Версия для печати

Это была первая моя поездка за границу. Если бы мне кто-нибудь сказал, что она будет в Королевство Саудовская Аравия, я этому никогда бы не поверил. И надо же такой подарок судьбы от Аллаха мне представилась большая честь и возможность совершить Хадж.

     В Мекку по воле Аллаха мне и другим россиянам пришлось ехать через Иорданию, где мы пробыли 2 дня, так как ждали разрешения на въезд в Королевство Саудовская Аравия. Нам пришлось долго стоять в очереди на контрольно-пропускном пункте в Иордании, потому что до нас приехали тысячи паломников из других стран. В рядом стоящей мечети мы долго молились и просили Всемогущего простить наши грехи, и помочь Джамиль хазряту и Булат хазряту оформить наши документы, и проставить все печати.

     И вот  мы пересекли границу и на таможне в Саудовской Аравии. Также стояли в очереди, ходили на намазы в мечети, общались с паломниками из республик, входившими когда-то в Советский Союз. Все очень обрадовались, что встретили тут друг друга, делились новостями, радовались, что скоро смогут совершить хадж. Многие из заграничных паломников впервые узнали, что в Поволжье проживает много мусульман, и число их удвоилось, строятся мечети, и что руководители республик Татарстан и Башкирия мусульмане.

    Незаметно прошли часы на таможне и к нам подошли саудовские таможенники. Паспортный контроль и осмотр багажа очень доброжелателен и проводится быстро, денег за проезд у нас не требовали. И еще к паломникам из России тут, очень трепетное отношение.

     И вот, наши руководители Булат хазрят, Джамиль хазрят, Габдурахман хазрят и Яхья хазрят раздали загранпаспорта и мы на земле Аравии. Многие паломники из Татарстана и Башкирии плакали от радости, читали намазы и целовали Святую Землю. Происходили чудеса- некоторым из приболевших мусульман стало лучше, они выздоровели.

     Первая остановка на ночной намаз была в небольшом городке Табуке. Роскошные белые мечети и тахарат в городе расположены на расстоянии 300-500 метров друг от друга. В Табуке как и в других городах Аравии есть все для паломников, чтобы скрасить путешествие. Нет только нашей грязи, водочных и пивных бутылок, пьяных людей, нет вредных насекомых и мух. Не увидел я и обычных для Казани игорных домов, ночных клубов и объявлений типа “досуг”.  Каждая семья имеет свой отдельный двух или трехэтажный дом. Снаружи строения выглядят довольно скромно и однообразно, но под каждым окном есть японский или корейский кондиционер, а на крышах по несколько спутниковых тарелок. Высота потолков не ниже трех метров и у каждых ворот стоят дорогие автомобили. Проживающий тут народ открытый, добрый, гостеприимный и очень-очень богатый. У каждого мусульманина к специальному поясу крепиться большой и толстый кошелек. Когда я был в магазине, то подглядел, что купюры там крупного номинала в 100, 200 и 500 риалов. Позже я узнал, что это обычная сумма саудовца на карманные расходы. 

     Я увидел, что в королевстве люди делятся на две большие социальные группы. Это коренные арабы-саудовцы и приехавшие на заработки иностранные рабочие.

     Первая группа не однородна и делится на два больших сообщества. Это кочевники или бедуины с Аравийского полуострова и внутренних областей. Из нее вышли почти все представители высшей знати государства и сам король Саудовской Аравии Фахд. Большая часть потомков бедуинов работают на таможне и в полиции, где я их и увидел. Служат они также в армии и в специальных подразделениях. Бедуины худощавые, стройные, невысокого или среднего роста, одетые в пятнистую форму и защитный камуфляж, они напомнили мне гордых леопардов пустыни.

     Во второе входят жители земледельческих районов и оазисов. Они, как и прежде живут в городах и поселках, занимаются торговлей и земледелием. Это рослые, крепкого телосложения и очень улыбчивые люди.

     Иностранных рабочих можно встретить везде: они работают на рынках, строят дома и дороги, убирают мусор, занимаются перевозкой грузов. Заработать хорошие деньги в Саудовскую Аравию едут люди со всего мира. Едут большими семьями и пока мужчины работают, женщины присматривают за домом, а подрастающие поколение учится в местных школах, медресе и институтах, получая нужные профессии для своей родины. Уезжают они уже состоятельными людьми и могут позволить себе купить землю, дом, машину, яхту или самолет. За лучшей долей в Аравию едут и  наши россияне с жителями ближнего зарубежья. Потом в Мекке я увидел татар-казанцев, которые учатся в местном университете и узбеков, таджиков с туркменами, работающих на рынке.

