ат-тальбии». [Его пересказали авторы СЃР±РѕСЂРЅРёРєРѕРІ «Ас-сунан», Р° Аль-Альбани сказал Рѕ его достоверности].  Рђ также высказывания РїСЂРѕСЂРѕРєР°, РґР° благословит его Аллах Рё приветствует: «Лучший хаджж - это РіСЂРѕРјРєРѕРµ произнесение слов «Ат-тальбии» Рё РєРѕРіРґР° течет рекой РєСЂРѕРІСЊ жертвенных животных.
 
Как наши предшественники поклонялись во время хаджа.
 
        Имам Ибн Раджаб, РґР° смилостивится над РЅРёРј Аллах, СѓРїРѕРјСЏРЅСѓР» Рѕ том, что самыми великими признаками благочестия РІ хаджже считается выстаивание молитвы. Ведь тот, кто совершил хаджж, РЅРµ выстаивая молитвы, особенно если его хаджж был добровольным, РїРѕС…РѕР¶ РЅР° того, кто стараясь заработать рубль теряет тысячи рублей. Предшественники старались прилежно выполнять добровольные молитвы. Рђ РїСЂРѕСЂРѕРє, РґР° благословит его Аллах Рё приветствует, совершая путешествие, прилежно выполнял дополнительные молитвы, Р° также «Витр»,  верхом РЅР° своем животном.
В·            Рђ РђРјРёСЂ бен Раби`Р°, РґР° будет доволен РёРј Аллах, рассказывает Рѕ том, что РѕРЅ видел как посланник Аллаха, РґР° благословит его Аллах Рё приветствует, выполнял РІРѕ время путешествия ночную дополнительную молитву верхом РЅР° своем животном РІ том направлении, РІ котором РѕРЅРѕ двигалось.
(Аль-Бухари и Муслим).
В·            Ибн Умар, РґР° будет доволен РёРјРё РґРІСѓРјСЏ Аллах, сказал: «Посланник Аллаха выполнял дополнительную молитву верхом РЅР° своем животном РІ том направлении, РІ котором РѕРЅРѕ двигалось, Р° также молитву «Витр». Однако РѕРЅ РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ выполнял верхом РЅР° животном обязательную молитву»
(Аль-Бухари и Муслим)
В·            Мухаммад бен Васи`Рі ночью РІ пути Рє Мекке выполнял молитву РІ паланкине СЃ помощью указаний. Рђ погонщику верблюдов было велено повысить голос, дабы РЅРµ догадались люди Рё РЅРµ привлекать Рє нему внимания людей.
В·            Р’Рѕ время хаджжа Масрук если Рё спал, то РІ положении земного поклона.
В·            Аль-РњСѓРіРёСЂР° бен Хаким РђСЃ-Сан`ани совершил хаджж  РёРґСЏ пешком РёР· Йемена. Р’ его привычку входило еже ночное прочтение трети Корана. Для этого РѕРЅ останавливался Рё начинал молитву, затем РѕРЅ РґРѕРіРѕРЅСЏР» остальных РїРѕ прошествии довольно длительного периода времени.
 
Предшественники остерегали от показухи и ханжества.
 
