Комитет по стандарту «Халяль» - сертификация и контроль качества |
Что такое «Халяль»? Слово «халяль» («халал») (от арабского al-halal - разрешенное) давно стало синонимом того, что можно есть мусульманину, хотя оно имеет куда более глубокий смысл. Мусульманин всегда уделяет большое внимание своей пище, ведь требования к ней даны самим Всевышним в Священной книге, заветы которого он чтит и уважает.
В настоящее время производству халяльной продукции во всем мире уделяется особое внимание, так как этот потребительский рынок является очень привлекательным.
Для мусульман «халяль» («халал») — это марка, подтверждающая то, что эти продукты выработаны в соответствии с мусульманскими традициями, не содержит компонентов, которые нельзя употреблять в пищу мусульманину (например, свинину, мертвечину, кровь) и являются чистыми продуктами «духовного происхождения».
В последнее время выделяют ряд направлений развития халяльного рынка: рынок продовольствия, рынок халяльных услуг, фармацевтический халяльный рынок, рынок халяльной косметики. Некоторые брендовые производители налаживают производство продукции под маркой «Халяль», помимо получения прибыли, для укрепления своего имиджа. В основном на это идут мировые бренды.
Комитет по стандарту «Халяль» при Духовном управлении мусульман РТ создан в 2005 году для осуществления контроля производства и реализации халяльной продукции, который начал интенсивно развиваться в России. Во избежание попадания на рынок поддельной и контрафактной халяльной продукции, в этот же год Комитетом по стандарту «Халяль» при ДУМ РТ и ЗАО «Республиканским сертификационным методическим центром «Тест-Татарстан» (производящего сертификацию от имени государственного органа Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии России) были разработаны «Общие требования по производству и реализации продукции маркированной «халяль» (HALAL).
В этих Положениях определены требования как к сырью, используемому при производстве продуктов «Халяль», так и к персоналу, производственным помещениям, транспортным средствам, инструменту, спецодежде, упаковке и маркировке, а также и требования к порядку освидетельствования на предмет соответствия продукта нормам Ислама.
На основании утвержденных Положений всем производителям, предприятиям торговли и общественного питания, реализующим халяль, Комитетом по стандарту «Халяль» при ДУМ РТ предложено подтвердить соответствие их продукции нормам ислама и получить Сертификаты о халяльности их продукции.
17 февраля Федеральное Агентство по техническому регулированию и метрологии России зарегистрировало «Систему добровольной сертификации продукции и услуг на соответствие канонам Ислама - Система Халяль (Halal)» (номер регистрации: ДП РОСС RU.K 555.04. ИХ 00-01-2009) и знак соответствия, которые разработали Комитет по Данная Система позволит избежать контрафакта, которого много на потребительском рынке и предприятия, выпускающие халяльную продукцию, теперь на официальном уровне могут смело ее сертифицировать и ставить на ней знак соответствия.
Более того, добровольная сертификация продукции Халяль теперь позволяет официально признавать на государственном уровне в странах входящих в Организацию Исламская конференция продукцию российских предприятий от мяса до медикаментов, если они пройдут должный контроль со стороны Комитета по стандарту Халяль при ДУМ РТ, с последующей сертификацией в Республиканском сертификационном методическом центре «Тест-Татарстан» и в органах сертификации уполномоченных им.
Важным событием для российских производителей халяльной продукции стало подписание совместного соглашения о сотрудничестве в сфере производства и реализации халяля между Комитетом по стандарту Халяль ДУМ РТ, Комитетами республик Центральной Азии и Малайзией, что в свою очередь, послужило признанием Сертификатов.
Продвижение продукции на российский рынок
Важным составляющим в совместной работе Комитета и Производителя является то, что Комитет со своей стороны занимается сопровождением продукции «Халяль» на рынок. Для этого специалисты Комитета совместно с маркетинговыми службами предприятия прорабатывают стратегию продвижения и консультируют по многим вопросам, касающиеся данной продукции. Более того, Комитет постоянно ведет работу со Средствами массовой информации по популяризации традиционных духовных ценностей мусульман России.
Халяль в России
Сейчас халяль-индустрия в России – развивающаяся отрасль и, по прогнозам Комитета, в этой нише преуспеет тот, кто начнет производство халяля именно сейчас. Не занятые ниши: полуфабрикаты, детское питание, деликатесы, специи и соусы, медикаменты. Чувствуется дефицит: в мясе птицы. Прирост и увеличение реализуемой продукции зависит от желания самого предприятия. Есть предприятия, которые устанавливают квоту на производство халяльной продукции, а некоторые, наоборот, постоянно наращивают производство. Прирост в таких предприятиях составляет 44%-52% ежегодно.