     Из всех социальных групп люди следят за собой, я не видел ни одного мусульманина с пивным животом, неряшливо и плохо одетым. Ни у одного сообщества женщины не работают, они занимаются рождением и воспитанием детей, ведут домашнее хозяйство и следят за слугами. Но оказалось, что и из этого есть исключение. Позже в Мекке и Медине я увидел африканских женщин одетых во все черное. Они сидели с маленькими детьми вдоль оживленных дорог, у мечетей и гостиниц, занимаясь мелкой торговлей или попрошайничеством.   

     Остановка на утренний намаз была в городе Тайма. Было еще темно. Мы совершили тахарат, прочитали намаз, посетили магазины, перекусили в местных столовых.

     Кухня для паломников очень разнообразная: арабская, европейская, турецкая. Блюда есть на все вкусы: острые и не очень, мясные и вегетарианские, подается чай и различные тропические напитки, которые я никогда в жизни не пробовал.

     За 5 риалов можно перекусить, за 10 риалов можно плотно покушать, а за 15-20 съесть сытное экзотическое блюдо. Один риал- это 3,71 доллара. Деньги очень красивые, на них изображен король Фахд- хранитель двух святынь, чудесные финиковые пальмы, невообразимые горы, море с кораблями и крупнейшие промышленные предприятия.

     В Тайме я впервые увидел и едущих с нами в Мекку калек или нищих. Но они были какие-то странные и резко отличались от  тех, которых мощно увидеть в Казани. От хазрятов и хаджей я узнал, что нищих в Саудовской Аравии довольно много и число их увеличивается из года в год, создавая много проблем для государства. Они едут в Мекку и Медину со всего мира, остаются там под любыми предлогами и не хотят уезжать домой. Многие бедные государства Африки и Азии специально посылают их на заработки, так как они приносят большой доход в казну.

     Нищими или попрошайками являются: искалеченные на войне, родившиеся с различными и страшными уродствами люди, вдовы с малолетними детьми и старики. Многие проживают в Аравии много лет и те, которым повезло, носят дорогие одежды, золото, пользуются изысканными духами и благовониями, их даже возят и охраняют специально нанятые люди.

     Выслушав рассказ хазрята, один из паломников не задумываясь сказал, что можно и из России посылать своих “блаженных’’ на заработки. Эти слова вызвали смех у хазрята и стоящих рядом хаджей, проживавших несколько лет тому назад в Мекке. Оказалось, что в Мекку при Ельцине, приезжали многоуважаемые “хаджи” из Казани, которым король по ошибке дал приглашение на въезд. И что они во время своего хаджа пытались вести переговоры о посылке казанских “синяков” на промыслы в святую землю и даже хотели посоветовать королю, модернизировать местную религию, и внедрить евроислам.    

     Мы снова расселись по своим автобусам, нас пересчитали и в путь. Автобусы-мерседесы комфортабельные, с кондиционерами и туалетами, но почти одного цвета и их легко перепутать.

     Мы ехали через горную пустыню. Пустыня активно обустраивается: построены высотные линии электропередач, строятся дома, высаживаются финиковые пальмы. Финиковых пальм много, их там тысячи больших и маленьких. Чтобы посадить дерево в пустыне требуется много времени и усилий нескольких поколений людей. С начала в камнях выдалбливают глубокие ямы и укрепляют их, после привозят специальную землю. Только потом сажают маленькое деревце, поливают, ухаживают и охраняют. Воду привозят на специальных грузовиках-водовозах. Дороги в Саудовской Аравии резко отличаются от российских- нет трещин, ухабов, рытвин и грязи. Я смотрел в окно автобуса и наблюдал, как на личных автомобилях, автобусах, переделанных под автобусы грузовиках, сотни и тысячи паломников из других стран и континентов мчались с нами в Мекку. Еще я наблюдал природу и Аравийские горы различных цветов и оттенков: белые, серые, желтые, песочные, красные, розовые, синие даже фиолетовые. И вот чудо, в горах, специально для людей, создано искусственное водохранилище и необычный рукотворный водопад.

     Мое первое впечатление о Королевстве Саудовская Аравия это был неописуемый восторг от увиденного, как в восточной сказке из “Тысяча и одна ночь”. Я и не только я смотрел на все с удивленными глазами и открытым ртом. Я даже и не представлял, что есть такой уголок на Земле, и есть такая цивилизация. Что есть такие избранные люди, которых возлюбил Аллах. И что есть народ, которым был ниспослан Коран и пророк, устами которого святая книга доведена до людей. В моих взглядах и в моей судьбе произошел коренной перелом и наступил новый этап в моей жизни.

             

 

 

                                                                                                                 Рустем Хаджи Рахимов

                                                                                                                 11.06.05

                                                                                                                 г. Казань, 420061

                                                                                                                 ул. Н. Ершова, д. 55-б, кв. 43

                                                                                                                 тел. 72-12-10

Популярное

Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...
Зимняя рыбалка - это прекрасный повод отвлечься от повседневных будней, испытать новые ощущения, порадовать близких отличным уловом ...