            Для успешного совершения паломничества, каждый должен остерегаться следующих вещей: РЅРµ выполнять хаджж ради показухи или славы; Р° также быть высокомерным Рё гордым РІРѕ время этого путешествия; РѕРЅ должен отправится РІ хаджж только стремясь Рє лику Аллаха, С‚.Рµ. искренне, дабы снискать Его благосклонность Рє себе. Р’Рѕ время этого путешествия человек должен проявлять скромность Рё богобоязненность.
В·            Предшественники, РґР° смилостивиться над РЅРёРј Аллах, сильно остерегались того, чтобы РЅР° РёС… дела пала тень показушничества или сладострастия. Так как РѕРЅРё знали, что Аллах, может принять РѕС‚ РЅРёС… только искренне выполненные ради Него дела Рё те РёР· РЅРёС…, которые соответствуют СЃСѓРЅРЅРµ Его РїСЂРѕСЂРѕРєР°, РґР° благословит его Аллах Рё приветствует. РћР± этом Всевышний сказал РІ священном хадисе («Хадис РљСѓРґСЃРёВ»): «Если кто-то сделал какое-то дело, придав что-то РњРЅРµ РІ сотоварищи, СЏ оставлю его Рё его многобожие» [Его пересказал Муслим]. И поэтому РєРѕРіРґР° РѕРґРёРЅ человек сказал Ибн Гумару, РґР° будет доволен РёРј Аллах:
-        «Как РјРЅРѕРіРѕ паломников!В»
На что Ибн Гумар ответил:
-        «Как же РёС… РІСЃРµ-таки мало!В»
            РЎСѓРґСЊСЏ Шурейх сказал: «Паломников мало, несмотря РЅР° то, что РјРЅРѕРіРѕ приехавших. Как РјРЅРѕРіРѕ тех, кто творит РґРѕР±СЂРѕ, РЅРѕ как же мало тех, кто делает это искренне ради Аллаха».
В·            Гумар бен Аль-Хаттаб однажды РїРѕ пути РІ Мекку сказал: волосы ваши потрепаны, одежды ваши покрыты пылью, РІС‹ терпите большие расходы Рё РјРЅРѕРіРёРј жертвуете. И делаете РІСЃРµ это РЅРµ ради какого-то РјРёСЂСЃРєРѕРіРѕ  блага. Поэтому РјС‹ РЅРµ знаем лучшего путешествия, чем хаджж!!!
В·            РњРѕРё братья Рё сестры, РєРѕРіРґР° Аллах, Всемогущий Рё Великий, грамматически отнес Рё прибавил  Рє себе этот Дом, сказав РїСЂРѕСЂРѕРєСѓ Аврааму:    И очисти РњРѕР№ Дом для паломников, обходящих его. [Аль-Хадж: 26], Любящие сердца связались СЃ РґРѕРјРѕРј объекта РёС… любви (С‚.Рµ. Аллаха). И каждый раз, как РѕРЅРё слышат упоминание Рѕ святом РґРѕРјРµ, РѕРЅРё скучают РїРѕ нему Рё РёС… охватывает грусть РѕС‚ того, что РѕРЅРё находятся вдали РѕС‚ него.
В·            РћРґРёРЅ РёР· праведников, РєРѕРіРґР° увидел паломника выходившего РІ путь, остановился Рё, заплакав, сказал:
-        "Рћ какое бессилие!" Затем, тяжело задышав, выговорил: Как несчастен тот, кто РЅРµ может достигнуть этого Дома. РќРѕ какое же несчастье постигнет того, кто РЅРµ сможет достичь Господа этого Дома?В»
В·            РўРѕРјСѓ, кто РЅРµ может совершить хаджж, увидев возвращающихся или отправляющихся РЅР° святые места паломников имеет РІСЃРµ основания, чтобы  опечалится Рё взволноваться.
Скажите посетившим святые земли:  «Приятного вам аппетита РІ вечных садах. Напоите нас РІРѕРґРѕСЋ, ведь РјС‹ жаждем ее, Р° РІС‹ ее источник».
 
Как себя вели предшественники на Арафате.
 
