ММРО «ВАКФ»
Версия для печати

Мусульманская Религиозная Организация «Вакф» бала основана 19 января 2009 года. Председателем Приходского собрания является Галеев Мурат Ильдарович.

Вакф (араб., букв. удержание) – движимое и недвижимое имущество, переданное или завещанное на религиозные и благотворительные цели, не отчуждаемое и не облагаемое налогом. По мнению некоторых мусульманских правоведов, Вакф, несмотря на то, что он держится человеком и может передаваться по наследству, в конечном счете находится во владении Аллаха. Этим подчеркивается обезличенный, общественный характер вакуфной собственности. Шариат объявляет особым бездоходным Вакфом здания мечетей, медресе и прилегающей к ним территории с момента передачи их благотворителем общине.

Большая часть Вакфов в Поволжье была конфискована еще сразу после уничтожения Казанского ханства, и окончательно этот процесс был завершен в 1730-е г.г. Вакфы в Приуралье были незначительны. Рост числа Вакфов в регионе начинается во второй половине XIX в., но и тогда доходы от них оставались несравнимыми с соответствующими доходами в мусульманских государствах. Превращение Вакфов в основной источник существования культовых учреждений (примерно с XII в.) способствовало профессионализации и консолидации лиц, связанных с мусульманским культом, в особую социальную группу, которую условно можно назвать мусульманским духовенством. В XIX в., в Османской империи примерно 1/3 всех земель отноилась к категории Вакуфной. В Бухаре до 1920 г. Вакфы составляли 24,6 % орошаемых земель. До революции в Казани почти все 17 мечетей города, являясь по сути, бездоходными Вакфами, в то же время обладали доходным Вакуфным имуществом. Это были дома, торговые лавки, магазины, земельные участки, денежные средства. Первый официально зарегистрированный доходный Вакф в Казани был оговорен в 1830 г. в завещании первой гильдии купца Губайдуллы б. Мухаммад Рахима Юнусова, который передал в пользу Первой Соборной мечети (“ал-Марджани”) две каменные лавки на Сенной площади.

В связи с начавшимися масштабными преобразованиями в жизни российских мусульман во второй половине XIX в. развернулась борьба за перевод Вакуфных средств из-под контроля отдельных богатых жертвователей и их семей в совместое ведение всех членов общины. Это позволило покончить с частыми злоупотреблениями в благотворительной сфере, сконцентрировать и направить капитал приходв на удовлетворение насущных потребностей мусульман, реформу конфессионального образования. Зачинателем этого процесса стал имам-хатыйб Первой соборной мечети г. Казани Шигабуддин Марджани, который в 1870 г. создал институт попечительства. Это целенаправленно и подотчетно обеспечило экономическую самостоятельность общины, что ознаменовало начало глубокого процесса коренной ломки прежних взамоотношений в махалле. По инициативе Шигабуддина Марджани, через решение вопроса о собственнике Вакфа, в лице махалли происходило строительство коллективной системы самоуправления в приходе.

В конце XIX – начале XX в. Оренбургское Магометанское Духовное Собрание (ОМДС), учитывая уже сложившуюся практику, сформулировало в соответствии с шариатом и российским законодательством основные правила по управлению и контролю над Вакфом. Учреждение новых Вакфов увязывалось с обязательным представлением ОМДС учредительного акта, который затем поступал на утверждение в МВД. Такое же утверждение требовалось и устным Вакфам. Все пожертвования мутаваллии и муллы были обязаны вносить в шнуровые вакуфные книги, лично подписанные и утвержденные в присутственных местах и сообщить об этом в течение 3 дней в ОМДС. Правилами четко расписывался порядок использования приходской собственности: недвижимость обязательно с согласия общины должна была сдаваться в аренду, при поручительстве двух “достаточных” лиц с обязательной записью всех операций в шнуровых книгах. За злоупотребления и нарушения мутавалли мог смещаться Духовным Собранием с должености. Община, согласившись с принятием Вакфа, уполномочивала попечителя мечети ходатайствовать перед губернатором в том, чтобы он обратился за разрешением на прием пожеотвования в Министерство внутренних дел. Департамент МВД, выдав свое разрешение, направлял его в ОМДС для “зависящих распоряжений”. ОМДС через полицейское управление доводило до сведения прихожан решение МВД и выдавало свою разрешающую резолюцию. Затем оно сообщало мутаваллиям о необходимости ежегодной отчетности по Вакфу перед ОМДС, для чего пересылало им специальную приходно-расходную книгу. После совершения дарственной записи на жертвуемое имущество с утверждением у нотариуса Вакф начинал работать на нужды махалли.

Обычно в каждой махалле из числа наиболее уважаемых людей избиралось попечительство (мутаваллият) во главе с попечителем, как правило, авторитетным и преуспевающим предпринимателем. Выборы попечителя имели гласный характер и осуществлялись путем оформления приговора всех жителей махали на общем собрании. Причем приговор этот подлежал обязательному утверждению сначала у нотариуса, а затем в Духовном Собрании. Согласно этому документу, лицо, избираемое попечителем, наделялось всеми правами по ведению имущественно – хозяйственной, финансовой деятельности мечети и медресе с обязательной ежегодной «подробной отчетностью со всеми оправдательными документами».

Кроме того, мусульмане часто создавали мутаваллияты по управлению приходскими учебными заведениями без опоры на определенную вакуфную собственность. Вообще реформа традиционной мусульманской благотворительности у татар, заключавшаяся в организации приходских попечительств и благотворительных обществ, преследовала своей целью стабильное финансирование джадидских преобразований в конфессиональной школе. Выборный мутаваллият Пятой махали г. Казани, где размещалось медресе «Мухаммадия», благодаря вакуфным пожертвованиям купцов М.И. Галеева, Х. Шарафутдинова, А.Г. Хусаинова, Г.И. Утямышева, имама Г. М. Галеева (Баруди) сделал общину собственником недвижимого имущества общей стоимостью в 150 000 руб.

В начале ХХ в. в завещаниях видных представителей мусульманской буржуазии о создании Вакфа усиливается социальный характер. В завещании А. Г. Хусаинова (1837-1906) на нужды национального образования ассигновано почти полмиллиона руб., заключенных в вакуфном имуществе. В его завещании фактически сформулирована долгосрочная программа по финансированию и развитию татарского просвещения.

В соответствии с решениями III Всероссийского мусульманского съезда в 1906 г. Духовным Собранием передавались все Вакфы. Подобный пункт вошел в Низамнамэ (Устав) Диния назараты в 1918 г.

В годы советского режима существование Вакфа запрещалось. Институциональное возрождение Вакфа связано с созданием Мусульманской Религиозной Организации «Вакф». На территории бывшей Татарской слободы Казани в качестве Вакфа был передан ряд зданий, где, в частности размещаются учебные заведения. Понятие Вакф впервые введено в светское законодательство в законе Республики Татарстан «О свободе совести и религиозных объединениях».