Версия для печати

     “Замзям” – волшебное заклинание из восточной сказки. “Ларчик откройся или пещера откройся” - так первоначально мне перевели его. Редкое для России словосочетание вызвало смех, иронию и почему-то развеселило присутствующих. “Смешное очень” и напоминает словечки “сим сим” или “ням ням,” – ответили мне. “Дикое племя нямням жило там”, - сказали другие. Очень страшный Зяма из сериала о “ментах”, который выбивал показания у подследственных. Вот так, поняли слово “замзям”, большинство опрашиваемых. Остальным на ум вообще ни чего не приходило. И такие ответы мне дали люди с двумя высшими образованьями, занимающие ответственные посты и имеющие широкий кругозор. А о простых служащих и говорить не чего – дожив до пенсии, они только впервые от меня услышали о таком слове. Все это заставило меня призадуматься и написать данную статью.

     Замзям – это не сакура с кустистым кактусом, не дикое племя, не заклинание, а святой источник в Мекке. Находится в главной мечети мира аль-Масджид аль-Харам. Переводится с древнеарабского, как “Остановись, остановись!” И сама история возникновения названия источника уходит в глубину веков, в библейские времена.

     У пророка Ибрагима первая жена Сара была бездетна, и он с ее согласия взял себе в жены рабыню-египтянку Хаджар. Но не было между женами мира и согласия. Раздоры зашли слишком далеко, и Ибрагим по наущениям Сары решил удалить Хаджар в пустыню. Он привел беременную женщину в бесплодную пустыню недалеко от будущей Мекки, оставив ей немного еды и воды.

     Вскоре бедная наложница родила сына. Стояла невыносимая жара, Хаджар мучилась от жажды, страдал и младенец. Приближалась смерть и Хаджар в смятении и от безысходности 

стала метаться в поисках помощи. Она сначала просилась бежать к холму Сафа, но не найдя там людей и воды кинулась к холму Марва. Но и там не оказалось спасения. Бедная женщина семь раз прошла и пробежала между холмами, но безрезультатно. Хаджар возопила в отчаянии: “Исами, я ил, ил”, то есть  “Услышь меня, Господи, Господи!” Отсюда и произошло имя Исмаила.

     Ангел Джебраил явился матери Исмаила Хаджар, когда она в поисках воды, людей и помощи металась между холмами ас-Сафа и аль-Марва. Джебраил сделал ногой углубление в земле, и из него забила вода. Так Аллах сжалился над Хаджар. Воды было так много, она забила так сильно, что могла бы затопить все окрестности. ”Остановись! Остановись! ” - уже радостная кричала она, а живительная влага все продолжала поступать и поступать, и матери Исмаила пришлось обложить благословенный ключ землей. Так от двух этих слов святой источник получил свое название.

     Мой рассказ почему-то вызвал у людей странную реакцию. Начался спор. “У мусульман нет вообще святых источников, так как ислам это религия от сатаны“, - говорили одни. Нет! У татар есть – это Раифский монастырь и голубое озеро!” - сразу возразили другие. “Есть еще священный источник около Билярского городища или у древних развалин Булгара”, - вспомнил один сослуживец. “Замзям был когда-то, а сейчас его нет, а принесенная вода, набрана из под крана и вредна. И зачем я этим занимаюсь, больше мне делать не чего” – получил я на последок.

     Да было время, когда потухали свечи единобожия, когда мрак невежества и неведения относительно истинной веры был близок к тому, чтобы накрыть собой все разумное. Не всегда Замзям утолял и исцелял. В одно время его даже разрушили и засыпали. Честь возродить и восстановить колодец выпала Абд аль-Мутталибу, будущему дедушке пророка. Ему приснился странный сон, в котором явилось видение. Дух в человеческом обличье решительно повелевал ему: ”Выкопай Замзям! Выкопай Замзям!” Речь шла об исчезнувшем роднике возле Каабы. Колодец нужен был паломникам, чтобы они могли напиться воды. На возрождение Замзяма ушло много лет – на этом месте стояли языческие идолы – пришлось долго бороться с невежеством соплеменников, потом было нашествие Абрахи на Мекку и смерть любимого сына, отца посланника Аллаха.