Общий мониторинг продаж в России (по предоставленным данным - открытые)
ООО «ЧЕЛНЫ-БРОЙЛЕР» г. Набережные Челны
ЗАО «Челны-хлеб», «Тортугалия» г. Набережные Челны
ООО «Счастливые времена» г. Набережные Челны
Динамика реализации Халяль продукции ООО «Челны-Бройлер»
Продукция |
Ед.изм. |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
План 2010г. |
Мясо птицы и субпродукты |
тн |
41,1 |
319,1 |
513,3 |
626,4 |
1 100,3 |
1440,7 |
3003 |
Готовая продукция |
тн |
0,0 |
37,5 |
115,0 |
272,8 |
622,5 |
1144,5 |
1224,5 |
Всего Халяль продукция |
тн |
41,1 |
356,6 |
628,3 |
899,2 |
1732,8 |
2585,2 |
4227,5 |
Контрагент. Регион |
1 полугодие 2009г. |
2 полугодие 2009г. |
|
Количество (кг) |
Количество (кг) |
Собственная торговля |
298 901,025 |
294 900,621 |
Регионы РФ (без Татарстана) |
141 665,278 |
149 448,930 |
Башкортостан |
10 989,770 |
11 131,740 |
Кировская область |
18 734,890 |
13 681,110 |
Коми |
2 429,591 |
1 344,900 |
Мордовия |
1 465,780 |
2 189,700 |
Мордовия |
1 465,780 |
2 189,700 |
Нижегородская область |
3 492,200 |
4 017,470 |
Пермский край |
46 284,844 |
52 659,761 |
Самарская область |
9 552,893 |
5 602,137 |
Саратовская область |
210,300 |
1 331,300 |
Свердловская область |
7 518,900 |
3 412,600 |
Тюменская обл. |
4 923,600 |
5 752,300 |
Удмуртия |
22 231,430 |
23 993,611 |
Ульяновская область |
640,330 |
4 317,700 |
Челябинская область |
12 757,850 |
20 014,601 |
Татарстан |
755 004,365 |
945 363,213 |
Итог |
1 195 570,668 |
1 389 712,764 |
|
2005г. |
2008г. |
2009г. |
Кондитерские изделия ТМ «Тортугалия» |
751758,59 |
947001,52 |
888893,69 |
ЗАО «ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ» |
15579138,57 |
20969912,74 |
14821205,95 |
Итого HALAL |
16330897,16 |
21916914,26 |
15710099,64 |
|
2008г. |
2009г. |
Майонез |
895000 |
975000 |
Кетчуп |
300000 |
634000 |
Пельмени |
2810000 |
3760000 |
ОАО Йошкар-олинский мясокомбинат – 2007/2008 годы:
Колбасные изделия – 279/365
Мясная консервация – 65 тыс. ед/101 тыс. ед
Халяль в мире
Спрос на Халяль продукцию со стороны 1,8 миллиона мусульман всего мира, а также некоторой части немусульманского населения постоянно растет. По официальным сообщениям индустрия халяль питания генерирует 2,1 триллиона долларов ежегодно - сообщает информационный татарстанский портал halalpages.ru.
Халяльная пищевая промышленность растет, годовой доход этой индустрии уже составил 2,1 триллиона долларов
"Масштабы роста индустрии халяль питания огромны, рост нефтяного богатства приводить к тому, что потребляется больше пищи, несмотря на то, что цены на продукты растут", - заявил изданию Gulf News господин Нордин Абдулла, исполнительный директор коммуникационной и консалтинговой компании KasehDia в Малайзии, издающий журнал The Halal Food Journal.
По его словам, это также приведет к значительному увеличению общей стоимости индустрии. Абдулла добавил, что "все больше и больше вкладов в эту индустрию поступают со стороны немусульманского населения, "изучающие" данную отрасль по причине ее роста и увеличения капиталовложений в продукцию.
Рост рынка халяльной продукции он объясняет также тем, что в Европе число немусульманской части населения сокращается, а численность мусульманского населения в мире растет большими темпами.
Несмотря на то, что масштабы отрасли могут увеличиваться, все еще существует большая разница между потреблением мяса во всем мире и торговлей халяльным мясом (торговля мясом между мусульманскими странами).
Сумма потребляемых во всем мире мясных продуктов составила в 2008 году 151,2 миллионов метрических тонн, стоимостью в 334,4 миллиардов долларов. Общая стоимость реализуемых в мире мясных продуктов составляет 37,1 миллиарда долларов, в то время как в мусульманских странах это всего лишь 3,3 миллиона метрических тонн или 7 миллиардов долларов, по данным журнала The Halal Journal.
Вторая по счету экспозиция Халяль продукции – торговая выставка в сфере глобальной Халяль промышленности – прошла в Дубае и была направлена на дальнейшую разработку стандартов и модернизацию 2,1 триллиона долларовой индустрии. Дубай, как ожидается, будет играть ключевую роль в Халяль промышленности, в связи с тем, что местные компании планируют создать специальный профессиональный сертификационный орган, который будет осуществлять контроль и поддержку стандартов высокого качества согласно требованиям глобальной индустрии.