e-Ислам
Новостной информационный ресурс
Вопрос-ответ

Ислам и татарский фольклор.


  29.12.2003  

Мировосприятие, философия, культура, литература, нравственность татарского народа издавна развивались под всеобъемлющим влиянием ислама, его идеологии, философии и нашли непосредственное и глубокое отражение в его фольклоре.

Борьба с религией, которая последовательно велась в XX веке, наряду с другими отрицательными последствиями, привела к разрушению защитной оболочки, цельности нации. Это нанесло ощутимый вред в деле морально-нравственного воспитания, который будет ощущаться еще долгие годы. Верно и точно отметили в своей книге "Жизнь Мухаммеда" В.Ф. Пaнoвa и Ю.Б.Бахтин: "...Следует постоянно помнить, что борьба с религией таит в себе угрозу нарушения "экологии культуры со всеми неблагоприятными последствиями для человека, общества и природы..." Эта угроза во многом осуществилась. Но в последнее 10-летие в обществе совершился поворот к духовности, что позволяет более оптимистично оценивать смотреть в будущее.

Наряду с исключительной активностью верующих в соблюдении ритуалов и предписаний Ислама (а это наблюдается сегодня во всех слоях татарского общества), исполнением религиозных песнопений, в народе идет бурное творчество такого духовно-лирического жанра фольклора, как мунаджат. Особенно много произведений коранического и религиозно-житейского характера.

Вышли в свет несколько сборников мунаджатов, а также солидный том, составленный К.Хуснуллиным. Эти музыкальные произведения звучат по радио, телевидению в исполнении известных певцов. Год тому назад на телевидении был объявлен конкурс на лучший мунаджат.

Редакция была завалена мунаджатами, и очень нелегко было определить победителей. Все эти факты показывают, что жанр мунаджат переживает очередной пик расцвета.

Коранические мунаджаты, имеющие хождение в народе, проникнуты назиданиями, поучениями, которые посвящены восхвалению, прославлению единого Аллаха, его пророка, обучению столпам Ислама.

Предстает широкая картина религиозного всеобуча. Не все могут посещать курсы в медресе, овладевать арабской графикой, языком, хотя и здесь наблюдается большая активность - особенно у женщин. Мунаджаты же повествуют об Исламе, его столпах на родном языке, в музыкально-речитативном исполнении. В этом их особая притягательность и, видимо, одна из причин плодотворности жанра.

В мунаджатах красной нитью проходит очень важная мысль - мысль о единстве всех мусульман. У татар-исполнителей это часто обозначает единство и религиозное, и национальное. Дин кардђшлеге - это священное родство одобряется и восхваляется в татарском народном творчестве. Такое обращение часто встречается и в турецких илаhu - в произведениях, сходных с нашими мунаджатами.

Чувство единения всех мусульман содержится в понятии умма - љммђт. Мљхэммђт љммђте - чувство принадлежности к этому сообществу. Оно четко выражено в таком сугубо религиозном жанре, как мунаджат. Умма переводится с арабского как мусульманская община, народ, нация. В Коране слово умма обозначает мусульманские народы, являющиеся объектом божественного откровения. В татарском народном творчестве есть ощущение своей причастности к этому сообществу. Понимание единства по вере четко прослеживается во многих мунаджатах.

Есть несколько произведений, посвященных заслугам пророка Мухаммеда в деле объединения мусульман в одну общину, в один народ. Особенно проникновенно звучит многострочный мунаджат, "Љммђт љчен килде Рђсњл, белдегезмњ?" ("Ради уммы Расул в этот мир явился").

Еще в одном мунаджате "Исрафил сурын љргђй" - "Исрафил протрубил" повествуется, что Мухаммед отказывается от всех благ ради своей уммы, он молит Аллаха простить прегрешения своей уммы - мусульман.

В рай его привели,
Войди, сказал Он, мой любимец.
"Нет, один я не войду
Мою умму удостой,
Прости их прегрешения".

Во многих мунаджатах содержится всеобъемлющий образ уммы. Слушатели, сочинители и исполнители мунаджатов, особенно имеющих религиозно-обучающее содержание, проникаются чувством единства народа. Аль Маудуди пишет, что "Исламское идейно-моральное общество открыто для каждого, кто обладает определенным вероубеждением и является носителем особой моральной системы, уверовав в единого Аллаха". Ощущение себя частью целого, частью уммы налицо в мунаджатах. Они исполняются, сочиняются везде, где живут татары и переходят из уст в уста, являются общими для всех татар. Для татарского народа, волею исторических судеб рассеянного на огромной территории России, это чувство единения со своим народом в одной вере было и остается очень важным. Велики моральные потери, которые произошли за годы борьбы с религией. Но тем заметнее сейчас бурное возрождение многовековых традиций.

Айслу Садекова,
доктор филологических наук,
заслуженный работник культуры
Республики Татарстан

"Татарские края"

Информация распечатана со страницы:   http://www.e-islam.ru/idel-haj/faq/?id=564. Дата печати: 20.04.2024 4:42:45