Новости
Версия для печати

СМИ: "Известия Татарстана": Халяльное мясо


  25.12.2008  

Продукция «халяль» на российском, в частности, на татарстанском рынке, появилась сравнительно недавно. Однако сегодня она уверенно осваивает рынок, и уже заняла свою нишу в сфере торговли мясными продуктами. Более того, теперь некоторые предприниматели изъявляют желание производить всю свою продукцию по стандартам «халяль», так как спрос растет в геометрической прогрессии. По словам специалистов, уже сейчас казанские предприятия (и не только магазины) могут предложить покупателям-мусульманам тридцать-сорок сортов колбас, сосиски, до пятнадцати сортов мяса птицы и несколько сортов говядины и баранины местного производства.

По некоторым данным, мировой товарооборот «халяльной» продукции сегодня составляет около 550 миллиардов долларов без учета российского рынка, которым монопольно владеет Духовное управление мусульман Татарстана. Уже сегодня в республике мясопродукты «халяль» занимают около 10% от общего объема выпускаемых мясопродуктов, при этом ее ежегодный прирост составляет от 10 до 15%. Ожидается, что в остальных регионах компактного проживания мусульман и в Москве, где насчитывается около двух миллионов мусульман, продукция «халяль» в итоге займет около 14% рынка.

Надо заметить, что «халяльную» продукцию берут не только мусульмане, ее запрашивают во Франции, Испании, Голландии и в других странах. Да и в российских регионах ее охотно приобретают не только мусульмане. Люди понимают, что это качественный продукт, да и внешний вид товара играет роль. По наблюдениям некоторых продавцов крупных супермаркетов Казани, «халяльное» мясо покупают представители разных конфессии.

Инициатором выпуска и торговли продукцией «халяль» выступил муфтий Татарстана Гусман-хазрат Исхаков. Эта благородная идея была подхвачена многими производителями Татарстана, однако вскоре на рынке появились недобросовестные предприниматели, которые, почувствовав, что можно извлечь хорошую прибыль, стали использовать раскрученную марку «халяль» на продукции, в действительности таковой не являющейся. Действия таких предпринимателей Антимонопольный комитет рассматривает как мошенничество, и они, в соответствии с законом, несут за них ответственность. Однако Роспотребнадзор, в частности отдел по защите прав потребителей, не имеет право привлекать к ответственности продавца, торгующего продукцией под маркой «халяль», если даже покупатель заподозрит «лжехаляльную» продукцию.

Между тем, ежедневно на казанских рынках работают десятки продавцов мясопродуктов, использующих марку «халяль». Возможно, кто-то из них действительно торгует «халяльным» продуктом, но многие явно решили подзаработать. Хотя, по словам заместителя муфтия РТ по религиозным вопросам Сулеймана Зарипова, продажа поддельной продукции «халяль» - большой грех, ведь идет откровенный обман покупателей, когда речь идет о деньгах, над этим мало кто задумывается.

- Первые жалобы ДУМ РТ начали поступать еще в конце девяностых, - рассказывает руководитель Комитета по стандарту «Халяль» при ДУМ РТ Ильнур Гайнуллин. – «Халяльными» мясопродуктами являются лишь те, которые изготовлены с соблюдением законов шариата и по мусульманским стандартам.

Массовое появление на мусульманском рынке «лжехаляльной» продукции заставило ДУМ РТ пойти на экстренные меры и создать отдельный комитет, контролирующий эту сферу. Так в 2005 году появляется Комитет по стандарту «Халяль» при ДУМ РТ, призванный контролировать производство и реализацию «халяльной» продукции в республике и ряде российских регионов. Через некоторое время Комитет совместно с ЗАО «РСМЦ «Тест Татарстан» разработал общие требования по производству и реализации продукции, маркированной «халяль» на территории РТ, утвержденные муфтием республики и согласованные с Советом ученых ДУМ РТ, ФГУ ТатЦСМ и ФГУ ЦНСЭН в РТ, Главным государственным ветеринарным инспектором РТ и ЗАО «РСМЦ «Тест-Татарстан». В этом документе подробно описаны требования как к сырью, так и к персоналу, производственным помещениям, транспортировке, упаковке и маркировке. «Сегодня это единственный в России ГОСТ на «халяльную» продукцию, - продолжает Ильнур Гайнуллин. – Только при соответствии всем стандартам мы выдаем производителю сертификат, и только потом он получает право маркировать свои товары логотипом «халяль», написанном на русском, татарском и арабском языках. Уже около 40 татарстанских предприятий, занимающихся производством мясопродуктов и кондитерских изделий, получили такой сертификат».