     Воду Замзям можно попробовать и сейчас. Она такая же приятная на вкус, по прежнему исцеляя всех страждущих. Питье воды из священного источника входит в ритуал хаджа, и к нему всегда была большая очередь. Как попробуешь, тобой овладевает радость, грудь переполняется ощущением божественной благодати и приятного слияния с Аллахом, исчезновения в нем. Когда я совершал Хадж, воду Замзям паломники пили из маленьких одноразовых стаканчиков, набирали в заранее принесенные пластмассовые бутылки, заполняли ею большие канистры, которые потом несли или везли на тележках домой. Вода Замзям выручала и лечила всех всегда и везде: в Мине, на Арафате, в Муздалифе, Медине, на пограничных переходах и в иорданской пустыне. Ее ждали мусульмане в родной Казани, и просили привезти Замзям, как самый дорогой подарок. “Не надо подарков – привези только Замзям”, - с такими словами нас провожали в далекий путь.

     Благословенную воду Замзям мы получили за день до отъезда из Мекки. Ее специально для российских паломников набирала в канистры одна мекканская семья. Эту воду мы хранили и берегли больше всего. На канистре каждый паломник написал свои имена, фамилии, город и номер загранпаспорта, так как ее можно легко перепутать на таможне. Чтобы она случайно не пролилась во время длинного автобусного переезда, самолетного перелета, мы ее плотно закупоривали и заклеивали изолентой. Канистру с водой приходилось для проверки переворачивать вверх дном, чтобы заметить протечку. У тех, кто небрежно отнесся к своей воде, она потом вылилась по дороге домой. Когда автобус едет по дороге он иногда подпрыгивает на неровностях, пробка из канистры может сама собой выскочить и вода разольется. В самолете на большой высоте под большим давлением вода тоже может вылиться, даже из крошечного отверстия. Замзям я даже не отдавал пограничникам на таможне - они могли ее осквернить грязными руками или случайно опрокинуть.

       Но вернемся к самому началу. Немного испугавшись, ничего не поняв, знакомые занялись привычными делами и постарались закрыть неприятную тему. Не буду кривить душой, сам то я впервые узнал о Замзяме только в двадцатилетнем возрасте. Шел 1990 год, начала возрождаться вера, строиться мечети, и появилась возможность безпрепятственно совершить хадж. Именно тогда моя бабушка Халима апа принесла Замзям. Ее угостил на меджлисе, прибывший хаджи. Необычную воду мы пили маленькими ложечками, повернувшись к Каабе, предварительно прочитав молитву. И еще я узнал, что когда пьешь – можно загадывать желание и оно исполнится. Чувства были странными, и я не поверил в эту сказку с начала. Второй раз был в 1997 году - воду принесла, приехавшая из хаджа Венера абстай. В третий раз в 2004 году - Замзям привезла из Мекки уже моя мама Мухлиса абстай. Четвертого случая ждать долго не пришлось – через двенадцать месяцев мне выпала честь совершить хадж и самому набирать Замзам. Никогда я еще не видел столько улыбок, радостных слез и оживления. Казалось, все население земного шара до последнего человека покинуло дома – безбрежные людские потоки заполнили улицы и площади.

     Это было поистине всенародное торжество, венчавшее историческое событие. Замзям – это глубокий не скудеющий колодец. Это - волшебная бескрайняя река. И очень хотелось, чтобы она была вечной. Чтобы источник целебной воды продолжал служить людям, и щедро одаривать страждущих, и чтобы человек не оказался бессильным, как в далекие времена.

 

 

 

 

                                                                                                                 Рустем Хаджи Рахимов

                                                                                                                 10.11.05 г.

  

Популярное

Попечительский совет университета им. Гумбольдта в Берлине единогласно проголосовал за создание в ближайшее время института "теологии ислама". Вуз будет готовить как практиков - имамов, так и теоретиков - богословов. Около 6 процентов ...