Как предшественники совершали Хадж
Версия для печати
   «Как предшественники совершали хадж»
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
 
          Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и молитвы последнему из пророков, нашему пророку Мухаммаду, а также членам его семьи и сподвижникам. А затем:
  • Поистине, очень много религиозных книг, в которых рассказывается о том, как наши предшественники совершали паломничество. А также мы слышали очень много проповедей, побуждающих людей следовать их примеру и придерживаться их наставлений. Но в реальной жизни мы очень сильно от них отличаемся и даже не стремимся быть похожими на них!?
  • Хаджж имеет огромное воздействие на очищение душ и сердец благодаря содержащимся в нем делам и обрядам.  Поистине, они включают в себя глубокий смысл поклонения и проявления раболепия  перед Господом Миров. В результате чего, мы читаем о чистых сердцах и телах, которыми обладали наши предки.  Ведь несмотря на то, что они прекрасно выполняли все свои дела, они боялись, что их дела будут не приняты. Что же касается нас, кроме тех над кем смилостивится Аллах, то нет в наших делах совершенства или богобоязненности, но, несмотря на это, мы очень спокойно и благодатно спим, как будто бы нам гарантирована высшая ступень рая, «Фирдавес»!
  • Один из предшественников сказал: «Много людей, но мало из них настоящих паломников", то, что уж остается нам сказать?! Просим Аллаха, чтобы Он не возненавидел нас.
  • Что же нам мешает быть такими же, как наши предшественники, дабы обрести счастье в двух мирах; могущество и силу в этой жизни, и благодать в последующей.
 
Некоторое из нравственности предшественников в путешествии и хадже.
 
Предшественники, да смилуется над ним Аллах, знали как отдать должное своим спутникам. Они были прекрасными товарищами и делились в пути своей едой и питьем. Каждый из них хотел услужить своему брату и выполнить его работу. И ему не препятствовало это сделать ни его положение в обществе, ни его родовитость (принадлежность к знатному роду).
·            Муджахид, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Я сопровождал Ибн Умара в путешествии, чтобы служить ему, а так оказалось, что он прислуживал за мной!!
·            Они расходовали свои средства в пользу своих товарищей, терпели обиды и подчинялись Аллаху в отношении тех, кто ослушивался Его в отношении их.
·            Также пересказывается, что Бухейм  Аль-Аджалит должен был поехать в хаджж вместе с одним богатым торговцем. В день отъезда Бухейм  заплакал так, что слезы покатились по его груди. Затем он сказал: «Благодаря этому путешествию я вспомнил путешествие к Аллаху», после он еще больше зарыдал.
·            Но это не понравилось его спутнику – торговцу. Он побоялся, что постоянным плачем он отравит ему его поездку. Но когда они прибыли из паломничества, к ним пришел человек, благодаря которому они стали спутниками. Сначала он поприветствовал торговца и спросил, как ему было с Бухеймом.
·            На что он ему ответил: «Я не думал, что человек может обладать таким нравом как у него. Ведь он расходовал на меня, богатого  человека, свои деньги, не смотря на свою нужду в них!! Он, человек преклонного возраста, прислуживал мне, молодому человеку!! И не смотря на то, что он держит пост, он готовил мне пищу!!
·            Затем он направился к Бухейму, поприветствовав его, он спросил:
- «Ну, как твой спутник?»
На что он ответил:
-        «Хороший друг, много поминающий Аллаха, долго читающий Коран, быстро приходящий от этого в состояние плача, прощающий оплошность товарища. Пусть же Аллах за его хорошее отношение ко мне  воздаст ему добром».
·            Многие предшественники ставили условием своим спутникам прислуживать им, дабы заполучить за это награду. Из их числа `Аамир бен Абд Кейс, Амр бен Атаба бен Фархад, которые были очень усердными в поклонении Аллаху.
·            Ибн Аль-Мубарак кормил в путешествиях своих друзей самой лучшей едой, хотя сам был постящимся. И если он хотел совершить хаджж из своего родного города, он собирал своих сподвижников и говорил, кто хочет из вас совершить хаджж? Брал у них деньги на расходы и закрывал в сундуке. Затем щедро тратил на них свои деньги и кормил их лучшей едой. Затем покупал им в Мекке те подарки, которые они пожелают. По возвращении на родину, он готовил им еду. А потом, подозвав каждого из них к тому сундуку, возвращал им их деньги.
 
Как предшественники вели себя
в отношении «ихрама» и «Ат-тальбия».
 