            Дорогие братья Рё сестры, предшественники, оказавшись РЅР° Арафате, вели себя РїРѕ-разному. Из РЅРёС… были те, которыми овладевали страх Рё стеснительность, РёР· РЅРёС… были те, кто надеялся только РЅР° хорошее, РёР· РЅРёС… были те, кем овладевали волнение Рё РѕРЅРё скучали РїРѕ родным, однако РІСЃРµ РѕРЅРё были одинаковы РІ «зикре» (поминании Господа) Рё обращениях Рё мольбах Рє Аллаху.
В·            Мутарриф Рё Бакр, сыновья Абдуллы бен Шуджейра, РґР° будет доволен РёРјРё РѕР±РѕРёРјРё Аллах, РєРѕРіРґР° РѕРЅРё остановились РІ РѕРґРЅРѕРј РёР· мест РЅР° Арафате, Мутарриф сказал: «О Аллах, РЅРµ отвергай РёР·-Р·Р° меня тех, кто остановился РІ этом месте! Рђ Бакр добавил: «Какое почетное это место, Рё какие большие надежды Сѓ тех, кто стоит здесь, если Р±С‹ РЅРµ было меня среди РЅРёС…!
В·            Рђ Аль-Фудейль РІРѕ время сезона хаджжа сказал РЁСѓ`ейбу бен Харбу: «Если ты думаешь, что РІ этом месте есть кто-то хуже нас тобой, то ты ошибаешься!
В·            Ибн Аль-Мубарак наоборот был оптимистом. Однажды РѕРЅ рассказал следующие: «Я пришел Рє Суфьяну РђСЃ-Саури вечером Рё РЅР° Арафате застал его РЅР° коленях, Рё РѕРЅ был весь РІ слезах. РљРѕРіРґР° РѕРЅ повернулся РєРѕ РјРЅРµ,  СЏ ему сказал:
-        «У РєРѕРіРѕ РёР· собравшихся здесь наихудшее положение?В»
На что он ответил:
-        «У того, кто думает, что Аллах РЅРµ простит ему!В»
А также пересказывается, что Аль-Фудейль, посмотрев на рыдающих людей вечером на Арафате, сказал:
-        «Как РІС‹ считаете, если Р±С‹ эти направились Рє РєРѕРјСѓ-то Рё попросили его дать РёРј РѕРґРёРЅ «даник» (монета равная 1/6 дирхема), РѕРЅ отверг Р±С‹ РёС…?В»
Они сказали:
-        «Нет!В»
РўРѕРіРґР° РѕРЅ,  продолжая, сказал:
-        «Клянусь Аллахом, Аллаху дать нам прощение намного легче, чем тому человеку расстаться СЃ РѕРґРЅРёРј «даником»!!В»
Я взываю к Аллаху, моля простить меня. И я знаю, что Он прощает и милует.
 
Как они вели себя при «Тавафе»
(обход Священного Дома)
 
             Абдель-Муджид бен РђР±Рё Раввад сказал: «Они обходили Дом смиренно поминая Аллаха Всевышнего, как будто РЅР° РёС… головах сидели птицы (С‚.Рµ  смиренно). Каждый, кто видел РёС…, понимал, что эти люди находятся РІ состоянии поклонения Рё выполнения РѕР±СЂСЏРґРѕРІ.
В·            Тавус был РёР· тех, кто РїРѕРґС…РѕРґРёР» РїРѕРґ это описание.
В·            РћРґРЅРёРј РёР· РІРёРґРѕРІ поклонения, необходимых РІРѕ время «тавафа», является притупление РІР·РѕСЂР° РІРІРёРґСѓ наличия наряду СЃ мужчинами женщин РІРѕ время «тавафа».
Ибну ль-Джаузи сказал: «И знайте, что обязательно нужно притуплять РІР·РѕСЂ, если увидишь что-то запретное. Ведь сколько раз это спасало РѕС‚ проблем, особенно РІ состоянии ихрама, РєРѕРіРґР° женщины открывают СЃРІРѕРё лица. И тому, кто  боится Аллаха, следует сдержать себя РІ подобных случаях РїРѕРјРЅСЏ цель этого мероприятия, ведь сколько испортилось людей РёР· числа тех, кто часто смотрит РїРѕ сторонам!В»
В·            Что же касается женщин, то РѕРЅРё РЅРµ должны толкаться РІРѕ время «Тавафа» РІ гуще мужчин, выбирая время, РІ которое уменьшается толчея возле Дома. Так Рё поступала мать правоверных Аиша, совершая «таваф» РІ стороне РѕРґРЅР° вдалеке РѕС‚ мужчин. И если была толчея, РѕРЅР° РЅРµ целовала Рё РЅРµ прикасалась Рє черному камню, Р° также Рє йеменскому углу.
В·            И РєРѕРіРґР° служанка ее сказала: «О, мать правоверных, СЏ обошла семь раз Дом Рё прикоснулась Рє углу, РґРІР° или три раза». Аиша сказала:  «Да РЅРµ наградит тебя Аллах! Да РЅРµ наградит тебя Аллах! РўС‹ толкалась СЃ мужчинами?! Разве ты РЅРµ могла просто пройти сказав слова «Аллаху Акбар! (Аллах Велик!)В».