Комитет по стандарту «Халяль» - сертификация и контроль качества
Версия для печати

Что такое «Халяль»? Слово «халяль» («халал») (от арабского al-halal - разрешенное) давно стало синонимом того, что можно есть мусульманину, хотя оно имеет куда более глубокий смысл. Мусульманин всегда уделяет большое внимание своей пище, ведь требования к ней даны самим Всевышним в Священной книге, заветы которого он чтит и уважает.

В настоящее время производству халяльной продукции во всем мире уделяется особое внимание, так как этот потребительский рынок является очень привлекательным.

Для мусульман «халяль» («халал») — это марка, подтверждающая то, что эти продукты выработаны в соответствии с мусульманскими традициями, не содержит компонентов, которые нельзя употреблять в пищу мусульманину (например, свинину, мертвечину, кровь) и являются чистыми продуктами «духовного происхождения».

В последнее время выделяют ряд направлений развития халяльного рынка: рынок продовольствия, рынок халяльных услуг, фармацевтический халяльный рынок, рынок халяльной косметики. Некоторые брендовые производители налаживают производство продукции под маркой «Халяль», помимо получения прибыли, для укрепления своего имиджа. В основном на это идут мировые бренды.

 

ХаляльКомитет по стандарту «Халяль» при Духовном управлении мусульман РТ создан в 2005 году для осуществления контроля производства и реализации халяльной продукции, который начал интенсивно развиваться в России. Во избежание попадания на рынок поддельной и контрафактной халяльной продукции, в этот же год Комитетом по стандарту «Халяль» при ДУМ РТ и ЗАО «Республиканским сертификационным методическим центром «Тест-Татарстан» (производящего сертификацию от имени государственного органа Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии России) были разработаны «Общие требования по производству и реализации продукции маркированной «халяль» (HALAL).

В этих Положениях определены требования как к сырью, используемому при производстве продуктов «Халяль», так и к персоналу, производственным помещениям, транспортным средствам, инструменту, спецодежде, упаковке и маркировке, а также и требования к порядку освидетельствования на предмет соответствия продукта нормам Ислама.

На основании утвержденных Положений всем производителям, предприятиям торговли и общественного питания, реализующим халяль, Комитетом по стандарту «Халяль» при ДУМ РТ предложено подтвердить соответствие их продукции нормам ислама и получить Сертификаты о халяльности их продукции.

Свидетельство17 февраля Федеральное Агентство по техническому регулированию и метрологии России зарегистрировало «Систему добровольной сертификации продукции и услуг на соответствие канонам Ислама - Система Халяль (Halal)» (номер регистрации: ДП РОСС RU.K 555.04. ИХ 00-01-2009) и знак соответствия, которые разработали Комитет по Данная Система позволит избежать контрафакта, которого много на потребительском рынке и предприятия, выпускающие халяльную продукцию, теперь на официальном уровне могут смело ее сертифицировать и ставить на ней знак соответствия.

Более того, добровольная сертификация продукции Халяль теперь позволяет официально признавать на государственном уровне в странах входящих в Организацию Исламская конференция продукцию российских предприятий от мяса до медикаментов, если они пройдут должный контроль со стороны Комитета по стандарту Халяль при ДУМ РТ, с последующей сертификацией в Республиканском сертификационном методическом центре «Тест-Татарстан» и в органах сертификации уполномоченных им.

Важным событием для российских производителей халяльной продукции стало подписание совместного соглашения о сотрудничестве в сфере производства и реализации халяля между Комитетом по стандарту Халяль ДУМ РТ, Комитетами республик Центральной Азии и Малайзией, что в свою очередь, послужило признанием Сертификатов.

 

Продвижение продукции на российский рынок

Важным составляющим в совместной работе Комитета и Производителя является то, что Комитет со своей стороны занимается сопровождением продукции «Халяль» на рынок. Для этого специалисты Комитета совместно с маркетинговыми службами предприятия прорабатывают стратегию продвижения и консультируют по многим вопросам, касающиеся данной продукции. Более того, Комитет постоянно ведет работу со Средствами массовой информации по популяризации традиционных духовных ценностей мусульман России.

 

Халяль в России

Сейчас халяль-индустрия в России – развивающаяся отрасль и, по прогнозам Комитета, в этой нише преуспеет тот, кто начнет производство халяля именно сейчас. Не занятые ниши: полуфабрикаты, детское питание, деликатесы, специи и соусы, медикаменты. Чувствуется дефицит: в мясе птицы. Прирост и увеличение реализуемой продукции зависит от желания самого предприятия. Есть предприятия, которые устанавливают квоту на производство халяльной продукции, а некоторые, наоборот, постоянно наращивают производство. Прирост в таких предприятиях составляет 44%-52% ежегодно.