Теперь такого беспредела, как раньше, когда кто хотел, тот и ставил значок «халяль» на любую продукцию, на рынках Казани не наблюдается. Раньше находились и такие хитрецы, которые пользовались сбивающими с толку обозначениями «по канонам ислама», «по-мусульмански». Но Совет ученых при ДУМ РТ подтвердил, что во всех подобных случаях имеется в виду именно «халяльная» продукция, следовательно, она должна иметь сертификат.

Сомнительная продукция в Республику Татарстан чаще всего поступает из Пензенской, Самарской, Ульяновской областей и Нижнего Новгорода. В основном подделываются полуфабрикаты: пельмени, манты, которые выпускают в подпольных цехах. По словам Ильнура Гайнуллина, Комитет может сертифицировать производителя, но не имеет права проверить магазин или торговую точку на наличие на их прилавках «лжехаляльного» продукта. «К сожалению, наш Комитет не уполномочен проверять работу магазинов, торгующие «халяльными» продуктами на соблюдение правил по хранению и реализацию мусульманских продуктов, вернее мы не можем этого сделать в одиночку, - говорит Ильнур Гайнуллин, - нам нужна поддержка и участие государственного органа, имеющего право проверять работу торговых организации. Поэтому в ближайшее время ДУМ РТ собирается провести расширенное заседание, куда будут приглашены специалисты Роспотребнадора, тогда и будет решаться вопрос, когда и по какой схеме будет организована проверка».

Кстати, проверка коснется не только рынков и полуподпольных магазинов, комиссия также может нагрянуть и в солидные супермаркеты, которые, по словам Гайнуллина, имеют сертификат на продажу «халяльной» продукции. Это так, для профилактики, говорит он, чтобы у продавца не возникало желания нарушить правила реализации и условия хранения мусульманской продукции и таким образом сэкономить лишний рубль. Ведь и к торговле, и к хранению продукции предъявляются свои требования, и они непростые. «Халяльная» продукция не должна соприкасаться с другим продуктом. Это и место хранения, и свой транспорт, отдельные лотки, топоры, ножи и т. п. Нельзя, скажем, на одной доске и одним ножом резать халяльную и нехаляльную продукцию. Продавец, обязательно должен быть с покрытой головой. В случае нарушения правил сертификат может быть отозван. Кстати, ДУМ Татарстана планирует вести деятельность по выдаче сертификатов и контролю за производством и продажей «халяльной» продукции на территории всей России.

№ 8 (318) от 22 - 28 февраля 2008

НАИЛЯ ГАЗИЗОВА




Другие новости раздела:

  На прошлой неделе руководитель Комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ Ильнур Гайнуллин и генеральный директор холдинговой компании «Родная земля» Айдар Гараев посетили с визитом Литву по приглашению группы предприятий «АРВИ» - «Arvi group». ...
Аль-Барро предлагает баранов, в том числе курдючных, на Курбан и на круглый год от 3 тыс. до 15 тыс. рублей в весовой категории от 15 до 100 кг. Программа "Халяль-сервис" предлагает услуги от зареза до доставки на дом круглосуточно. Обращаться ...
Об этом пресс-службе ДУМ РТ заявил заместитель руководителя Комитета по стандарту «Халяль» при ДУМ РТ Динар Садыков. Он отметил, что Комитетом выдано только десять свидетельств для предприятий общепита, хотя в Казани почти на каждом шагу открываются ...
Принятие на общефедеральном уровне системы "Халяль" вызвало большой интерес у бизнеса к производству нового вида продуктов. О современном рынке халяльной продукции TatCenter.ru рассказал заместитель руководителя Комитета по стандарту "Халяль" при ...