·         Мой дорогой брат, наши предшественники старались до глубины души прочувствовать  состояние «ихрама». Оно у них означало отход от всех земных желаний и низменных страстей, душой и телом направиться к Творцу небес и земли. Поэтому в состоянии ихрама они входили с волнением, краснели, и они очень боялись мысли о том, что Аллах не примет их дела.
·            Анас бен Малик при вхождении в состояние ихрама не говорил о чем-либо из того, что связано с этим миром. И так продолжалось вплоть до выхода из этого состояния.
·            А Али бен Аль-Хусейн, да будет доволен им Аллах, когда вошел в состояние ихрама и сел на верблюдицу, пожелтел и задрожал так, что не мог произнести слова «Ат-тальбии». Тогда у него спросили: - «Что с тобой?», На что он ответил:  - «Я боюсь, что мне будет сказано: «Я не перед тобой и нет тебе успеха!»
·            А когда Джафар Ас-Садик, совершая хаджж, хотел произнести слова «Ат-тальбии», цвет лица его изменился, тогда у него спросили: - «Что с тобой, о, сын посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!»  На что он ответил: - «Я хочу произнести слова «Ат-тальбии», но боюсь получить не тот ответ, который я желаю!»
·            А Шурейх, да смилостивится над ним Аллах, при вхождении в состояние ихрама, был похож на глухую змею благодаря тому, что он много молчал, созерцал и преклонял голову перед Аллахом, Всемогущий Он и Великий.
·            И если даже многие паломники нашего времени не произносят слова «Ат-тальбии», а большинство тех, которые произносят эти слова, не произносят их вслух или не громко, то наши предшественники делали это совсем наоборот.
·            Абу Хазим сказал: «Сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда входили в состояние ихрама, не обретали духовного спокойствия, пока голоса их не становились охрипшими». Потому что они знали о том, что любит Аллах и это благодаря высказыванию пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Ко мне пришел Джабраил и повелел мне приказать своим сподвижникам и тем, кто будет со мной, громко произносить слова «Ат-тальбии». [Его пересказали авторы сборников «Ас-сунан», а Аль-Альбани сказал о его достоверности].  А также высказывания пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Лучший хаджж - это громкое произнесение слов «Ат-тальбии» и когда течет рекой кровь жертвенных животных.
 
Как наши предшественники поклонялись во время хаджа.
 
        Имам Ибн Раджаб, да смилостивится над ним Аллах, упомянул о том, что самыми великими признаками благочестия в хаджже считается выстаивание молитвы. Ведь тот, кто совершил хаджж, не выстаивая молитвы, особенно если его хаджж был добровольным, похож на того, кто стараясь заработать рубль теряет тысячи рублей. Предшественники старались прилежно выполнять добровольные молитвы. А пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершая путешествие, прилежно выполнял дополнительные молитвы, а также «Витр»,  верхом на своем животном.
·            А Амир бен Раби`а, да будет доволен им Аллах, рассказывает о том, что он видел как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выполнял во время путешествия ночную дополнительную молитву верхом на своем животном в том направлении, в котором оно двигалось.
(Аль-Бухари и Муслим).
·            Ибн Умар, да будет доволен ими двумя Аллах, сказал: «Посланник Аллаха выполнял дополнительную молитву верхом на своем животном в том направлении, в котором оно двигалось, а также молитву «Витр». Однако он никогда не выполнял верхом на животном обязательную молитву»
(Аль-Бухари и Муслим)
·            Мухаммад бен Васи`г ночью в пути к Мекке выполнял молитву в паланкине с помощью указаний. А погонщику верблюдов было велено повысить голос, дабы не догадались люди и не привлекать к нему внимания людей.
·            Во время хаджжа Масрук если и спал, то в положении земного поклона.
·            Аль-Мугира бен Хаким Ас-Сан`ани совершил хаджж  идя пешком из Йемена. В его привычку входило еже ночное прочтение трети Корана. Для этого он останавливался и начинал молитву, затем он догонял остальных по прошествии довольно длительного периода времени.
 
Предшественники остерегали от показухи и ханжества.
 
            Для успешного совершения паломничества, каждый должен остерегаться следующих вещей: не выполнять хаджж ради показухи или славы; а также быть высокомерным и гордым во время этого путешествия; он должен отправится в хаджж только стремясь к лику Аллаха, т.е. искренне, дабы снискать Его благосклонность к себе. Во время этого путешествия человек должен проявлять скромность и богобоязненность.
·            Предшественники, да смилостивиться над ним Аллах, сильно остерегались того, чтобы на их дела пала тень показушничества или сладострастия. Так как они знали, что Аллах, может принять от них только искренне выполненные ради Него дела и те из них, которые соответствуют сунне Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Об этом Всевышний сказал в священном хадисе («Хадис Кудси»): «Если кто-то сделал какое-то дело, придав что-то Мне в сотоварищи, я оставлю его и его многобожие» [Его пересказал Муслим]. И поэтому когда один человек сказал Ибн Гумару, да будет доволен им Аллах:
-        «Как много паломников!»
На что Ибн Гумар ответил:
-        «Как же их все-таки мало!»
            Судья Шурейх сказал: «Паломников мало, несмотря на то, что много приехавших. Как много тех, кто творит добро, но как же мало тех, кто делает это искренне ради Аллаха».
·            Гумар бен Аль-Хаттаб однажды по пути в Мекку сказал: волосы ваши потрепаны, одежды ваши покрыты пылью, вы терпите большие расходы и многим жертвуете. И делаете все это не ради какого-то мирского  блага. Поэтому мы не знаем лучшего путешествия, чем хаджж!!!
·            Мои братья и сестры, когда Аллах, Всемогущий и Великий, грамматически отнес и прибавил  к себе этот Дом, сказав пророку Аврааму:    И очисти Мой Дом для паломников, обходящих его. [Аль-Хадж: 26], Любящие сердца связались с домом объекта их любви (т.е. Аллаха). И каждый раз, как они слышат упоминание о святом доме, они скучают по нему и их охватывает грусть от того, что они находятся вдали от него.
·            Один из праведников, когда увидел паломника выходившего в путь, остановился и, заплакав, сказал:
-        "О какое бессилие!" Затем, тяжело задышав, выговорил: Как несчастен тот, кто не может достигнуть этого Дома. Но какое же несчастье постигнет того, кто не сможет достичь Господа этого Дома?»
·            Тому, кто не может совершить хаджж, увидев возвращающихся или отправляющихся на святые места паломников имеет все основания, чтобы  опечалится и взволноваться.
Скажите посетившим святые земли:  «Приятного вам аппетита в вечных садах. Напоите нас водою, ведь мы жаждем ее, а вы ее источник».
 