 

Общий мониторинг продаж в России (по предоставленным данным - открытые)

ООО «ЧЕЛНЫ-БРОЙЛЕР» г. Набережные Челны
ЗАО «Челны-хлеб», «Тортугалия» г. Набережные Челны
ООО «Счастливые времена» г. Набережные Челны


Динамика реализации Халяль продукции ООО «Челны-Бройлер»

Продукция

Ед.изм.

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

План 2010г.

Мясо птицы и субпродукты

тн

41,1

319,1

513,3

626,4

1 100,3

1440,7

3003

Готовая продукция

тн

0,0

37,5

115,0

272,8

622,5

1144,5

1224,5

Всего Халяль продукция

тн

41,1

356,6

628,3

899,2

1732,8

2585,2

4227,5


Реализация Халяль продукции ООО «Челны – Бройлер» в регионах

Контрагент. Регион

1 полугодие 2009г.

2 полугодие 2009г.

 

Количество (кг)

Количество (кг)

Собственная торговля

298 901,025

294 900,621

Регионы РФ (без Татарстана)

141 665,278

149 448,930

Башкортостан

10 989,770

11 131,740

Кировская область

18 734,890

13 681,110

Коми

2 429,591

1 344,900

Мордовия

1 465,780

2 189,700

Мордовия

1 465,780

2 189,700

Нижегородская область

3 492,200

4 017,470

Пермский край

46 284,844

52 659,761

Самарская область

9 552,893

5 602,137

Саратовская область

210,300

1 331,300

Свердловская область

7 518,900

3 412,600

Тюменская обл.

4 923,600

5 752,300

Удмуртия

22 231,430

23 993,611

Ульяновская область

640,330

4 317,700

Челябинская область

12 757,850

20 014,601

Татарстан

755 004,365

945 363,213

Итог

1 195 570,668

1 389 712,764


Динамика реализации Халяль продукции ЗАО «Челны-хлеб», «Тортугалия» г. Набережные Челны

 

2005г.

2008г.

2009г.

Кондитерские изделия ТМ «Тортугалия»

751758,59

947001,52

888893,69

ЗАО «ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ»

15579138,57

20969912,74

14821205,95

Итого HALAL

16330897,16

21916914,26

15710099,64


Динамика реализации Халяль продукции ООО «Счастливые времена» г. Набережные Челны

 

2008г.

2009г.

Майонез

895000

975000

Кетчуп

300000

634000

Пельмени

2810000

3760000

ОАО Йошкар-олинский мясокомбинат – 2007/2008 годы:

 

Колбасные изделия – 279/365

Мясная консервация – 65 тыс. ед/101 тыс. ед

 

Халяль в мире

Спрос на Халяль продукцию со стороны 1,8 миллиона мусульман всего мира, а также некоторой части немусульманского населения постоянно растет. По официальным сообщениям индустрия халяль питания генерирует 2,1 триллиона долларов ежегодно - сообщает информационный татарстанский портал halalpages.ru.

Халяльная пищевая промышленность растет, годовой доход этой индустрии уже составил 2,1 триллиона долларов

"Масштабы роста индустрии халяль питания огромны, рост нефтяного богатства приводить к тому, что потребляется больше пищи, несмотря на то, что цены на продукты растут", - заявил изданию Gulf News господин Нордин Абдулла, исполнительный директор коммуникационной и консалтинговой компании KasehDia в Малайзии, издающий журнал The Halal Food Journal.

По его словам, это также приведет к значительному увеличению общей стоимости индустрии. Абдулла добавил, что "все больше и больше вкладов в эту индустрию поступают со стороны немусульманского населения, "изучающие" данную отрасль по причине ее роста и увеличения капиталовложений в продукцию.

Рост рынка халяльной продукции он объясняет также тем, что в Европе число немусульманской части населения сокращается, а численность мусульманского населения в мире растет большими темпами.

Несмотря на то, что масштабы отрасли могут увеличиваться, все еще существует большая разница между потреблением мяса во всем мире и торговлей халяльным мясом (торговля мясом между мусульманскими странами).

Сумма потребляемых во всем мире мясных продуктов составила в 2008 году 151,2 миллионов метрических тонн, стоимостью в 334,4 миллиардов долларов. Общая стоимость реализуемых в мире мясных продуктов составляет 37,1 миллиарда долларов, в то время как в мусульманских странах это всего лишь 3,3 миллиона метрических тонн или 7 миллиардов долларов, по данным журнала The Halal Journal.

Вторая по счету экспозиция Халяль продукции – торговая выставка в сфере глобальной Халяль промышленности – прошла в Дубае и была направлена на дальнейшую разработку стандартов и модернизацию 2,1 триллиона долларовой индустрии. Дубай, как ожидается, будет играть ключевую роль в Халяль промышленности, в связи с тем, что местные компании планируют создать специальный профессиональный сертификационный орган, который будет осуществлять контроль и поддержку стандартов высокого качества согласно требованиям глобальной индустрии.