Как себя вели предшественники на Арафате.
 
            Дорогие братья и сестры, предшественники, оказавшись на Арафате, вели себя по-разному. Из них были те, которыми овладевали страх и стеснительность, из них были те, кто надеялся только на хорошее, из них были те, кем овладевали волнение и они скучали по родным, однако все они были одинаковы в «зикре» (поминании Господа) и обращениях и мольбах к Аллаху.
·            Мутарриф и Бакр, сыновья Абдуллы бен Шуджейра, да будет доволен ими обоими Аллах, когда они остановились в одном из мест на Арафате, Мутарриф сказал: «О Аллах, не отвергай из-за меня тех, кто остановился в этом месте! А Бакр добавил: «Какое почетное это место, и какие большие надежды у тех, кто стоит здесь, если бы не было меня среди них!
·            А Аль-Фудейль во время сезона хаджжа сказал Шу`ейбу бен Харбу: «Если ты думаешь, что в этом месте есть кто-то хуже нас тобой, то ты ошибаешься!
·            Ибн Аль-Мубарак наоборот был оптимистом. Однажды он рассказал следующие: «Я пришел к Суфьяну Ас-Саури вечером и на Арафате застал его на коленях, и он был весь в слезах. Когда он повернулся ко мне,  я ему сказал:
-        «У кого из собравшихся здесь наихудшее положение?»
На что он ответил:
-        «У того, кто думает, что Аллах не простит ему!»
А также пересказывается, что Аль-Фудейль, посмотрев на рыдающих людей вечером на Арафате, сказал:
-        «Как вы считаете, если бы эти направились к кому-то и попросили его дать им один «даник» (монета равная 1/6 дирхема), он отверг бы их?»
Они сказали:
-        «Нет!»
Тогда он,  продолжая, сказал:
-        «Клянусь Аллахом, Аллаху дать нам прощение намного легче, чем тому человеку расстаться с одним «даником»!!»
Я взываю к Аллаху, моля простить меня. И я знаю, что Он прощает и милует.
 
Как они вели себя при «Тавафе»
(обход Священного Дома)
 
             Абдель-Муджид бен Аби Раввад сказал: «Они обходили Дом смиренно поминая Аллаха Всевышнего, как будто на их головах сидели птицы (т.е  смиренно). Каждый, кто видел их, понимал, что эти люди находятся в состоянии поклонения и выполнения обрядов.
·            Тавус был из тех, кто подходил под это описание.
·            Одним из видов поклонения, необходимых во время «тавафа», является притупление взора ввиду наличия наряду с мужчинами женщин во время «тавафа».
Ибну ль-Джаузи сказал: «И знайте, что обязательно нужно притуплять взор, если увидишь что-то запретное. Ведь сколько раз это спасало от проблем, особенно в состоянии ихрама, когда женщины открывают свои лица. И тому, кто  боится Аллаха, следует сдержать себя в подобных случаях помня цель этого мероприятия, ведь сколько испортилось людей из числа тех, кто часто смотрит по сторонам!»
·            Что же касается женщин, то они не должны толкаться во время «Тавафа» в гуще мужчин, выбирая время, в которое уменьшается толчея возле Дома. Так и поступала мать правоверных Аиша, совершая «таваф» в стороне одна вдалеке от мужчин. И если была толчея, она не целовала и не прикасалась к черному камню, а также к йеменскому углу.
·            И когда служанка ее сказала: «О, мать правоверных, я обошла семь раз Дом и прикоснулась к углу, два или три раза». Аиша сказала:  «Да не наградит тебя Аллах! Да не наградит тебя Аллах! Ты толкалась с мужчинами?! Разве ты не могла просто пройти сказав слова «Аллаху Акбар! (Аллах Велик!)».